Прилететь в Гарелина, улететь из Зайцева…

2 ноября 2018 12:39

После старта проекта «Великие имена России» в соцсетях среди ивановцев развернулась шутливая дискуссия о том, чьим именем можно было бы назвать аэропорт «Иваново-Южный». «ИГ» провела свой небольшой опрос на эту тему. Срез мнений получился занимательным.

Пожарский, но – «без князя»

Напомним, проект «Великие имена России» создан с целью увековечивания имен выдающихся россиян в названиях крупных аэропортов. В список на сайте Великиеимена.рф попали 47 крупнейших воздушных гаваней. Среди них – три аэропорта Москвы, петербургский «Пулково»... «Иваново-Южный» в список, к сожалению, не попал, но это не мешает общественности горячо обсуждать тему наименования и высказывать порой неожиданные мнения.

На первом месте по частоте упоминания в дискуссии – исторические личности, причем не только регионального, но и всероссийского масштаба. «Фигура, чьим именем можно было бы назвать аэропорт, в идеале должна иметь отношение к авиации, но в Иванове найти таких героев довольно сложно, - рассуждает краевед Александр Семененко. – Поэтому предложу такую идею: пусть аэропорт будет назван именем Дмитрия Пожарского. Только не «князя Пожарского», что может вызвать в обществе разногласия, а без титула. Вклад этого человека в дело освобождения России от польско-литовских захватчиков в начале XVII века сложно переоценить. Кроме того, Пожарский был связан с нашим краем: здесь находились его вотчины. Да и звучит его фамилия красиво».  

А вот насчет того, чтобы назвать аэропорт именем первого губернатора – Михаила Фрунзе, - историк категорически против: фигура, по его словам, была неоднозначная. И хотя Фрунзе многое сделал для развития края, его имя может вызвать споры.

Лухский Леонардо да Винчи

Многие предложили назвать воздушную гавань именем меценатов и фабрикантов: например, аэропорт Гарелина или Бурылина. «Имя Дмитрия Геннадьевича и так увековечено в названии музея, - говорит директор музея Бурылина Сергей Конорев. – Он не имел никакого отношения к самолетам и авиации. Поэтому считаю, что это не та фигура, которую стоит увековечивать в названии аэропорта. Раз уж надо выбрать имя, давайте вспомним тех, кто незаслуженно забыт или почти забыт. Тот же Гарелин, например, - городской голова, внесший серьезный вклад в развитие Иванова».

Мысль о том, что многие выдающиеся деятели нашего края незаслуженно забыты или неизвестны, красной нитью проходила через высказывания многих респондентов. Директор музея имени Николая Бенардоса в Лухе Галина Ширшова говорит, что кроме приятных чувств работников музея и всех луховчан присвоение аэропорту имени Бенардоса вызвало бы толчок к изучению его наследия. А там, глядишь, может, и новое здание музею выделят? (Сейчас он располагается в ветхом деревянном доме, который занимает с момента открытия энтузиастами в 1981 году.) «О Бенардосе знают сварщики, но мало кому известно, что он автор около 200 запатентованных изобретений,  многими из которых мы пользуемся и сейчас, - рассказывает Галина Ивановна. – Например, паровая кастрюля, стиральная машина, машинка для приготовления мороженого, консервная банка и многое другое. Это великий изобретатель, которого порой ставят на один уровень с Леонардо да Винчи. К сожалению, немногие об этом знают».  

Среди других исторических личностей многие называли писателя и революционера Дмитрия Фурманова. А еще - маршала Александра Василевского. «Это фигура одного уровня с полководцем Георгием Жуковым, - уверен ивановский киновед Александр Дёмин. – Поэтому я считаю, что именно он заслуживает увековечивания. Если когда-нибудь наш аэропорт будет обслуживать рейсы в другие государства, иностранцев обязательно заинтересует это имя».

Имя Бальмонта поможет установить памятник?

На втором месте по частоте упоминаний – личности творческие, чьи имена прочно связаны с ивановским краем: Левитан, Тарковский, Роу, Зайцев, Бальмонт… Интересно, что генеральный директор нашего аэропорта Николай Субботин высказался за Исаака Левитана: дескать, его заслуги трудно переоценить, и имя художника известно на весь мир.

Вариант названия «Тарковский» тоже одобрили многие, а вот упомянутый Александр Дёмин неожиданно высказался против: по его мнению, режиссер, во-первых, имеет косвенное отношение к нашему краю (село Завражье, где он родился, сейчас находится на территории Костромской области), а во-вторых, не настолько известен, чтобы называть его именем аэропорт. Та же история и со сказочником Александром Роу.

