Первого оштрафовали на пять тысяч
Глеб ШАПРАНОВ, ведущий специалист-эксперт регионального УФССП:
- Как сотрудник отдела, осуществляющего контроль и надзор за деятельностью коллекторских агентств, я не вправе давать оценку законодательству. Мы работаем в рамках действующего правового поля и в случае нарушения закона привлекаем юридическое или физическое лицо к административной ответственности.
Действительно, недавно мы впервые направили в суд пять протоколов на лиц, нарушивших закон, касающийся взаимодействия с должниками. Так, один сотрудник банка позвонил клиенту и потребовал погасить задолженность, хотя его финансовая организация отказалась взаимодействовать с должником путем телефонных переговоров – только письменно. Суд назначил ему штраф в пять тысяч рублей (постановление еще не вступило в законную силу). Четыре других административных протокола - в отношении коллекторского агентства, представители которого также несколько раз звонили должнику, нарушая федеральный закон № 230. Сейчас эти дела рассматриваются в арбитражном суде.
Неплательщики пугают ОМОНом
Анатолий ЗУБКОВ, руководитель филиала московского коллекторского агентства «Русдолгнадзор»:
- По-моему, данный закон противоречит здравому смыслу. Почему-то система защищает не тех, кого обманули, а тех, кто обманывает: берет деньги, не возвращает их, наживаясь таким образом. Как теперь помогать бабушке, отдавшей негодяю последние 30 тысяч, накопленные на похороны? Судебные приставы придут пару раз к должнику, им ответят, что такой здесь не проживает или он сам скажет, что не в состоянии вернуть деньги и – всё… Его оставят в покое, а старушка остается без денег.
Конечно, мы, коллекторы, действовали жестче, чем судебные приставы. А теперь нам говорят: не имеете права. Должники записывают наши звонки и передают судебным приставам и в полицию, были случаи, они даже инсценировали нападение коллекторов. И правоохранители защищают их.
Так что работать нам стало намного труднее. Мы обращаемся к должнику: «Просим явиться в офис для урегулирования правового спора», а он не реагирует, да еще и угрожает: «Если придете ко мне – вызову ОМОН!».
Но мы, работая в рамках закона, пытаемся приспосабливаться к новым условиям, ищем психологические подходы к клиентам. Объясняем, что долг на нем будет висеть всегда, что он может попасть под уголовную статью о злостном уклонении от погашения задолженности...
Я наставляю своих ребят говорить с должником обтекаемо, без угроз. Кстати, есть у нас и девушки, работавшие ранее юристами, психологами. У них, в новых условиях, коллекторская работа получается лучше. У одной с 83 процентов должников из ста идут хорошие выплаты. Она в свое время работала психологом с трудными детьми, а сейчас применяет полученные там навыки.
Оскорбления на стене дома – конечно, чересчур
Надежда ЧАЙКИНА, пенсионерка:
- Думаю, новые правила в отношении коллекторов не соответствуют жизненным реалиям. Конечно, звонить по ночам или писать что-то о должнике на стене его дома или в подъезде люди не имеют права, и в этом отношении коллекторов надо было ограничить. Но у них должны быть какие-то юридические методы воздействия. Если должник не хочет выплачивать деньги, пусть сидит в тюрьме, работает там и отдает свои долги.
Один человек десять лет назад занял у нас большую сумму денег и до сих пор не отдает. Судебные приставы ничего не смогли сделать. На нем нет никакого имущества, у него связи… И на кого нам теперь надеяться, если и коллекторов поставили в жесткие рамки?
Лучше расширить полномочия приставам
Юрий РЫБАКОВ, бывший начальник отделения ОБХСС-БЭП областного УВД:
- Как бывший юрист считаю, что коллекторское агентство – это не та организация, которая должна заниматься проблемой долгов. На этапе их становления сюда устраивались люди, вышедшие после отсидки в 1990-х годах. И сейчас не уверен, что они приносят какую-то пользу. Зато действуют, как в лихие 90-е. С долгами работает государственная организация – служба судебных приставов. Лучше бы расширили их полномочия: они ограничены в правах, не являются силовыми органами. Вместо этого им зачем-то навязывают дополнительные функции – надзор за коллекторами…
Что же касается закона о коллекторских агентствах, считаю, что он правильный. Если они появились, значит, их деятельность должна быть урегулирована и находиться под контролем.
Рассадник вымогательства
Денис АНОХИН, адвокат (Иваново):
- Считаю, что деятельность коллекторов должна быть строго регламентирована, начиная с порядка возможности взыскания и заканчивая их конкретными шагами. Всё-таки много злоупотреблений с их стороны. Идея создания долговых агентств заключалась в том, чтобы приносить благо людям и на этом зарабатывать, а на практике они опускаются до вымогательства.
Как структура коллекторские агентства – «пятое колесо». Есть судебные приставы, которые исполняют решения судов. Может быть, действительно качество работы этой официальной организации плохое, но тогда прежде всего надо усовершенствовать эту службу.
Сим-карта оказалась с плохой кредитной историей
Елена МАЛКОВА, журналист (Родники):
- Мне с коллекторами пришлось столкнуться случайно: купила сим-карту, а оказалось, что она принадлежала должнице. Рьяные сотрудники агентства названивали мне в любое время дня и ночи, угрожали выездом группы захвата (потом оказалось, что они просто включали магнитофонную запись).
Думаю, такая работа обязательно должна быть регламентирована. Ведь не всегда у человека есть возможность вовремя выплатить кредит: потерял работу, случилось несчастье в семье. Он думает, как бы вылезти из этой ямы, а тут ко всем бедам прибавляется психологическое давление... Всё-таки во главу угла надо ставить человека.