Ткачи без станков, повара без половников

19 октября 2018 11:40

Колледжи области испытывают некоторые проблемы с устройством учащихся на практику.

При училище были поля и фермы

В советское время выработали четкую систему профессионального образования. Наиболее распространенными были училища, готовившие работников массовых профессий: слесарей, электриков, станочников по металлу, маляров, ткачих, портних.

Четко была организована и система прохождения практики учащимися, чему способствовала и собственная хорошая материальная база. «В школе ФЗО (фабрично-заводского обучения), которую позднее переформировали в ПТУ, изучала прядение и технологию прядильного производства, - рассказывает жительница Родников Милица Гусева. - Для прохождения практики у нас был большой тренировочный цех, где стояли прядильные, ткацкие станки… Инструкторы знакомили с их строением, показывали, как работать. Потом нас отправляли на практику в цеха на комбинате «Большевик».

Как вспоминает замдиректора Юрьевецкого агропромышленного колледжа Ольга Чернова, в советское время у сельхозучилища был свой учхоз (учебное хозяйство): большие поля, техника, фермы со скотиной – как свой колхоз. Ребята без проблем отрабатывали практику. Но после развала Союза земли передали муниципалитету, фермы ликвидировали…

Возиться с практикантами невыгодно

В девяностые и нулевые годы начинается разрушение налаженной системы. Училища, которые были при фабриках и заводах, обеспечивавших первым хорошую материальную базу и прохождение практики, передаются в федеральное ведение, позднее – региональное. Частным предприятиям уже невыгодно содержать училища и техникумы.

Учебные заведения были вынуждены налаживать новые контакты с компаниями для прохождения учащимися практики. «Сложности были большие, - вспоминает директор Родниковского политехнического колледжа Виктор Сумин. – До 2008 года учащиеся даже получали стипендию с предприятия «Родтекст» (ранее комбинат «Большевик»). У нас был свой тренировочный цех, в котором стояло по нескольку десятков прядильных и ткацких машин и мы вырабатывали до 10 километров ткани в месяц. Затем нам сказали, что ни прядильщики, ни ткачи им не нужны, а если мы хотим заниматься в тренировочном цехе, то должны платить аренду. Но откуда у училища лишние деньги?.. Пришлось обучение по этим специальностям свернуть и организовывать по другим, более востребованным. А для прохождения практики искать социальных партнеров, которые бы принимали наших детей».   

На первых порах поиски шли с большим трудом. Для фирм практика была обузой: квалификация у ребят невысокая, времени на их обучение требуется много, да и ответственность огромная.

Варить манную кашу не так интересно, как готовить фондю

Постепенно ситуация с организацией практики в учреждениях среднего спецобразования налаживается. «Сейчас в области 36 колледжей, - рассказывает врио замначальника департамента образования Владимир Лазарев. – У них 280 социальных партнеров, принимающих студентов на производственную практику. И этот список работодателей постоянно расширяется…»

 В тему

Из 36 региональных колледжей 24 подведомственны департаменту образования, 3 - департаменту культуры и 2 – департаменту здравоохранения.

Есть два федеральных учебных заведения (Палехское художественное училище и Ивановский радиотехнический техникум-интернат).

Четыре колледжа в регионе частные: кооперативный, фармакологический, юридический и гуманитарно-технический.

Один колледж – машиностроительный – находится в ведении ИГЭУ.

  По словам замдиректора Ивановского колледжа пищевой промышленности Юлии Чурахиной, их студентов - будущих поваров, пекарей, парикмахеров - охотно берут на практику в столовые, бары, пекарни. Тем более что заработную плату ребятам платить не надо. С предприятиями заключается договор социального партнерства или сотрудничества (во втором случае – больше обязательств для фирмы).

У поваров и кондитеров проблем с практикой нет.

Как рассказывают в Ивановском автотранспортном колледже, проблем с социальными партнерами в основном у них нет. Так, обучающихся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» охотно берут крупные и мелкие фирмы, тем более что до третьего курса ребята проходят практику в мастерских на базе училища и в фирмы приходят уже сравнительно подготовленными.    

