Владимир Шарыпов: «Я горжусь тем, что нам уже удалось сделать»

11 декабря 2018 14:53

Исполнилось два года, как во главе областного центра встал Владимир Шарыпов – самый молодой градоначальник за всю историю Иванова. Многие горожане связывают с его приходом в мэрию большие надежды на то, что жить в городе станет комфортнее, поэтому на его работу смотрят особенно пристально. Ивановский мэр рассказал о том, что удалось сделать за прошедший срок и какие планы он надеется осуществить.

Троллейбус спасли

­ В Иванове за многие годы накопилось немало проблем. Понятно, что за два года все их разрешить было бы фантастикой. На чём пришлось сосредоточить усилия в первую очередь?

­ Когда я начал работу в должности мэра, мне пришлось принимать целый ряд срочных мер: необходимо было выводить из глубочайшего кризиса Гортепло, троллейбусное предприятие и спецавтобазу. Проблемы там копились годами, в том числе в имущественном комплексе.

За два года мы всё-таки вытащили из ямы «Ивановский пассажирский транспорт». За счет бюджета практически полностью погасили долг предприятия. Обновляем парк: взяли у Москвы бесплатно 20 троллейбусов с пробегом, еще пять новых современных машин приобрели в лизинг – уже подписан контракт. Внедрили систему безналичной оплаты проезда. В следующем году запустим бесконтактную оплату банковской картой или телефоном.

В ситуации с Гортеплом переломным моментом стало подписание в апреле этого года мирового соглашения с ПАО «Т Плюс». График погашения задолженности был согласован и исполняется. Очень надеюсь, что регулятор учтет это при формировании тарифа на будущий год, так что городское предприятие продолжит оздоровление, с таким громадным трудом запущенное в 2016 году.

Постепенно оживает и МУП «САЖХ». После наведения порядка на предприятии и долги выплачиваются, и на закупку необходимых расходных материалов средств хватает. В этом году приобретено 11 единиц спецтехники для уборки города. В декабре докупаем еще две комбинированные дорожные машины и один погрузчик. Это самое масштабное обновление автопарка организации за последние десять лет. С уборкой города МУП прошлой зимой справился. Не ожидается проблем и в этом сезоне. Но надо принимать во внимание, что одномоментно в сильный снегопад убрать дороги не сможет никто. Так что на сохранение городского хозяйства направляются значительные средства.

­ И как находите эти деньги?

­ Деньги находим за счет экономии на госзакупках и работы с должниками. Еще в прошлом году мы всем ясно дали понять: прощать долги перед бюджетом мы не намерены даже самым влиятельным людям нашего города. С ноября 2016-го взыскали только по договорам аренды земельных участков 273 миллиона рублей. Еще 204 миллиона сейчас в работе у приставов.

Первыми в регионе мы автоматизировали процесс закупок – внедрили систему электронного магазина. Это дает большую прозрачность, рост числа предложений и экономию в цене. Заметнее всего это в сфере образования, на которую по-прежнему расходуется более половины городского бюджета. Сэкономленные средства направлены на ремонт школ и детских садов.

От непрофильных активов стараемся избавляться. Гостиницы выгодно продавать не получается, поэтому рассматриваем передачу их в управление сетевому бренду. Также планируем увеличивать и выкупную цену земельных участков под объектами недвижимости с января 2019-­го – до 25%, а с января 2020-­го – до 35% от кадастровой стоимости.

На дороги направят более 800 миллионов рублей

­ Что вы считаете самым главным своим достижением на сегодняшний день?

­ Западный обход города, реконструкцию улицы Станкостроителей и тех дорог, что соединяют выезд на Кострому с выездом на Ярославль. Проект улицы Станкостроителей в следующем году будет завершен. А к 2020 году планируется соединить улицу Некрасова с Южным аэропортом, минуя кольцо у автовокзала. Это станет Западным обходом от улицы Фрунзе – выезда на Кострому, с использованием существующей городской уличной сети – к выезду на Ярославль, а оттуда по улице Станкостроителей – на Москву. Там будет минимальное количество светофоров, маршрут будет активно использоваться автомобилистами, а главное – городские улицы освободятся от транзитного большегрузного транспорта. Любое движение большегрузов изнашивает городскую транспортную сеть, и мы, проектируя дороги на улицах обхода, сделали их покрытие более прочным, чтобы прослужили десятилетия.

­ Что еще сделано и планируется в дорожной сети Иванова?

