Электронные учебники остаются под запретом?

15 января 2019 16:57

Практически все современные дети имеют смартфоны и активно ими пользуются. Однако по-прежнему, отправляясь в школу, каждое утро они набивают рюкзаки книгами. Почему же российские школьники до сих пор носят горы учебников, тогда как многие их ровесники из других стран мира давно избавлены от такой необходимости?

Отказ от бумажных книг повысил успеваемость

Наша страна занимает 55-­е место в рейтинге активности использования Интернета. По данным аналитического портала «Гуманитарные технологии», почти 64% россиян регулярно выходят во Всемирную паутину. Это очень неплохой показатель, если учитывать протяженность территории, а также тот факт, что наша страна опережает такие европейские государства, как Италия, Греция, Румыния и Польша. Тем не менее почти во всех вышеперечисленных странах разработаны и действуют государственные программы по внедрению электронных учебников. Россия же пока ограничивается локальными пилотными проектами, которые затухают сразу же после того, как иссякает источник финансирования.

Ивановская область в этом контексте смотрится совсем неплохо: именно наш регион несколько раз становился подобной пилотной площадкой. Одним из самых значимых был совместный с издательством «Академкнига» проект, который реализовывался в 2014–2015 учебном году на базе двух школ: вичугской № 12 и ивановского лицея № 67. «Проект был совершенно уникальный и замечательный, – констатирует директор первого учреждения Ирина Лаврентичева. – В его рамках мы получили три комплекта устройств вместе с электронными версиями учебников. Дети были в полном восторге. Уроки проходили в какой-то радостной атмосфере, резко повысилась успеваемость».

Однако спустя пару лет проект свернули. Правда, планшеты с учебниками у школы никто не забрал, но сегодня ими пользуются лишь в отдельных случаях – для проведения презентаций или открытых уроков.

Эксперимент закончился из-за отсутствия денег

Еще одна значимая попытка внедрить электронные учебники была сделана в 2018 году, когда компания Ростелеком предложила ряду школ воспользоваться своей платформой информационно-библиотечных центров. Откликнулись ивановский лицей № 23 и фурмановская школа № 1. И всё шло хорошо, пока эти образовательные учреждения в рамках соглашения пользовались контентом бесплатно. Но как только речь зашла о том, что в дальнейшем за пользование ресурсом придется платить энную сумму денег, проект приказал долго жить.

Но в чем же причина? Неужели школы не заинтересованы во внедрении новых технологий? К тому же, как показывает практика, эти новые технологии резко повышают успеваемость учеников и производительность труда учителя.

А проблема очевидна: в России в целом и в Ивановской области в частности до сих пор нет государственной программы по внедрению электронных учебников. Во все предыдущие проекты школы включались по собственной инициативе и, конечно же, просто не имели материальных ресурсов для их продолжения после окончания так называемой пилотной части.

Школы против прогресса ради дисциплины?

По данным департамента образования, на сегодняшний день ни одна школа Ивановской области не пользуется электронными учебниками на постоянной основе. Однако это не означает, что их нет в наличии. По статистике за 2017–2018 учебный год, 94 школы закупили электронные версии учебников, 155 – приобрели учебные пособия. Вопрос лишь в том, кто и как ими пользуется.

По словам специалиста департамента образования Андрея Бойцова, школы часто покупают электронные версии, но лишь ради соблюдения всех тонкостей закона «Об образовании». Все знают, что обеспечить каждого ребенка учебниками – задача школы. Однако мало кто осведомлен о том, что с 2015 года все одобренные Министерством образования (сейчас – Министерство просвещения) учебники и учебные пособия обязаны иметь электронные версии. Однако чаще всего эти лицензированные пособия лежат мертвым грузом: пользуются ими лишь отдельные учителя и методисты, в полной мере владеющие гаджетами.

А что же ученики? Как это ни странно, отчасти процесс внедрения электронных учебников тормозят сами школы. В уставах многих образовательных учреждений использование мобильных устройств находится под запретом, причем с самыми благими намерениями: дети не должны отвлекаться на звонки и уж тем более на общение в мессенджерах и съемку видеороликов. И в данном случае электронные учебники просто попадают «под раздачу». Действительно, как определить, для чего школьник использует планшет, и не сидит ли он в чате, в то время как его одноклассники учат историю…

И выхода из ситуации пока нет. С одной стороны, до сих пор не существует комплексных государственных программ, предусматривающих внедрение электронных учебников. И это вполне объяснимо, так как закупка электронных устройств с учебниками для всех школ обошлась бы региону в астрономическую сумму. Причем это были бы одномоментные траты, поскольку в наш век планшеты устаревают с такой же астрономической скоростью.

С другой стороны, сами школы не готовы пока отказаться от прогресса ради дисциплины. Сегодня практически все электронные ресурсы, имеющиеся в учебном заведении, могут быть доступны каждому ученику, поскольку, повторимся, каждый школьник имеет современные устройства. Но контролировать их использование, как уже было сказано, в данный момент невозможно.

  

Читайте также
Ивановцы рассказали об отношении к маркетплейсам
В Иванове в детских садах и больницах могут вновь включить отопление
"Островки безопасности" снизили аварийность на Кохомском шоссе в Иванове