Внучатый племянник поэта Константина Бальмонта Михаил Бальмонт, наоборот, считает, что имя его родственника слишком громко для такой сравнительно небольшой воздушной гавани, как ивановский аэропорт. «Назвать аэропорт именем Бальмонта можно лишь в том случае, если он будет развиваться и станет более крупным и значимым, - говорит Михаил Юрьевич. – В этом случае, думаю, присвоение имени поэта будет большим шагом к популяризации его наследия. Сейчас, к сожалению, о Бальмонте больше знают за границей, чем у нас. На родине в Шуе он никак не увековечен – нет даже памятника». По словам Михаила Юрьевича, работа над созданием монумента длится уже несколько лет. За это время у спонсора, который готов был оплатить создание памятника, изменилась финансовая ситуация, и он отказал в помощи…           

А некоторые респонденты предлагают назвать аэропорт именем одного из почитаемых святых. «Почему бы не увековечить в имени воздушной гавани святителя Василия Кинешемского или Леонтия Михайловского? – рассуждает иеромонах Макарий (Маркиш). – Именами святых называют сейчас и учреждения, и вузы. Вера должна быть рядом, в простых вещах, которые входят в нашу каждодневную жизнь».

Практически все наши респонденты высказались за смену имени аэропорта, но есть и те, кто против самой идеи наименования - будь то ивановский, московский или любой другой аэропорт. Директор музея Бурылина Сергей Конорев  хотя и предложил свой вариант, сначала высказался против: «Кому это нужно? В конечном итоге все расходы, связанные со сменой бренда, аэропорт переложит на плечи авиакомпаний, а те – на плечи пассажиров. Наши аэропорты уже имеют имена. Пусть они и остаются».

С ним согласен и педагог Сергей Беляков. «Сколько всего придется переделывать: вывески, карты, документы!.. Я противник подобных инициатив, отвлекающих население от серьезных проблем. Неужели названия, которые есть сейчас, не устраивают?».

Как бы то ни было, однозначного мнения, чье имя достойно увековечивания в названии воздушной гавани, а чье – нет, быть, наверное, не может. Важнее другое: несерьезная дискуссия, возникшая по этому поводу, неожиданно обнажила многие значимые проблемы: сохранение памяти, открытие и популяризация забытых имен, духовно-нравственное воспитание... А ведь в этом и состоит главная цель проекта «Великие имена России».

Некоторые аэропорты России уже носят имена знаменитых соотечественников: Ростов-на-Дону («Матвей Платов»), Саратов («Юрий Гагарин»), Кемерово («Алексей Леонов»), Махачкала («Амет-Хана Султан»), Барнаул («Герман Титов»), Ульяновск («Николай Карамзин»)…

Какие еще имена предлагают ивановцы?

Мстислав Келдыш (ученый, в детстве жил в Иваново-Вознесенске); Николай Кондратьев (экономист); Валерий Леонтьев (певец, родом из Юрьевца); Светлана Курицына (телеведущая); Павел Сахаров (летчик-истребитель, Герой Советского Союза); Марсель Лефевр (летчик полка «Нормандия-Неман»); Марина Цветаева (поэт); Фёдор Боборыкин (кинешемский воевода); Михаил Дудин (поэт); Громобой (революционная кличка Романа Семенчикова).

Ивановский аэропорт: вехи истории

В 1939 году на месте будущего аэропорта был построен аэродром с грунтовой взлетно-посадочной полосой. Там базировалось звено самолетов У-2 и  и По-2. Выполнялись грузовые, почтовые и санитарные полеты как внутри Ивановской области, так и за ее пределами.

В 1952 году началась эксплуатация самолетов Ан-2. Спустя пять лет построено новое здание аэровокзала. С 1963 года аэропорт Иваново начал эксплуатировать самолеты Ли-2, расширив географию полетов, а в 1970-м на смену поршневым Ли-2 поступили турбовинтовые Ан-24.

В 1972 году был разработан проект нового генерального плана развития аэропорта. В соответствии с ним была сооружена взлетно-посадочная полоса размерами 2504×42 м (декабрь 1975 года). Появились рулежные дорожки, перрон, места стоянок воздушных судов и современный аэровокзала с пропускной способностью 400 человек в час (введен в эксплуатацию в 1982 году).

В 1978 году аэропорт Иваново приступил к эксплуатации самолетов Ту-134А и Ту-134А СХ.

В 1987 году введен в эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс аэропорта Иваново (Южный).

В 1990 году наблюдалась наибольшая активность авиаперевозок: полеты выполнялись в 37 городов страны.

27 августа 1992 года во время захода на посадку в аэропорту Иваново потерпел катастрофу самолет Ту-134, следовавший по маршруту Минеральные Воды — Донецк — Иваново. Погибли 84 человека.

В 1997 году аэропорт стал международным, однако 22 октября 2003 года его деятельность была приостановлена и объекты имущественного комплекса законсервированы.

Июль 2006 года. Началась реконструкция аэропорта, о чем было заключено соглашение с правительстивом Москвы. С 2008 года начали летать самолеты в Москву. С 13 январь 2011-го открыты регулярные рейсы в Санкт-Петербург (Пулково).

 Сейчас рейсы выполняются в пять городов России: Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Анапу, Симферополь (южные направления – сезонные). В планах на 2020 год – открытие авиасообщения с заграничными курортами (в первую очередь рассматривается Турция).

Читайте также
Стоимость проезда в троллейбусах в Иванове вырастет на два рубля
Курировать здравоохранение в Ивановской области будет новый зампред правительства
1 мая в центре Иванова перекроют проезд