­ В этом году выполнен капитальный ремонт дорог, протяженностью более семи километров. Отремонтирован проспект Текстильщиков от Куконковых до кольца Шубиных, улица Шувандиной, Велижская от Лежневской до Ташкентской, Косарева, Загородное шоссе и шоссе Энергетиков. За счет областного дорожного фонда закончено строительство автодороги Минеево – Дальний протяженностью 1,8 километра, соединяющей улицы Минскую и Фрунзе, расширили проезжую часть перекрестков Громобоя – Шереметевский и Громобоя – Ленина за счет строительства дополнительных полос движения, обустроили заездные карманы. В этом году завершены работы по ремонту Вокзальной площади. Хорошо, что за ее реконструкцией последовал ремонт и самого железнодорожного вокзала, включая перроны.

На следующий год – громадные планы. За счет привлечения федеральных и областных средств рассчитываем направить на ремонт городских дорог более 800 миллионов рублей. Это станет историческим максимумом по финансированию городских дорог. Запланирован ремонт улиц Куконковых, Павла Большевикова, проспекта Текстильщиков от Лежневской до кольца Шубиных, Окуловой от Суворова до Дуниловского шоссе, Фрунзе от путепровода до 7-­й Минеевской, Станкостроителей от Лежневской до Некрасова, Загородного шоссе и шоссе Энергетиков, Дуниловского шоссе и других… Всего почти 26 километров.

В будущем году планируется реализация третьего этапа реконструкции улицы Станкостроителей на участке от 13-­й Березниковской до Суздальской протяженностью 1,7 километра. Также планируется формирование нового транспортного коридора – дублера улицы Лежневской по улице Кудряшова. В этом году с помощью «Т Плюс» там заменен участок магистрального трубопровода, теперь он проходит над дорогой. В следующем году запланирован капремонт проезжей части, включая строительство тротуаров, парковок, ливневки.

Все городские мосты нуждаются в ремонте – эту проблему надо решать. Что касается возведения нового моста в районе улицы Бубнова, то проектно-сметная документация в этом году доделана. Городу этот мост нужен. Но здесь требуются федеральные деньги, иначе даже региону не вытянуть этот проект.

Иваново соединят пешеходной зоной

­ Особое рвение горожане отмечают в сфере благоустройства городских территорий. Как будете действовать дальше?

­ Завершается благоустройство площади Ленина: выложена гранитная плитка, установлены ограждения, смонтировано освещение, готов и первый в городе сухой фонтан. Отремонтирован тротуар вдоль проспекта Ленина, части улицы Громобоя, появилась велосипедная дорожка, соединяющая площадь Ленина с парком Степанова. Благоустроен Троицкий сквер, под ним появилась ливневая канализация, она должна избавить от подтоплений площадь Пушкина. Деревья по отдельному ландшафтному проекту высадим весной, сам проект будет опубликован для общественного обсуждения.

Набережная Уводи от Соковского до Театрального моста наконец замкнулась пешеходной дорожкой. По сути, нам удалось создать малое пешеходное кольцо в центре города. Реконструкция Троицкого сквера, площади Ленина – всё это часть создания среднего пешеходного кольца: ж/д вокзал – Ленина – площадь Революции – и назад по Шереметевскому.

Но всё это – лишь часть задуманного. У меня есть мечта: превратить набережную в пешеходную зону, проходящую через весь город от парка «Харинка» до парка Степанова. Это очень сложный и дорогой проект, но если получится, это станет совсем другой город. Ведь то, что сейчас мы считаем центром города, в недавнем прошлом было промышленной зоной со всеми вытекающими проблемами. Иваново из-за этого оказывается лишено центра, который есть в старинных городах. Пешеходная зона поможет создать его.

Мы уже начали двигаться в данном направлении: в этом году за внебюджетные средства и на энтузиазме неравнодушных людей подготовлен проект планировки участка от площади Пушкина до улицы Громобоя. Набережная от Шереметевского проспекта в сторону Харинки развивается пока за счет жилой застройки. Эта сторона интересна тем, что совсем недалеко от Соковского моста находится точка конфлюэнции – уникальная географическая особенность нашего города, которую мы пока никак не используем.

Будущее – за комплексной застройкой

­ А что касается точечной застройки – удастся ли избавиться от нее?

­ Мы будем ее ограничивать и дальше. Уже изъяли более 35 земельных участков – там, где закончился срок аренды или не вносилась плата. Была проведена инвентаризация земельных участков, и где было можно провести изъятие, – мы это сделали. В кварталах жилой застройки, изымая земельный участок, на котором кто-то хотел возвести строение, сразу меняем зону назначения и закрепляем изменения в генплане – чтобы к этому вопросу было невозможно вернуться.

