Неподчиняющиеся расписанию

13 ноября 2018 16:38

Сейчас общественным транспортом можно добраться практически в любое место областного центра. Другое дело, что нужного автобуса иногда приходится ждать очень уж долго. Так можно ли заставить перевозчиков работать по расписанию?

На исследования ушли миллионы

В областном центре транспортная проблема требует решения уже не один год. Дважды мэрия заказывала исследования пассажиропотока у ученых умов из исследовательских организаций. Первое обошлось бюджету в два миллиона, второе – уже в восемь. Последний раз схема городских маршрутов согласно рекомендациям специалистов менялась в прошлом году. Но в решении транспортной проблемы это не сыграло никакой роли.

Специалисты московского НИИ автомобильного транспорта за 8 миллионов рублей сообщили ивановцам, что их главная проблема – несоблюдение перевозчиками графиков движения и обилие транспортных средств малой вместимости. Убытки же муниципального «Ивановского пассажирского транспорта» возникают из-за дублирования троллейбусных маршрутов автобусными, причем не только городскими, но и пригородными.

Утром в автобусах по-прежнему тесно

Засилье на дорогах маловместительных «мерседесов», «Богданов» и «пазиков» приводит к неудобствам для пассажиров в часы пик. Недавно один из перевозчиков, «ТрансЛайн», приобрел в лизинг 16 автобусов «Вектор» среднего класса (модификация «пазиков»). Директор предприятия Валерий Беспалов сообщил, что технику отправят на 35­й и 150­й маршруты.

35­й маршрут (Суховка – улица Минская), как никакой другой, нуждался в решении проблемы с перегруженностью салона, особенно в часы пик. Особенно когда «тройка» (Ашан – Минская) изменила маршрут с проспекта Ленина на Шереметевский. Однако в итоге на маршрут пустили лишь один из новых автобусов (всего там работает 14). Еще девять заменили старые пазики на 150­м маршруте. Остальные «Векторы», по заявлению общественников, замечены почему­то на 120­м маршруте, который никакого отношения к «ТрансЛайну» не имеет…

Таким образом, новые автобусы есть, но главную проблему они не решили. «В часы пик уехать с Минской по-прежнему крайне сложно, – рассказывает ивановец Алексей Каравайков. – Тридцать пятые пазики забиваются битком, третьего автобуса – не дождешься. Их всего три-четыре в будни и ни одного – в выходные».

Вместо нового маршрута убили старый

А что же случилось с «тройкой»? В Иванове планировали запустить новый маршрут – 53. Восемь автобусов средней вместимости должны были курсировать из Московского микрорайона по улице Куконковых, Шереметевскому проспекту через железнодорожный вокзал в Минеево, а оттуда – на Минскую. Однако перевозчики предложили решить проблему имеющимися силами: пустить через Московский микрорайон 39­й маршрут, а по Шереметевскому проспекту – третий. Причем обещали увеличить количество автобусов. В итоге, 53­го – нет, а на «тройке» вместо шести автобусов осталось всего четыре (по выходным – вообще ни одного). Правда, и те – полупустые: автобусы ходят редко, а расписание не соблюдается.

Поигрались в ГЛОНАСС

Таким же вымирающим маршрутом стала и «десятка», но по другой причине: из-за нехватки водителей. «Это лето стало самым сложным для перевозчиков, – рассказывает гендиректор «Экспресс-Лидера» Дмитрий Кули­

ков. – Катастрофически не хватает как водителей, так и кондукторов. Мы, конечно, стараемся выполнять заявленные графики…»

Кадровую проблему обостряют не только маленькие зарплаты, но и… технический прогресс. «С 1 июля работу водителей на межмуниципальных маршрутах должны регламентировать тахографы, – говорит Дмитрий Николаевич. – После восьми часов нахождения за рулем водитель обязан прекратить смену. Любая переработка фиксируется приборами и грозит весьма солидными (до 300 тысяч рублей) штрафами для перевозчика».

Так и не оправдала возложенных на нее надежд система ГЛОНАСС. Автопредприятия обязали установить приборы на свои транспортные средства. Но ввиду отсутствия в городе единой диспетчерской службы, которая бы отвечала за работу транспорта, видеть перемещение своих водителей могут только перевозчики. Впрочем, некоторые владельцы маршрутов даже не заморачиваются по поводу работоспособности системы, которая постоянно требует дополнительных вложений: платить за обслуживание, менять СИМ-карты… Выполнили требование оснастить автопарк системой ГЛОНАСС и, как говорится, забыли. Всё равно за ее «неиспользование» никакой ответственности в законодательстве не предусмотрено.

За льготников приходится делиться с банком

«Самая главная проблема региона, – рассуждает председатель Альянса ивановских перевозчиков, эксперт Общероссийского народного фронта Марина Синякина, – то, что городские и пригородные маршруты не заведены в единую схему. Поэтому зачастую они дублируют друг друга: водителям приходится бороться за общих пассажиров».

