Выйдет ли «подработка» из теневого бизнеса?

22 ноября 2018 12:38

Госдума приняла закон, легализующий самозанятость населения. Параллельно готовятся и новые правила сбора лесных даров. Под эти акты попадают миллионы граждан страны

Значительная часть новых отчислений останется в регионе

15 ноября Госдума в третьем чтении одобрила пакет законопроектов о самозанятости населения – так называемый налог на профессиональный доход. Он преподносится как еще один инструмент борьбы с теневой занятостью. Документ вводит льготный налоговый режим для тех, кто получает годовой доход до 2,4 миллиона рублей от продажи товаров или услуг, но при этом не имеет своего работодателя.

Пока речь идет о десятилетнем эксперименте (с 1 января 2019 года) в четырех регионах: в Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане. Налоговая ставка в размере 4% предусмотрена для тех, кто продает товары или услуги физическим лицам. Если человек взаимодействует с организациями или предпринимателями, то ставка составит 6%. В региональные бюджеты будет идти 63% дохода от введенного налога.

«Зарегистрированных услуг сегодня единицы. Половина из тех, кто их предоставляет в качестве самозанятых, –  бывшие индивидуальные предприниматели», – признался глава комитета Госдумы по труду Ярослав Нилов.

Кто же относится к категории «самозанятый»? Федеральная налоговая служба и Минюст под ней понимают человека, который самостоятельно, без привлечения наемных работников, оказывает услуги населению либо занимается розничной торговлей.

На всю страну налоги платят лишь тысяча репетиторов и сиделок

Государство и раньше  всячески призывало самозанятых граждан к легализации. К примеру, до 2019 года для них действуют налоговые каникулы. Они позволяют не платить налог на доходы физлиц (НДФЛ), а работодатели-физлица, пользующиеся услугами самозанятых, не платят за них страховые взносы.

«Между тем официально самозанятыми в России являются три категории лиц, – уточняет начальник отдела по работе с налогоплательщиками областного УФНС Ирина Беляева. – Это репетиторы, уборщики жилых помещений (сюда же относятся экономки, домработницы), а также те, кто занимается присмотром и уходом, – няни и сиделки. Сейчас они могут сообщить о себе в ФНС и воспользоваться налоговыми каникулами».

Но на всю Россию, по данным на 1 апреля, официально зарегистрировались как предприниматели лишь… 1289 самозанятых граждан. В нашей области – только десятки человек.

УФНС уже сегодня, не дожидаясь, чем завершится эксперимент в четырех регионах, проводит работу по выводу самозанятых из тени. К примеру, сообщила Ирина Евгеньева, завершается их перевод на онлайн-кассы, создается информационный ресурс этой категории граждан, будет вестись широкая разъяснительная работа.

У нас в регионе успешно внедряется патентная система: этот документ получили более двух тысяч человек. «Но надо иметь в виду, что это не самозанятость, а один из видов зарегистрированной  предпринимательской деятельности, системы налогообложения», – объясняет Ирина Беляева. Правда, грань между обладателем патента и самозанятыми гражданами очень тонкая. Ведь и те и другие тоже оказывают услуги. И людям надо самим решить, какую форму выбрать. Важно, чтобы она была официальной.

Тем, кто не платит страховые взносы, говорят в  региональном управлении Пенсионного фонда, надо думать и о будущем. Встретить старость с мизерной пенсией – печальная перспектива.

 Справка. По данным Минтруда, сегодня в России порядка 15 миллионов человек, находящихся в трудоспособном возрасте, не уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд. В 2015-­2017 годы легализовано более 6,3 миллиона. С января по ноябрь 2018-­го – 1,1 миллиона.

 

 Есть такая услуга – молчащий собеседник

«Я занимаюсь педикюром и маникюром на дому, – говорит молодая жительница Иванова Евгения, попросившая не называть свою фамилию. – Выполняю и заказы на индивидуальное шитье. В налоговых органах не зарегистрирована. Ведь и так еле свожу концы с концами. Снимаю квартиру, одна воспитываю двоих детей. Ногти – дело сезонное: женщины идут ко мне обычно к праздничным дням. Это не бизнес, а средство выживания. Тем более что конкуренция в этой сфере большая».