Самым ярким примером такой работы в этом году стали возвращенные городу по суду 218 тысяч квадратных метров земли в Московском микрорайоне. Как только у мэрии появилось на это юридическое право, был начат ремонт внутриквартальных дорог и обустройство так называемого пустыря. Благодаря поддержке губернатора там появилась первая в городе профессиональная воркаут-площадка мирового уровня. В следующем году начнется благоустройство вокруг нее сквера по программе формирования комфортной городской среды.

Если речь идет о небольших участках, расположенных вблизи многоквартирных домов, то везде, где это возможно, после расторжения договора аренды вид разрешенного использования земельного участка меняется на «территорию общего пользования». Это одна из мер борьбы с точечной застройкой внутри дворов.

Какие-то участки мы изъять не можем – они находятся в частной собственности, и их можно только выкупать. Так мы будем делать в центре города, как, например, с пресловутым «утюгом» на площади Пушкина. Его надо снести, вся подготовительная работа уже проведена, осталось только определить через суд стоимость и снести здание в связи с расширением дорожного полотна.

За комплексной застройкой – будущее города. Только она дает возможность правильно планировать новые районы, комфортные для проживания горожан. Чтобы не повторялись истории Московского микрорайона или Авдотьино, нужно обязательно заранее предусматривать детские сады и школы, спортивные объекты, парковки, скверы.

­ Какие еще масштабные инфраструктурные проекты ждут Иваново?

­ Привлечено около 2,5 миллиарда рублей из средств Международного банка реконструкции и развития для продолжения реконструкции комплекса очистных сооружений города Иванова. Построена станция приема жидких бытовых отходов, проектируется еще одна. На баланс города от Минобороны принята канализационная сеть в местечке Балино, реконструированы самотечная канализация и насосная станция. Больше десяти лет была проблема с подтоплениями сточными водами, сейчас она решена.

В Иванове проводится масштабный проект по замене уличного освещения. К серьезной экономии электроэнергии это не приведет, но сделает город ярче. Вместе с этим, продолжается работа и по освещению небольших улиц и пешеходных переходов у школ. Появились долгожданные светофоры в Горино и Авдотьино, причем один из них – с кнопкой «по требованию».

Дублеров уберут, автобусы станут больше

­ Кстати о транспорте. Большинство ивановцев, я думаю, недовольны засильем маршруток и отсутствием больших автобусов. Что сделано и планируется в этой сфере?

­ Проблемы с транспортной ситуацией на дорогах города во многом связаны с дублированием частными перевозчиками маршрутов, в том числе троллейбусных. В том числе и троллейбусы ходят пустыми из-за того, что они не такие маневренные, и из-за того, что в час пик на остановках выстраиваются очереди из маршруток.

Стоит задача уйти от маловместительного транспорта – он не только мешает троллейбусам, но и бывает опасен для пассажиров, так как загружает городские улицы. Ведь один нормальный автобус увезет столько же пассажиров, сколько четыре маршрутки. Сократить количество транспортных средств на дорогах города – еще одна задача, стоящая перед администрацией. Надо перейти от интервала движения к расписанию, когда пассажир точно знает, что, выходя из дома в определенное время, он уедет на работу.

Мы пересмотрели нормативную базу и порядок проведения конкурсных процедур – чтобы на конкурс выходили владельцы транспорта, а не посредники. Совместно с регионом разрабатываем систему перехода на регулируемые тарифы, с уходом от транспортных средств малой вместимости, с расторговкой маршрутов, с ликвидацией дублирования. В работе пользуемся исследованием пассажиропотока, заказанным предыдущей администрацией. Это поможет убрать дублирование городских и межмуниципальных маршрутов. Часто на одном маршруте работает несколько перевозчиков, а у города нет возможности привлекать их как юридических лиц к ответственности за отсутствие транспортного средства на маршруте.

Конечно, перевозчики сопротивляются. Так, сейчас пытаемся внести изменения в областной закон об ответственности перевозчиков, и некоторые из них начали говорить, что бизнес «кошмарят». Но мы действуем в интересах жителей города. Вынесли вопрос на публичные слушания в департаменте экономики. Надеюсь, губернатор нас в этом поддержит.

Центр освободят от рекламы

­ В любом городе важна социальная сфера: образование, спорт и культура. Какие проекты осуществили?

­ В этом году начато строительство детского сада на 240 мест в Рождественском микрорайоне. Уже выстроено все три этажа, до конца года должны уложить кровлю. Иногда нам везет с подрядчиком: из-за задержки с финансированием четыре месяца он строил объект за собственные средства. В планах на следующий год – завершить садик, довести до ума садик на Окуловой и начать строительство корпуса начальной школы к 36-й гимназии на 350 мест в Московском микрорайоне. Завершен перевод на баланс города детского сада РЖД, за счет чего снижена родительская плата за садик и на сотню увеличено количество мест.

