20 февраля 2019
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ...

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Дела архивные 17 января, 10:20 191

«Бабий бунт» в детском доме имени Маркса

Протокол собрания детского коллектива детдома Маркса.
Протокол собрания детского коллектива детдома Маркса.
Воспитание «нового человека» было стержневой идеей советской культурной политики 1920-­1930­х годов. Но далеко не все эксперименты проходили столь гладко, как во всем известной «Педагогической поэме». Определенные трудности испытали на себе и кинешемские педагоги.

Воспитанники сами готовили себе пищу

Теоретические основы новой педагогики были сформулированы в докладе Городецкой – руководительницы одного из уездных детдомов 21 июля 1919-­го. По ее мнению, «внешняя дисциплина должна заменяться самодисциплиной ради интересов коллектива». Теоретически достигнуть этого казалось достаточно просто: «Надо побуждать ребенка к  самостоятельному пользованию своими силами».

Детский дом имени Карла Маркса был сформирован на базе бывшего кинешемского приюта для детей школьного возраста. Он располагался в доме Коковина (ныне – ул. Горького, 13/2). В течение первой половины 1919 года этот детдом стал наиболее «населенным» в Кинешемском уезде. Основу контингента составляли девочки школьного возраста. К февралю число воспитанниц достигло 27, к июлю – 68.

Попасть в детский дом было несложно. Для этого требовались только три документа: метрика, свидетельство врача о здоровье ребенка и удостоверение уличного комитета. Самым важным был последний документ: он подтверждал, что материальное положение опекуна не позволяет ему содержать ребенка.

На I съезде руководителей детского воспитания и заведующих детдомами Кинешемского уезда 12 октября 1919 года один из них рассказал о педагогической системе, разработанной в детдоме имени Маркса. В рамках «умственного развития» детей проводились уроки по русской литературе, природоведению, географии, истории, а также «научные экскурсии», которые обычно заключались в выходе «на природу». Были организованы два выхода на фабрику «Томна» с объяснением принципа работы машин.

Не менее важное место занимало художественно-эстетическое воспитание: проводились уроки музыки и пения (был организован хор), рисования, лепки и рукоделия. Устраивались спектакли и концерты. Не забыто было и физическое развитие: дети занимались гимнастикой и подвижными играми. Важным элементом воспитания руководители считали «знакомство ребенка со свободным правильным трудом». Воспитанники сами убирали комнаты и двор, мыли посуду. Были введены дежурства: по столовой (в обязанности дежурных входило приготовление пищи и наведение чистоты), а также в комнатах (наблюдение за уборкой кроватей и чистотой).


Клопы воспользовались дефицитом мыла

Но наладить воспитание «нового человека» оказалось непросто. Мешали бытовые проблемы. Об этом на том же съезде докладывала заведующая детдомом Варвара Миллер. Здание располагалось на грязной улице, двор его был «полон зловониями ввиду плохого устройства ретирадных ям» – вся вода из бани стекала в эти ямы и очень быстро их наполняла. Русская печь и плита немилосердно дымили и требовали ремонта. Некоторые рамы были сломаны, а стекла выбиты. На дверях не хватало запоров, все шкафы развалились.

Главное бедствие представляли клопы. С ними боролись, выбивая матрацы, но со стен наползали новые. Заведующая отмечала, что обеспечить чистоту трудно, поскольку норма мыла на ребенка очень мала – не более 120 граммов в месяц. Дом был переполнен. не хватало обуви, платьев, белья, девочкам приходилось спать по двое-трое на одной кровати, а то и на полу.

Не менее серьезную проблему представлял характер воспитанниц. Руководители отмечали, что необходимо «приучить их к самодеятельности, чтобы они сами могли устанавливать в своей среде дисциплину и порядок». Но воспитывавшиеся в старых приютах дети «привыкли к распущенности и несерьезности», а также «к старому методу воспитания – слушаться из страха перед наказанием», так что просьбы и внушения воспитателей действовали на них слабо.

