Музыкальная гостиная для будущих мам и малышей

20 ноября 2018 17:07

О вопросах пренатальной (дородовой) педагогики и психологии мы поговорили с ведущими сотрудниками Ивановского научно-исследовательского института материнства и детства имени Городкова.

Доктор медицинских наук, профессор, директор НИИ материнства и детства, главный внештатный специалист по акушерству и гинекологии Минздрава России по ЦФО, завкафедрой акушерства и гинекологии, медицинской генетики Ивановской государственной медицинской академии, депутат областной думы Анна Малышкина рассказала: «Рождение ребенка – полное счастливых переживаний событие в жизни каждой женщины. Любая мечтает, чтобы беременность протекала гладко, а ее малыш родился здоровым и умным. Помочь в этом призваны пренатальная педагогика и психология».

Эти науки изучают, как события, происходящие во время беременности, родов и ближайшем послеродовом периоде, влияют на формирование психики взрослого человека. Официально создателем пренатальной психологии считается психолог и психоаналитик Густав Ханс Грабер, который в 1971 году основал в Вене «Общество по пренатальной психологии».

В Россию пренатальная и перинатальная (с 22­й полной недели беременности до седьмого дня жизни ребенка) педагогика пришла с перестройкой. Первая Ассоциация перинатальной психологии и медицины зарегистрирована в 1994 году именно в Иванове. В 1998­м в Международном институте психологии и управления создана Российская ассоциация перинатальной психологии и медицины, ее председателем избран профессор Григорий Брехман, который в те годы работал на кафедре акушерства и гинекологии Ивановской государственной медицинской академии.

Теперь всё чаще пишут не «плод», а «внутриутробный ребенок». Формирование его личности начинается до рождения. И тут важен и физический контакт (поглаживания живота), и речевое воздействие: рассказывайте ребенку, как вы его ждете и любите.

Долгие годы вопрос о том, слышит ли малыш, находясь в утробе матери, был спорным. Но современные эмбриологи и опытные акушеры утверждают, что это однозначно так: ведь уже на седьмой неделе жизни плода формируется орган слуха, а в девять недель во время ультразвукового исследования можно увидеть уши. Косточки в ухе, отвечающие за проведение звуков, формируются к 18-20 неделям. С 24-й недели малыш в животе уже отличает частоту и тембр: резкие, низкие и громкие звуки его пугают, а легкие, мелодичные – забавляют. Иногда он даже приплясывает под энергичные ритмы.

Хотите представить, как малыш слышит музыку? Чтобы почувствовать это, включите мелодию и нырните в ванне. К звукам внешнего мира прибавляется звук сердцебиения мамы, звук дыхания и двигательные колебания.

Заведующая женской консультацией № 1 НИИ материнства и детства, доктор медицинских наук Елена Бойко заметила: «Американские исследователи установили, что наиболее полезно для плода прослушивание классической музыки. Десятиминутные сеансы фортепианных концертов Моцарта способны повысить интеллектуальный коэффициент младенца. Музыка этого композитора, как утверждают ученые, способна не только помогать правильному течению беременности, но и уменьшать болевые ощущения при родах. Это удивительное свойство названо «эффектом Моцарта».

А как правильно проводить «уроки музыки» для крохи внутри материнской утробы? Об этом рассказала медицинский психолог отделения вспомогательных репродуктивных технологий консультативно-диагностической поликлиники Ивановского научно-исследовательского института материнства и детства Мирослава Каталова: «К животу можно прикладывать наушники с отключенными низкочастотными звуками – басами. Громкость при этом должна быть небольшая, чтобы не повредить ребенку. Использовать надо качественные профессиональные записи. Лучшее время для прослушивания: утром – сразу после пробуждения, вечером – собираясь ложиться спать. Время сеанса – максимум 40 минут».

Музыка для беременных – шанс повлиять на интеллектуальные способности малыша, его эмоциональное развитие, продвинуть вперед его познание окружающего мира. В Ивановской филармонии была создана уникальная музыкально-литературная программа для будущих мам под названием «Маме и ее малышу». Автор идеи – директор Ивановской филармонии Юрий Артёмов, реализовала ее музыковед Елена Королёва.

Первая «Музыкальная гостиная для будущих мам и малышей» с выступлением артистов нашей филармонии состоялась в Ивановском научно-исследовательском институте материнства и детства имени Городкова 17 октября. В программу включены пьесы из «Детского альбома» Чайковского, детские пьесы Шумана, попурри на темы колыбельных песен Паулса, Моцарта, Дунаевского и другие мелодии, которые наполняли будущих мам и их малышей положительными эмоциями.

Учитывая большой успех первого выступления, его повторят 27 ноября, на Дне открытых дверей в рамках празднования Дня матери в женской консультации № 1 Ивановского научно-исследовательского института материнства и детства (ул. Победы, 20). В программе примут участие артисты филармонии: заслуженный работник культуры Гуринович, лауреат международных конкурсов Новикова (скрипка), мастер художественного слова Зимин, музыковед Королёва, певица Лихачёва, концертмейстер Яковлева...

В рамках Дня открытых дверей будут работать интерактивные площадки по обучению навыкам грудного вскармливания и ухода за новорожденным, а также «Школа будущих отцов». Опытный психолог проведет с беременными занятия по нейтрализации страха и подготовке к родам.

К слову, специалисты НИИ советуют мамам: самая сладкая музыка для малыша – голоса любимых родителей. Так что если даже у вас нет слуха и голоса – пойте. Ваши песни для ребенка – самые хитовые, а вы – самая лучшая певица в мире! Важен лишь посыл любви и нежности. Именно это и запомнит малыш.

   

Читайте также
В Иванове закончился отопительный сезон
17 автобусов большой вместимости смогут выйти на маршруты в Иванове в мае
Ивановские школьники легко вычисляют мошенников, но плохо планируют бюджет