Шлагбаум для четырехколесного металлолома

23 января 2019 16:27

С этого года вступили в силу новые правила техосмотра. В их числе обязательная фото-­ и видеофиксация процедуры, ужесточение санкций за липовый техосмотр, запрещение эксплуатации автомобиля при каких-то изменениях в его конструкции… Как владельцы станций техосмотра и автомобилисты относятся к этим новшествам?

Ждать заветного талона приходилось целый день

В последние годы законодатели регулярно «радуют» автомобилистов очередными нововведениями в процедуре техосмотра, хотя ранее длительное время правила прохождения были четко определены и каждый автолюбитель мог подготовиться к процедуре. Сотрудники ГИБДД оценивали внешнее состояние машины (так называемый товарный вид), проверяли, как работает тормозная система, в том числе ручной тормоз, осветительные приборы, рулевое управление (отсутствие люфта), наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки…

Серьезным недостатком, пожалуй, было наличие огромных очередей. «Для прохождения техосмотра приходилось специально отпрашиваться на работе, – рассказывает автолюбительница с 12-летним стажем Анастасия Бусургина. – Очередь занимала с семи утра. Ждать, когда к тебе подойдут госавтоинспекторы, приходилось полдня. А потом до вечера мы еще ждали на площадке, когда нам выдадут заветный талон».

В Иванове процедура проводилась в УГИБДД на Гнединых, в райцентрах – на площадках при ГАИ или при крупных автомастерских, где есть эстакады для проверки стояночного тормоза – «ручника». 

В 2011 году функции техосмотра были возложены на коммерческие организации, а на Российский союз автостраховщиков – задачи по аккредитации операторов.

Через год были введены новые правила. Оценивать состояние автомобиля стали на специальных станциях с помощью компьютерной диагностики.

Талон техосмотра заменила диагностическая карта, где прописывается состояние всех узлов, частей и дополнительного оборудования автомобиля. На основании этих данных делается вывод о безопасности и допуске машины к участию в дорожном движении. Страховой полис выдается только при прохождении техосмотра. Результаты вносятся в электронную информационную базу данных.

Даже новые машины признавали неисправными

Новая процедура позволила избежать прежних очередей для получения диагностической карты, так как число организаций, проводящих техосмотр, значительно возросло. Деньги за проведение процедуры можно внести через специальные терминалы, которые находятся прямо на станциях (не надо ездить в банк, как раньше).  

Однако для владельцев старых автомобилей компьютерная диагностика стала настоящим бедствием. Пройти ее на вазовских машинах очень сложно. «У меня на «пятерке» обнаружили небольшие неполадки в тормозной системе, – рассказывает автомобилист с 30-летним стажем Владимир Волков. – Сам ремонтирую машины уже более 20 лет и знаю, что этот недостаток на моей машине исправить нельзя». К слову, на форумах в Интернете некоторые владельцы отечественных машин делились печальным опытом, что даже новая техника не проходит ТО.    

Ужесточение требований к состоянию автомобилей привело к тому, что владельцы старых машин стали активнее искать обходные пути техосмотра. В Интернете появились многочисленные объявления, предлагавшие оформить диагностическую карту без осмотра автомобиля.

Некоторым выходом из ситуации стало появление мобильных станций ТО, где машину не требовалось загонять на стенд. Исправность автомобиля там проверяли по старинке.

А в федеральных СМИ ряд экспертов, например председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, заявляли о необходимости отмены техосмотра для личных автомобилей. «Каждый владелец знает свой автомобиль и заинтересован, чтобы он был в исправном состоянии», – говорит сотрудница одной из страховых компаний Надежда Смирнова.

Но реформы техосмотра стали двигаться в другом направлении – к ужесточению требований к состоянию автомобилей. В числе одной из причин этого – большое количество аварий. Так, по данным ГИБДД, в 2017 году из-за технической неисправности автотранспортных средств в России произошло более 5,8 тысячи аварий, что на 18,5% больше, чем в 2016-м.

Впрочем, по словам сотрудников Госавтоинспекции, в нашей области одной из основных причин ДТП является превышение скоростного режима и выезд на встречную полосу. А этим как раз больше грешат владельцы быстроходных иномарок. «Отечественный автомобиль, выехав на встречку, не всегда успевает закончить обгон из-за того, что встречная иномарка несется с огромной скоростью», – рассуждает водитель с 15-летним стажем Алексей Шугаев.

Запретят ездить из-за капли масла

В числе последних новшеств – ведение обязательной фото-­ или видеофиксации при прохождении техосмотра с отправкой данных в электронную базу.

Ужесточается наказание за нарушение порядка техосмотра. Все участники – водители, эксперты, компании-операторы – будут нести ответственность вплоть до уголовной. Если обнаружится, что технический эксперт выдает карту без основания, то он может быть дисквалифицирован. Для водителей, управляющих автомобилем без оформленной по всем требованиям диагностической карты, увеличиваются штрафы.

Согласно новшествам, у каждой машины будет индивидуальная программа ТО – в зависимости от характеристик автомобиля, пробега, страховых случаев, техобслуживания и ДТП. На основе этого формируется либо хорошая история, либо плохая. В первом случае автомобиль будет реже проходить техосмотр. При плохой – ТО будет еще и более тщательным. Если состояние автомобиля вызывает большие вопросы, операторы станций смогут даже запретить его эксплуатацию. 

Как раз к состоянию транспортных средств требования ужесточаются. В автомобилях теперь не должно быть подкапывания жидкостей (масел, тосола…) из двигателя, коробки передач, системы охлаждения, тогда как раньше допускалось падение не более 20 капель в минуту. Запрещено наклеивание пленок на фары. Шипованная резина должна быть установлена на всех четырех колесах. Автомобиль не будет допущен к осмотру при наличии незарегистрированных изменений (например, некоторые водители в целях экономии перевели своего «железного коня» с бензина на газ).

Большинство работников станций техосмотра отнеслись к нововведениям положительно. «Ужесточение требований нам пойдет на пользу, – комментирует эксперт ивановского пункта ТО «АвтоСтоп 37» Денис Агафонов. – В последнее время участились случаи простой покупки диагностической карты. Гораздо лучше, если клиенты будут проходить техосмотр по-настоящему. Конечно, нам придется докупать оборудование для видеофиксации, но станции обойдется это в 35 тысяч рублей. Деньги для нас подъемные».

Как говорит работник другой ивановской станции техосмотра, Вениамин Пулин, новые правила должны улучшить проведение техосмотра. Сейчас развелось много станций, которые выдают диагностическую карту даже без заезда. «В городе есть всего четыре хорошие станции, где к осмотру относятся ответственно, – рассказывает он. – Так к ним практически ни одна грузовая машина, ни одна маршрутка не приезжают».

Часть автолюбителей также поддерживает реформы. «Я только «за» ужесточение требований, – говорит ивановец Михаил Александров. – Если машина старая, разбитая, увеличивается риск ДТП. Четырехколесному металлолому нечего ездить по улицам».

Впрочем, существуют и диаметрально противоположные мнения. «Машина для многих жителей области не роскошь, – комментирует житель одного из районных центров Константин Перовский. – В маленьких городах работы практически нет, приходится ежедневно ездить в областной центр. Купить же новую машину при наших зарплатах нереально».  

Для оценки состояния машины на станциях техосмотра используют множество приборов.

 

Читайте также
Станислав Воскресенский рассказал в Китае о потенциале Ивановской области
Промышленное производство в Ивановской области в первом квартале 2024 года выросло на 7%
К 1 мая отопление отключат во всех городах Ивановской области