А вот проблема замены автобусов малой вместимости на более просторные для Иванова, по мнению Марины Николаевны, неактуальна. «Город у нас не такой и крупный, много районов с частным сектором, где комфортнее всего маршруткам. Затраты на обновление парка ложатся на перевозчика. Один автобус, заменяющий две «газели», стоит около 4 миллионов рублей. Автотранспорт приобретается в лизинг или в кредит. Значительную часть затрат требуют терминалы: кроме обслуживания аппаратов перевозчики платят 3,5% за каждую транзакцию банку. То есть перевозчику трудно оправдать свои вложения. Мало того что тариф у нас ниже экономически обоснованного, так еще и бюджетное субсидирование за перевозку льготников происходит с перебоями: к лету, как правило, деньги в бюджете заканчиваются…»

Тем не менее, сейчас некоторые ответственные перевозчики и разворотные кольца на конечных пунктах обустраивают, и расписание движения своих маршрутов вывешивают на всеобщее обозрение.

Три минуты опоздания – и договор расторгнут

Но вот с выполнением этого расписания в Иванове проблемы. И правового регулирования в данном вопросе, судя по заверениям чиновников, нет. «Проверка соблюдения пассажирским транспортом расписания не входит в компетенцию автодорожного контроля, – констатирует главный госинспектор областного отделения ведомства Наталья Гиммер. – Мы смотрим на наличие и соблюдение карты маршрута (например, за посадкой-высадкой в неустановленных местах). Расписание утверждает департамент и комитет по транспорту. Они иногда привлекают нас к своим проверкам».

  Цитата. «С 3 мая расписание движения троллейбусов изменилось, и мы начали менять все ранее установленные аншлаги с графиками движения. К нашим проектам жители города относятся по­разному. Среди тех, у кого негативная реакция, оказались водители троллейбусов, которые, видимо, либо не успевают, либо не хотят ездить по графику. Одна из них даже изъявила желание выступить на собрании коллектива и предложить менять расписание каждый месяц. При этом в качестве аргумента выступало суждение, что частники, используя информацию о времени движения, едут перед «носом» троллейбуса и собирают всех пассажиров. Получается, водителю важнее сделать план, чем соблюдать графики. При существующей на предприятии системе оплаты труда это выгоднее для водителей». Владимир Батурин, член Ивановского общественного совета по транспорту.

 «Перевозчики сейчас работают по договорам или по свидетельствам об осуществлении перевозок, – поясняют в департаменте транспорта, – мы можем контролировать лишь первых». Однако договорников с каждым годом становится всё меньше. В ивановском комитете по транспорту сообщили, что правовых полномочий наказывать перевозчиков за несоблюдение расписания у них нет.

Впрочем, определенные подвижки в решении транспортной проблемы облцентра всё же есть. В 2017 году, например, изменились критерии конкурсного отбора на право работы на городских маршрутах. Раньше наличие действующего договора на разыгрываемом маршруте имело решающее значение. Сейчас стали учитывать количество и год выпуска автобусов, их вместимость…

Попытку приструнить перевозчиков принимают и областные депутаты. Законопроект о внесении изменений в закон «Об организации транспортного обслуживания населения» дополнился статьей, позволяющей органу власти, выдавшему свидетельство об осуществлении регулярных перевозок, обратиться в суд с заявлением о прекращении действия данного документа. Одной из причин для расторжения договора с перевозчиком теперь может стать и несоблюдение расписания. Причем для «вылета с маршрута» достаточно будет дважды за 90 дней попасться на опоздании. Для межмуниципальных (пригородных) маршрутов «недопустимая грань» отклонения от графика – 20 минут, для городских – 3 минуты.

Среди других причин, по которым перевозчик может быть наказан, – неоднократное изменение пути следования по маршруту, изменение мест остановок, движение без посадки/высадки пассажиров, а также передача карт маршрута другому юрлицу, отсутствие полиса ОСАГО, наличие неисправностей авто, управление в нетрезвом состоянии или без прав.

Впрочем, Альянс ивановских перевозчиков добился возвращения законопроекта на доработку и проведения дополнительной экспертизы. «Теперь муниципалитеты организуют целый отряд ревизоров, которые будут следить на остановках, насколько точно каждая машина выполняет график, – предрекает Марина Синякина. – Выбиться на три минуты – довольно легко. А нагон времени может поставить под угрозу безопасность движения».

Цифры. Ежегодно территориальный отдел госавтонадзора проверяет около 1200 транспортных средств. В прошлом году в отношении водителей общественного транспорта составлено 120 протоколов на 220 тысяч рублей. В этом – 47 протоколов на 436 тысяч (сумма штрафов увеличилась в связи с возможностью привлекать к ответственности юридические лица, что раньше было невозможно).

Читайте также
Бойцы спецоперации участвуют в программе "Время героев"
Жители и гости Иванова смогут прокатиться на троллейбусе Победы 
Колесо обозрения на набережной в центре Иванова вновь заработает