За счет областных средств ремонтируется Дом культуры меланжевого комбината, за городские деньги – спорткомплекс «Автокран». Открыта Лаборатория современного искусства «Центр Авангард» для творческих людей, запустили проект «Чемпион 37» по продвижению здорового образа жизни.

Всё лето для жителей города бесплатно проводили спортивные занятия тренеры лучших фитнес-клубов города. В рамках первомайской эстафеты попробовали провести забег на длинные дистанции, в следующем году проведем настоящий марафон. Он станет ярким событием для ивановцев и заодно – элементом событийного туризма.

В Иванове должно быть не только удобно, но и интересно жить. В этом году при поддержке мэрии прошел первый фестиваль уличного искусства «Полотно», «Уводь Дэнс Фэст», новогодняя ярмарка. Много усилий мы приложили, помогая провести в нашем городе такое крупное событие, как кинофестиваль «Пилот».

­ Становится ли Иваново привлекательней для туристов?

­ Если в прошлом году мы только думали о туристических маршрутах или о том, как лучше позиционировать город, то в этом нами уже заинтересовались крупнейшие туроператоры. С успехом прошла «Первая фабрика авангарда». Мне кажется, этот проект – наша большая удача. В него гармонично укладывается вся наша история, в то же время он очень современный. Возможно, это бренд, который перезапустит волну интереса к городу и даже изменит наше с вами собственное восприятие Иванова.

Подготовлена также новая схема размещения рекламных конструкций. В планах постепенно полностью уйти от баннеров и щитов в пользу более современных типов рекламных конструкций. В Иваново вернутся афишные стенды, это резко сократит расклейку афиш на заборах и остановках.

Борьба с незаконной рекламой ведется постоянно. Только за последний год демонтированы 52 рекламные конструкции. Исторический центр города вообще должен быть максимально освобожден от рекламы и прочего визуального шума. Реализацию этой идеи мы начали с улиц 10 Августа и Красной Армии, где в этом году все вывески приводятся к единому, менее кричащему формату. В планах на 2019 год – утверждение единого дизайн-кода города Иванова, регулирующего всё – от вывесок до внешнего вида контейнерных площадок. Пересмотрен подход к отбору и размещению арт-объектов.

Я также принял решение создать в 2019 году городскую службу озеленения, которая будет следить за состоянием деревьев, полноценно ухаживать за ними, а не только белить весной и планировать ландшафтные решения. Надо сохранить наш город зеленым, но при этом безопасным для жителей.

Изменили подход к обращению с бездомными собаками. Теперь работать с животными будут специализированные приюты. Собаки смогут получать квалифицированную ветеринарную помощь и шанс найти новый дом. На улицы будут выпускать только неопасных и некрупных особей. Агрессивных будут оставлять в приютах.

В июле 2018 года в Иванове введена процедура обязательного согласования архитектурного облика вновь строящихся зданий. Теперь все они в обязательном порядке рассматриваются архитектурной комиссией. Уже есть примеры отклоненных проектов жилой застройки.

К слову, объем введенного жилья в 2018 году почти наполовину превысил показатель за аналогичный период прошлого года. В том числе за счет завершения долгостроев Ивановской ДСК. Начато комплексное освоение территории за ТЦ «Евролэнд». Уже в 2019 году начнем проектировать дорогу, которая станет частичным дублером улицы Куконковых. В программу Газпрома включено строительство ФОКа, о котором заявлял Станислав Сергеевич летом этого года.

­ Горожане нередко сетовали на то, что большие начальники не видят их реальных проблем, далеки от народа. И вы хотели сменить формат работы чиновников, «приземлить» их, о чем не раз говорили. Удалось это сделать?

­ Думаю, что ивановцам на самом деле заметно, насколько администрация стала в целом более открыта. Этого раньше просто не было. Чиновники активно реагируют на обращения горожан, не закрываются от них.

Большую роль в налаживании диалога жителей и власти играют социальные сети, через которые проще донести остроту проблемы. И мы понимаем, что если о какой-то дороге нам пишут, то за этим стоит реальная проблема. Естественно, это накладывается на ту информацию, которую получаем официально, через соцопросы и письменные обращения… В современном мире чиновник должен быть максимально открыт и готов к публичному объяснению действий – это дает возможность не совершать ошибок. Не делать того, что противоречит интересам общества.

В целом я горжусь тем, что нам уже удалось сделать, и благодарен сотрудникам администрации, моей команде за слаженную работу. Уверен, что это только начало.

 

 Обновленная в 2018 году площадь Ленина.

   

Беседовал Вадим КАЛИНИН

Читайте также
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно
Опубликованы результаты викторины "Любимая Ивановская область" на выборах-2024