Анастасия Челышева из Родников оказывает очень необычную услугу. Она разместила в Интернете объявление о том, что готова работать… собеседником: выслушивать людей, нуждающихся в общении. «Многим в наше напряженное время хочется кому-то излить душу, – рассказала она корреспонденту «ИГ». – Так я, юрист по диплому, стала психологом – окончила специальные дистанционные курсы. Этот бизнес, хотя пока отдачи и нет, считаю очень перспективным. Муж поддерживает мое хобби, ставшее второй профессией».

А вот Иван Белов из облцентра недавно официально зарегистрировался как предприниматель в налоговых органах. Он – тамада. Дизайнер по профессии увлекается музыкой, художественным словом, которые и стали приносить неплохой доход. «Раньше я работал неофициально, – говорит предприниматель. – Честно говоря, нервничал. Теперь стало спокойней. Плачу все налоги и взносы в социальные фонды. Но как исправный налогоплательщик хочу знать, куда уходят мои отчисления. Жизнь-то в провинции не улучшается. Поэтому скоро перееду в Петербург».

Брать деньги с грибов и ягод?

Госдума готовится принять и другие нормативные акты, затрагивающие интересы многих рядовых граждан, получающих левые доходы, – о внесении изменений в Лесной кодекс и в Федеральный закон «О потребительской кооперации». В народе он назван законом о сборе грибов и ягод, хотя речь идет обо всех дарах леса, начиная от бересты и мха, заканчивая орехами и березовым соком.

В случае его принятия с 1 января с россиян будут собирать налог на ягоды и грибы. Их сбор с целью продажи попадает под то же понятие о самозанятости. Сборщики ресурсов леса также заплатят налог с полученной прибыли 6%, если будут сдавать собранное юрлицам, и 3% – если гражданам.

«У нас пол-Мыта в летний сезон занимается сбором ягод и грибов на продажу, – возмущается инспектор по работе с населением Мытской администрации Елена Смирнова. – Работы в поселении для трудоспособных жителей нет. Семьи на эти «клюквенные деньги» собирают детей в школу, живут всю зиму. И что, они должны часть своего дохода отдать государству? Надо рабочие места на селе создавать, а потом уж предлагать такие законы».

Молодая женщина Елена Фёдорова в этом году тоже ходила на болото и реализовывала ягоды на местном рынке. Она говорит: «Но нынче не такой урожай, как в прошлом году. И я устроилась на работу с небольшим заработком».

Начальник отдела по работе с налогоплательщиками областного УФНС Ирина Беляева полностью на стороне жителей глубинки, живущих за счет лесных даров: «Одно дело привезти тонну клюквы в сетевой гипермаркет, другое – продать десяток банок для пополнения семейного бюджета. Я думаю, что сборщики лесных даров из сельской местности в подзаконных актах вообще не попадут в список самозанятых и им не нужно будет регистрироваться…»

Здравый смысл в отношении селян должен восторжествовать. Что же касается граждан, оказывающих другие услуги, то, считают в УФНС, альтернативы их регистрации нет. Жить по закону удобно и выгодно всем сторонам. Но время подумать до 2028 года еще есть.

 Комментарий. Ирина Беляева, начальник отдела по работе с налогоплательщиками областного управления ФНС:­ Я считаю новый закон о самозанятых прогрессивным. Сегодня мы, даже если есть желающие отчислять налог с услуг, не можем принять от них деньги, если они не зарегистрировались в качестве юрлиц. По новым же правилам самозанятыми могут быть и предприниматели, и физлица. Почему кто-то должен работать официально или по договору и платить НДФЛ 13% от  своей зарплаты, а кто-то ничего не отчисляет? Условия для всех налогоплательщиков должны быть равными.

   

Читайте также
В парке "Красная Талка" в Иванове прошел большой городской субботник
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа