Новый год на берлинских крышах и… в коровнике

2 января 2019 06:05

Большинство ивановцев предпочитают встречать праздник дома, в кругу семьи с шампанским, оливье и селедкой под шубой. Но иногда случаются и необычные ночи.

Петарды взрывали в стиле Карлсона

Преподаватель Ивановского политеха Сергей Мишуров как-то справлял праздник на берлинских крышах. «Несколько лет назад немецкие друзья пригласили меня отметить Новый год, – вспоминает он. – В квартире на пятом этаже с выходом на мансарду собралось несколько семей».

В это время в Германии, в отличие от России, практически нет снега. Если он и выпадает, то его сразу же убирают. И в тот Новый год улицы были чистые, бесснежные. Праздничное настроение создавала ярко горевшая иллюминация.

В отличие от Рождества Новогодье в Германии – шумный, «тусовочный праздник». Елка в домах не ставится. Символов праздника, какими у нас являются Дед Мороз и Снегурочка, у немцев также нет. Небезызвестный Санта-Клаус – символ Рождества, которое в Германии более почитаемо, чем Новый год, и отмечается в кругу семьи.

Праздничный стол на Новогодье не готовят, так как здесь не принято сидеть дома. Площади городов, улицы, бары, рестораны, заполнены веселящимися людьми. Празднующие взрывают петарды, запускают фейерверки. «Ощущение такое, будто попадаешь в зону боевых действий, – говорит Сергей Мишуров. – Возможно, это отголоски языческих верований, когда с помощью огня и шума германцы отгоняли злых духов».

«В новогоднюю ночь, мы, шесть человек, взяли шампанское и вышли на мансарду, решив попутешествовать по крышам, – вспоминает Сергей Сергеевич. – Дома в старом районе Берлина располагаются близко друг к другу, поэтому переступать с одного на другой было легко. Крыши в Германии в основном покрыты черепицей или металлом. Если дома разноэтажные, то для перехода ввинчены лесенки. Их используют трубочисты, которые до сих пор чистят во многих странах Европы трубы. Наше путешествие выглядело, как прогулка героев в известном мультфильме «Малыш и Карлсон».

Кстати. В Германии существует такой забавный обычай, как впрыгивание в Новый год. В последние секунды уходящего года немцы забираются на любое возвышение, диваны, стулья, а с последним ударом дружно спрыгивают вниз.

 Таким образом компания гуляла около часа. «В 12 ночи мы выпили шампанское и взорвали петарды, – вспоминает Сергей Сергеевич. – Новогодняя прогулка по берлинским крышам оставила неизгладимые воспоминания».

На улице в кругу… соседей

Продавщица из Родников Гюльнара Мухаметова с семьей предпочитает справлять Новый год на улице, в тесном кругу… соседей. «Этой традиции уже много лет, – рассказывает она. – Начинаем отмечать праздник дома, с семьей. На стол обычно готовит муж Ринат. Он по образованию повар, некоторое время работал заведующим кафе. Традиционные блюда у нас – оливье, стейки на костре. После боя курантов и бокала шампанского выходим на улицу».

Как рассказывает Гюльнара, на своей 2­й Красовской они с соседями заранее устанавливают живую елку (скидываются всем миром, покупая большую зеленую красавицу в лесхозе). Каждый из дома выносит игрушки. Символ нового года украшается и горящими гирляндами. Для детей заранее готовятся подарки и складываются под елочку.

«В Новый год мы водим хороводы, танцуем под музыку. Кроме популярных песен, часто поем старинные и детские под гармошку, с которой приходит один из соседей, Николай Андрианов, – рассказывает Гюльнара Мухаметова. – Запускаем фейерверки».

 

По словам жительницы Родников, празднество обычно бывает очень душевным, веселым. Напоминает гулянье в стародавние времена, когда любое событие отмечали всем миром, всей деревней.

А 1 января Гюльнара с мужем и двумя дочками на снегоходе отправляются в лесок. Здесь семья разводит костер, жарит шашлыки, катается на лыжах, играет, устраивает конкурсы с другими отдыхающими.

«Сейчас дочки стали взрослыми, но наши традиции по-прежнему живы, – продолжает Гюльнара. – Динара приезжает на Новый год с мужем, для которого к снегоходу приходится прикреплять рыболовные санки. Но празднество от увеличения народа только выигрывает».

