Битва за пассажиров в режиме онлайн

18 декабря 2018 15:59

В октябре ряд российских перевозчиков обратились с иском в Таганский суд Москвы к французской райдшеринговой компании Bla Bla Car. Они требуют запретить этот сервис на территории нашей страны, мотивируя тем, что его деятельность ведет к разорению пассажирских транспортных компаний и исчезновению регулярного автобусного сообщения. Эту точку зрения разделяют и ивановские перевозчики.

Навещая «дядюшку», окупить расходы на бензин

Ко многим проблемам российских компаний, занимающихся пассажирскими перевозками (прежде всего – рост цен на топливо) в последние годы добавилась еще одна: конкуренция со стороны райдшеринговых и карпулинговых компаний, крупнейшей из которых является  Bla Bla Car. Набирают обороты и другие райдшеринги – например, BeepCar и ПоедемВместе.

Официально они аккумулируют заявки от людей, которым нужно куда-то ехать. Пользователи этих сервисов готовы за минимальную плату, чтобы окупить расходы на бензин, взять попутчиков. Тот же Bla Bla Car так себя и называет: «Сервис поиска попутчиков». И это не обман: за рубежом сервис также работает по этому принципу.

 Справка. Райдшеринг и карпулинг. Эти английские словосочетания переводятся примерно одинаково: ride – поездка, sharing – разделение, car – машина pooling – объединение. Услугами подобных компаний пользуются примерно 22 миллиона человек в 22 странах мира. В России сервис Bla Bla Car был зарегистрирован в 2014 году, а с весны 2018-го начал сотрудничать с коммерческими перевозчиками.  Идея состоит в том, что для какой-либо поездки люди объединяются и складываются на бензин. Изначально движение зародилось в Европе, и западные страны его всячески поддерживают. На некоторых европейских трассах есть даже выделенные полосы для машин, в которых едут более двух человек. 

Однако в России многие нелегальные перевозчики – в основном занимающиеся мелким частным извозом – быстро поняли, что дежурить на вокзалах и автостанциях, украдкой предлагая пассажирам более выгодный тариф, как минимум неудобно: всегда есть риск быть пойманным и наказанным если не официальными контролирующими структурами, то «коллегами» по бизнесу. Гораздо проще зарегистрироваться на одном из райдшеринговых сервисов и, сидя дома, искать клиентов. А потом, указав в качестве места сбора какой-нибудь неприметный дворик, желательно подальше от вокзалов, собрать пассажиров и получить с них деньги без «шуму и пыли».

Тут вряд ли кто возьмется доказывать (а если и возьмется, то проиграет), что водитель занимался нелегальной перевозкой пассажиров, а не поехал, например, в Москву навестить любимого дядюшку, прихватив с собой двоюродного брата, тетю и внучатого племянника.

Сэкономить деньги, рискуя здоровьем

Негласная война между онлайн-сервисами и официальными перевозчиками характерна почти для всех регионов России. Однако наибольшие убытки несут области, расположенные в непосредственной близости от двух столиц. Наш регион в этом смысле не исключение: пассажиропоток в Москву очень велик. Об этом можно судить хотя бы по наполняемости поезда «Ласточка». Но он не способен удовлетворить спрос: в столицу едут работающие вахтовым методом, студенты, туристы… Поэтому Bla Bla Car и подобные сервисы продолжают пользоваться колоссальным спросом.

«Ситуация непростая, – говорит директор «Экспресс-лидера», одной из официальных компаний-перевозчиков Ивановской области, Дмитрий Куликов. – Люди действительно массово пользуются онлайн-сервисами, не осознавая простой вещи: садясь в машину к незнакомцу, пассажир рискует своей жизнью и здоровьем. Ведь он не знает и не может ничего знать ни о техническом состоянии автомобиля, ни о здоровье водителя, ни о попутчиках. Такую информацию никто не предоставит, даже если пассажир будет ее требовать. По сути, у водителя нет ничего, кроме полиса ОСАГО».  

Требования же к официальным перевозчикам строги. Это и обязательные медосмотры перед каждым рейсом, и наличие тахографов в автобусах и маршрутках, и техническая исправность транспортных средств. При этом пассажиру, если он попадет в аварию, выплачивается страховка, тогда как клиент онлайн-сервисов не получает ничего.

И всё же пассажиропоток через «сервисы попутчиков» не иссякает. «Я активно пользовался услугами Bla Bla Car до того, как пустили «Ласточку». Сейчас езжу реже, но всё равно это незаменимая услуга, – считает ивановец, студент МФТИ Геннадий Бережков. – На «Ласточку» билеты нужно покупать заранее (иначе их может не быть или поездка окажется слишком дорогой), а я не всегда знаю, смогу ли приехать к родителям на выходные, поэтому пользуюсь Bla Bla Car. Да, поначалу опасения были, я волновался, даже уснуть в дороге не мог, но со временем начал подгадывать под знакомых водителей, с которыми уже ездил...»

Правда, добавляет молодой человек, с недавних пор политика Bla Bla Car изменилась: в октябре компания ввела предоплату за бронирование места в машине. Очевидно, таким образом руководство пытается обезопасить своих постоянных водителей от недобросовестных пассажиров. Если раньше человек, забронировавший место и не явившийся к началу поездки, ничем не рисковал, то теперь он жертвует в пользу сервиса минимум 150 рублей.

Сервис предлагает новые маршруты между городами

К сожалению, нам не удалось связаться с российским представительством Bla Bla Car, однако их точка зрения вполне предсказуема. Вот что отметил руководитель Bla Bla Car в России Александр Лазоренко в интервью изданию «Газета Кемерово»: «Ни в одной из 22 стран, в которых мы присутствуем, у нас нет проблем с автовокзалами. Райдшеринг прекрасно дополняет автобусные перевозки, стимулирует компании устанавливать разумную стоимость за свои услуги, повышать качество обслуживания, думать о комфорте пассажиров. Конкуренция всегда идет на пользу конечному потребителю, то есть простым гражданам. Еще очень важно, что сервис формирует новые связи между населенными пунктами, которые никак не были соединены между собой раньше, кроме как неудобными и утомительными маршрутами с пересадками. Людям и государству райдшеринговые сервисы несут только благо и ничего больше».

А что же официальные перевозчики? По данным департамента дорожного хозяйства и транспорта, в Ивановской области межмуниципальными пассажирскими перевозками занимаются 42 компании. Ни одной жалобы на недобросовестную конкуренцию, в том числе на деятельность онлайн-сервисов, в текущем году от них в департамент не поступало.

И это не удивительно: жаловаться в данном случае не имеет смысла. Ведь если деятельность официальных перевозчиков жестко контролируется федеральным законодательством, в том числе законом «О лицензировании пассажирских перевозок» (а в нем огромное количество требований!), то деятельность Bla Bla Car, по сути, ничем не регулируется.

Кто-то скажет, что рынок сам себя регулирует и что таким образом отсеиваются неэффективные модели в сфере пассажирских перевозок. Но возникает вопрос: отдавая всё на откуп «здоровой» конкуренции, не возвращаемся ли мы в непредсказуемые и беспредельные 90­е годы?

 

Надежда ГРИГОРЬЕВА

Читайте также
Промышленное производство в Ивановской области в первом квартале 2024 года выросло на 7%
К 1 мая отопление отключат во всех городах Ивановской области
Урологические операции в Иванове все чаще проходят без скальпеля