«Мы сумели наладить тесные контакты с предприятиями «Родники-Текстиль», которое берет на практику наших электриков, с мебельной фирмой «Лорес», принимающей столяров и плотников, - рассказывает директор Родниковского политехнического колледжа Виктор Сумин. – Некоторые резиденты индустриального парка помогают в обучении будущим строителям. Наших поваров мы устраиваем на практику в кафе, ждут их в детских садах и школах – но туда ребята идут без удовольствия: варить манную кашу не так интересно, как готовить изысканные блюда».

Чтобы не было проблем, в том числе и с прохождением практики, в колледжах стараются готовить специалистов по востребованным профессиям, регулярно изучая рынок труда.

На примере ИП трудно понять всю схему производства

Проблемы с производственной практикой сегодня носят скорее локальный характер, говорят руководители колледжей. «Специальность «Технология молока» востребована, но в районах – приводит пример Юлия Чурахина. – В Иванове наших студентов берут на практику только в «Ивановомолокопродукте» и «Агрофирме». Чтобы вывозить ребят в другие города, например в Шую, нужен транспорт».

В автотранспортном колледже есть проблемы с организацией практики по грузовым перевозкам. Грузоперевозчики - в основном индивидуальные предприниматели, крупных фирм практически нет. Брать студентов на практику они желанием не горят: лишняя обуза. В свою очередь, ребята мало что могут почерпнуть у «ипэшника»: не увидят, как работают отделы безопасности, эксплуатации, перевозок, что необходимо для понимания организации процесса и написания диплома.

«Раньше наших ребят охотно брали в СУ-155, - говорит замдиректора Юрьевецкого агропромышленного колледжа Ольга Чернова. – Мы отправляли туда большую группу с мастером, ребят обеспечивали общежитием. Сейчас приходится распределять учащихся в строительные бригады по одному-два человека, а это не слишком удобно: сложно всех развести по объектам, проконтролировать прохождение практики, проследить соблюдение необходимых условий».

 Факт

Как рассказывают представители колледжей, если в Ивановской области практику учащимся практически нигде не оплачивают, то, например, во Владимирской ребята получают деньги за свою работу.

 Студенты мешают зарабатывать деньги

У компаний, принимающих на практику, есть свои претензии. На предприятии «Кинешма Автомотив Компонентс», выпускающем запчасти для автомобилей, пожаловались, что со студентами очень много мороки. Специалисты не горят желанием с ними заниматься, ведь это отвлекает от основной работы, а потраченное на ребят время не оплачивается. Учащиеся не всегда приходят вовремя и соблюдают дисциплину.

Работая с практикантами, сотрудники предполагают, что ребята придут к ним и после окончания учебного заведения. Но в жизни это происходит редко. Ведь местные зарплаты - около 15-20 тысяч рублей, тогда так в Москве за такую же работу получают по 60-80 тысяч. (Так же, кстати, обстоит дело и у ткачей с прядильщицами и по другим профессиям.) Из прошлой группы практикантов в компании остался только один, но и он ушел через год.

Не всегда довольны работники и квалификацией пришедших к ним ребят. «Как-то хозяйка привела мне студентку, - вспоминает ивановский парикмахер Елена Красавина. – Девочка мало что умела. В нашей профессии, пока сама несколько раз не попробуешь, делать прически нормально не сможешь. Помню, когда я училась, у нас по каждой стрижке был зачет: мужской, женской; короткой, каре, каскадной… Мы приводили своих знакомых, чтобы на них практиковаться, нас выводили в дома престарелых и детские дома, где мы постепенно приобретали навыки. В салонах же мастеру, к которому прикрепляли практикантов, доплачивали деньги». Елене же приходилось учить практикантку совершенно бесплатно, поправлять за ней неровно сделанные прически. При этом она теряла время, которое могла бы потратить на своих клиентов, и деньги.

Читайте также
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно
Опубликованы результаты викторины "Любимая Ивановская область" на выборах-2024