Обмазали друг друга белым тальком

Ивановцы Павел и Лариса Ежовы несколько раз отмечали Новый год в… Таиланде. Причем праздник здесь справляется 12 и 13 апреля.

«На первый Новый год мы попали случайно, – рассказывают Ежовы, – приехав отдыхать по путевке. Гид нас предупредил, что завтра здесь будет праздник: при выходе в город нужно надеть одежду, которую не жалко, удобную обувь, а фотоаппараты и гаджеты следует защитить водонепроницаемыми чехлами».

На следующий день на улицах царило веселье. Люди обливали друг друга водой из ковшей, водяных пистолетов, желая при этом счастливого Нового года. «Воду продавали на улицах, – вспоминает частный предприниматель Павел Викторович. – Она была холодная, но нам было комфортно, так как жара в это время стоит градусов 30. Большие водяные пистолеты, в которые можно было влить несколько литров, продавали везде. Два таких мы привезли с собой в Россию».

Вода течет по улицам потоками. На дорогах образуются большие пробки. Водителей и пассажиров также поливают из водяных ружей. «У местных существует примета: чем больше народу обольешь, тем счастливее для тебя и для них будет новый год», – говорит ивановец.

В тему. В Таиланде новогодний языческий ритуал адаптирован под буддийскую религию. Празднование совместили с датой ухода Будды в Нирвану. Люди в этот день ходят в храмы и приносят подаяние монахам, получая от них благословение. Разбрызгивание воды означает не только призыв обильного дождя, но и духовное очищение от недобрых помыслов, плохой энергии и злых духов.

 В этот день прохожие также обмазывают друг друга белым тальком – это, согласно поверью, оберегает от негатива и темных сил.

По словам Павла Ежова, на тайском празднике нет ни алкоголя, ни застолий, но при этом очень весело: «Все радуются, смеются, ощущение такое, будто попали в детство».

На следующий день празднество для ивановцев продолжилось в отеле. В бассейне проводились различные конкурсы. Например, нужно было попасть пластмассовыми мячами в мишень, рядом с которой на висящем стуле сидела женщина, которая падала в воду, когда мячи попадали в цель. «А еще через день в городе было абсолютно чисто, как будто никакого праздника и не было», – вспоминают ивановцы.

Праздновал вместе с буренками

Еще одному жителю Родников, Сергею Коврову, как-то пришлось отметить Новый год на ферме. В то время Сергей с женой Светланой и сыном жили в Парском. Сергей Борисович работал методистом в местном клубе.

Отмечать Новый год семью пригласили друзья из Родников. Светлана уехала заранее, а у Сергея было мероприятие, которое закончилось лишь поздно вечером, и он опоздал на последний автобус. Вооружившись бутылкой шампанского, мужчина отправился в Родники пешком (пройти ему предстояло километров 15).

«Холода в тот год стояли ужасные, – вспоминает Сергей Борисович. – Я резво шагал по хрустящей под ногами заснеженной дороге. Гляжу, время подбирается к 12 часам. «Нехорошо справлять Новый год в одиночестве, – подумал я. – Ведь как встретишь праздник, так его и проведешь».

Вдруг неподалеку от деревни Кутилово Сергей заметил огонек и пошел на него, свернув с дороги. Это оказалась ферма. Замерзшего путника встретил местный сторож Васильич. «Мы выпили за здоровье своих родных, прихлебывая шампанское из горла, – вспоминает он. – Нам, естественно, этого показалось мало – я даже согреться не смог. Тогда Васильич вспомнил, что у него на ферме есть самогон. Мы стали прихлебывать его из ковша, который сторож нашел в коровнике. Затем я вновь отправился в путь. На праздник в Родники я пришел только около четырех утра».

«Заявился, как настоящий Дед Мороз, – вспоминает Светлана Коврова. – Только вместо бутылки шампанского, которую мы ждали в подарок на праздник, принес бутылку… молока».

     

Читайте также
Бойцы спецоперации участвуют в программе "Время героев"
Жители и гости Иванова смогут прокатиться на троллейбусе Победы 
Колесо обозрения на набережной в центре Иванова вновь заработает