«Троицкий использует нашу музыку для своих лекций»

13 января 2019 06:06

Во время последнего визита в Иваново культовый музыкальный критик и журналист Артемий Троицкий высоко оценил творчество палехской группы «Сейф», известной любителям музыки от Тель-Авива до Екатеринбурга. Группе исполнилось 30 лет.  Пользуясь случаем, мы встретились с лидером «Сейфа» Николаем Ковалёвым.

Всё детство провел в… банке

­ В чем, по-вашему, секрет успеха «Сейфа»?

­ Наша музыка всегда стремилась не к пониманию, а к ощущению. Если вы обратите внимание на тексты песен, то заметите, что они не повествовательны (за очень редким исключением). Нас всегда больше интересовало не событие, а эмоция, которую оно вызывает. Так что, скорее всего, мы даже не пытались понять мир, мы созерцаем его и из этих впечатлений собираем музыкально-поэтические конструкции, называемые песней. В записи альбомов мы не гнались за количеством, просто песни возникали, мы их записывали – так и накопилось. Но мы не собираемся останавливаться, пока муза с нами.

­ За три десятилетия участников в проекте было множество. А кто сейчас в основном составе?

­ Да, коллектив менялся в зависимости от нашего желания изменить звук группы. Иногда нам хотелось духовых, иногда акустических инструментов, иногда больше электроники. Сейчас у «Сейфа» период «бит-квартета»: Сергей Караваев – бас-гитара, бэк-вокал; Павел Бахарев – соло-гитара, бэк-вокал; Александр Михайлов – барабаны и я, Николай Ковалёв, – вокал, гитара.

­ Наверное, вас неоднократно спрашивали о названии. Тем не менее, почему группу назвали «Сейф»?

­ Есть несколько версий, почему это слово всплыло из моего подсознания, когда нужно было как-то назвать группу перед нашим первым появлением на публике. Озвучу одну из них. Моя мама работала в банке главным бухгалтером. Я после школы заходил к ней на работу, делал домашнее задание. Добрые мамины сослуживицы угощали меня конфетами и чаем, а охранник, однорукий ветеран войны, иногда позволял одним глазком взглянуть на табельное оружие. В общем, все удовольствия для юного пацана. А еще в банке была тайная бронированная комната, которую называли «сейф». Мне очень-очень хотелось туда попасть. Мое воображение рисовало в ней диковинные вещи. И вот однажды мне разрешили занести туда холщовый мешок с мелочью, увенчанный сургучовой печатью. К моему удивлению, «сейф» оказался обычной пустой комнатой с железной дверью. И в тот момент, возможно, я впервые понял, что сам объект не важен, важно то, чем мы его наполняем. Так что «сейф» для меня – это такая тайная комната, которую каждый может наполнить своими фантазиями и смыслами. И это, как мне сейчас кажется, довольно точное определение той музыки, которую мы делаем. Страшно оттого, что людьми легко манипулировать

 Справка. Группа «Сейф» была создана 30 лет назад в Палехе – центре русской лаковой миниатюры. Художественная среда, в которой варился лидер группы Николай Ковалёв, а также его увлечение фильмами Андрея Тарковского во многом повлияли на творческое становление группы. «Сейф» давно уже стал командой, вышедшей за рамки провинции: регулярное участие во всероссийских рок-фестивалях, гастроли по России и зарубежью, 35 дисков. В настоящий момент готовится к выходу две разные по звучанию пластинки. Одна из них – звуковая дорожка к музыкально-детективному сериалу и ее релиз придерживается до выхода фильма на экраны (точная дата пока неизвестна). Другой альбом – песни с новым экспериментальным звучанием. 

 В свое время вы выступали на «Нашествии». Какие впечатления оставил у вас этот фестиваль?

­ Пожалуй, самое сильное – это настроенность зрителей «оторваться» и их доверие к артисту. То есть ты выходишь на сцену и видишь огромное количество народа, который уже разогрет. Кричишь: «А!», все тебе в ответ: «Аааа!» Говоришь, к примеру: «Поднимите ногу!» – все поднимают ногу. Потому что им это по приколу, они за этим приехали – играть в эту игру. И тут, с одной стороны, забавно: ощущать такую ни за что подаренную власть, а с другой стороны – жутковато: как же людьми легко манипулировать.