В доме был сформирован детский комитет, который возглавила 17-­летняя воспитанница Таисия Волкова. На первом собрании коллектива 13 декабря поднимались те же вопросы, что были озвучены заведующей. Дети просили перевести дом в другое здание, поскольку нынешнее «вовсе не похоже на светлый дворец, который вы обещали». В связи с этим упоминается грязь вокруг, отсутствие сада, жуткая вонь из клозета и ям, «темное, мрачное и холодное» внутреннее помещение. В бане провалился пол, мыться было невозможно по причине «страшного холода».

Собрание решило ограничить число воспитанников (в доме могло проживать не более 45 человек) и просило «прибавить норму мыла». Еще одна просьба была более непосредственной: выделить угощение на концерт, намечавшийся на 18 декабря. На Рождество девочки хотели устроить спектакль, елку и ставили пьесу «Снежинки».

На следующем собрании, 25 декабря, воспитанницы решили издавать журнал под названием «Красная звездочка». Вновь напоминая о постановке пьесы, они просили Отдел социального обеспечения отпустить «ветошки и ваты для костюмов снежинок». Также была высказана просьба о снабжении кожаной обувью: многим девочкам приходилось ходить в валенках, от которых сильно потели ноги, либо даже босыми… Оба этих протокола были направлены в уездный отдел социального обеспечения.

Комок глины в спину педагога

Как видим, часть коллектива не просто подхватила идею самоуправления, но и начала внедрять ее в жизнь. Плоды «опытов самоуправления» не замедлили сказаться – не в лучшую сторону. 30 декабря 1919 года все трое педагогов детдома просили у начальства «указать, какие самые строгие наказания можем применять, ввиду того, что воспитанницы никаким внушениям не подчиняются». Они заявляли, что, если отдел соцобеспечения не даст им инструкций, они сами выработают их с условием впредь «не вмешиваться в наши внутренние распорядки».

Таким образом, «свободное развитие личности» привело многих девушек к мнению, что далеко не все приказы руководителей должны выполняться. Причем это были вовсе не «хулиганствующие элементы», а напротив, наиболее развитые девушки, которые полагали, что сами могут отвечать за себя и имеют равные права с воспитателями.

Всё это привело к открытому столкновению, перипетии которого описаны в специальном заявлении руководителей. Они сообщали, что 19 апреля четыре воспитанницы отправились на бульвар и «гуляли с солдатами». Педагоги просили их вернуться в детдом, после чего девушки «солдат оставили, но с бульвара не ушли». На следующий день воспитатели решили наказать провинившихся, отобрав у них обувь и платье, чтобы заставить их сидеть дома.

Узнав об этом, воспитанницы устроили настоящий бунт, поголовно отказавшись идти в школу кройки и шитья и оскорбив явившихся к ним руководителей. Выступление возглавила секретарь детского комитета София Смирнова. Она ударила учителя, на заведующую замахнулась молотком и «наговорила оскорбительных слов». В спину поспешно ретировавшихся руководительниц был «пущен комок глины». Воспитанницы «вели себя крайне демонстративно: кричали, барабанили на рояле и пели непристойные песни».

Так бесславно закончился эксперимент по воспитанию «самостоятельного человека» в кинешемском детдоме имени Карла Маркса. После описанных событий руководству детдома пришлось прибегнуть к жестким мерам воздействия на юных «бунтовщиц». Но это уже другая история…

 

Егор БУТРИН, заместитель начальника отдела облархива

Поделиться

Комментарии

Комментариев пока нет

Добавить комментарий:

Имя:

Вы можете получать оповещения о новых комментариях — для этого просто зарегистрируйтесь на сайте или войдите.

Читайте также в рубрике «Дела архивные»

18+

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Нажмите Ctrl+Enter,
чтобы сообщить об опечатке