Я, помню, предложил устроить долгий поцелуй под наш хит «Долгий и горячий (Блюз губ)», и люди с удовольствием стали передавать поцелуй по кругу. А если бы я предложил что-то другое? Пойти, к примеру, бить кого-то по какому-то признаку…

­ Пару лет назад вы выступили организатором концерта Бориса Гребенщикова. Как вам это удалось осуществить? Какие впечатления оставил у вас легендарный БГ?

­ Начну издалека. Мой папа был директором Палехских художественных мастерских. И дело было устроено таким образом, что в Палех постоянно приезжали интересные, известные люди: художники, музыканты, писатели, актеры, космонавты… Я видел это с детства и считал само собой разумеющимся. И пытаюсь продолжать эту традицию посредством фестивалей, концертов или каких-то других акций.

Николай Ковалёв устраивал в Палехе концерт Бориса Гребенщикова.

Я хотел привезти «Аквариум» на наш фестиваль «Молода и красива». Пригласил Бориса Борисовича посетить Палех, познакомиться с нашим искусством. Его это заинтересовало. Но график гастролей не совпал с датой фестиваля. В результате мы договорились, что «Аквариум» даст бесплатный концерт для палехских художников. Концерт был «секретный», поскольку зал палехского ДК небольшой и с трудом смог вместить даже целевую аудиторию. Борис Борисович был деликатен и приветлив. Увлеченно созерцал палехское искусство во время экскурсии по музеям. Задавал много вопросов по иконам. Во время вечернего ужина смешно шутил. Да вообще все музыканты «Аквариума» произвели приятное впечатление в личном общении.

«В творчестве нет ни вчера, ни завтра – есть только сейчас»

­ Насколько мне известно, вас поддерживает и достаточно высоко оценивает критик Артемий Троицкий. Расскажите, пожалуйста, как состоялось ваше знакомство? Правда ли, что следующим летом вы планируете организовать фестиваль в Палехе совместно с Артемием?

­ Артемий Троицкий услышал нашу музыку в Интернете. И, судя по тому, что он стал включать ее в свои лекции о новой интересной русской музыке, она ему понравилась. О том, что Артемию глянулся «Сейф», я узнал как раз из такой его лекции, где он лестно отозвался о нашем альбоме «Кувшинок бледных хоровод». Затем он включал наши песни в разных своих радиопрограммах и даже сделал «Сейф» хедлайнером одного из выпусков «Музыка на Свободе» на «Радио Свобода».

В какой-то момент мы с ним лично познакомились в Москве. Затем я пригласил его посетить ивановскую землю, и мы осуществили это в рамках тура в поддержку фильма «Критик», с которым он ездил по городам нашей необъятной родины. Мы много общались во время этого визита, а «Сейф» выступил на премьере фильма.

Что касается фестиваля, то да, у нас есть идея, но о ней говорить рано, поскольку для ее осуществления необходима поддержка со стороны властей и предпринимателей. Будет ли такая поддержка – неизвестно. 

­ Как вы оцениваете современное состояние рок-музыки? Из властительницы дум онастала фоном? Вам было интереснее жить и творить, когда вы начинали? Как вы думаете, чем можно объяснить колоссальный всплеск творческой активности среди молодежи в 80­-90­-е и унылую поглощенность материальными благами сегодня? Или я вообще не прав?

­ Я смотрю на эти вещи таким образом. Вот есть я, и то, чем я занимаюсь. Нет ни вчера, ни завтра –
есть только сейчас. И я всегда нахожусь в этом «сейчас», а как называется время вокруг меня – абсолютно неважно. Меня увлекает  то, чем я занимаюсь, спустя пять сотен песен точно так же, как и тогда, когда я только начал писать первую. Да, у меня появился некий опыт, но он ровным счетом ничего не значит, как только ты начинаешь новую песню. Каждый раз ты это делаешь, словно в первый раз. И мне кажется: как только эта новизна пропадет – песни закончатся.

Я не замечаю отсутствие творческой активности у молодежи. Кто-то активен, а кто-то нет, так же как и раньше. Что касается рок-музыки, то да, ее значение уменьшилось. Это естественный процесс. Каждое новое поколение делает модным что-то свое. Не думаю, что стоит расстраиваться по этому поводу. Хорошая песня всегда найдет своего слушателя.

    

Беседовал Константин ШАРОНИН

Читайте также
Аэропорт "Иваново" вновь начнет принимать самолеты 18 апреля
За право создать памятник многодетной семье в Шуе поборются пять скульпторов
В Ивановской области пройдет капремонт шести мостов