И благо, и прибыль

19 октября 2018 11:24

В последние годы в регионе появляются фирмы, которые при трудоустройстве отдают приоритет инвалидам. Создание таких фирм стимулирует государство - через центры занятости и по программе «Доступная среда».

Вирусная инфекция сломала жизнь

Беда всегда подкрадывается неожиданно. До 30 лет у ивановки Елены Лютовой жизнь складывалась удачно. Девушка получила два высших образования - юридическое и экономическое, работала в фирмах юрисконсультом… Неожиданно она заболела, и обычная простуда дала осложнение на нервную систему: у Елены диагностировали энцефалопатию (нарушение работы головного мозга). Она попала в больницу. Врачи рекомендовали два года посидеть дома, чтобы отдохнуть, не напрягать мозг. Затем были многочисленные комиссии, и Елене дали группу инвалидности.

«На прежнее место устроиться не могла, - рассказывает она, - поскольку там требовалась большая концентрация внимания, постоянное изучение новых законов. В нужном ритме я с этим уже не справлялась».

Елена начала искать новое место.

«Никогда не думала, что инвалидам так трудно куда-то устроиться, - сетует она. - Я находила объявления в газетах, звонила и ходила в указанные фирмы, но везде мне отказывали. Действительно, зачем руководителю инвалид, если много здоровых людей? Нам ведь требуется сокращенный рабочий день, удлиненный отпуск…»

Инвалиды производили светильники и халаты

В советское время для людей с ограниченными возможностями здоровья в нашей области было создано несколько специализированных предприятий. Например, слабовидящие трудились на заводе светотехники «Электро», предприятиях ВОС в Кинешме, Шуе и Родниках. Свои производства общества глухих были в Иванове, Кинешме, Тейкове. «На «Первой швейной фабрике» в Тейкове производили спецодежду, халаты, - рассказывает ее директор Людмила Лебедева, которая работает здесь с 1985 года. - Слабослышащих инвалидов привозили сюда со всей страны, обеспечивали жильем, предоставляли работу». 

С 1990-х годов система начала рушиться. Как рассказывает одна из старейших сотрудниц ивановского завода «Электро» Лидия Брындина, по сравнению с 1980 годом число работников у них сократилось более чем в десять раз, а инвалидов осталось около половины от общего количества.

По словам Людмилы Лебедевой, у них на тейковской ПШФ вместо ста человек осталось около 60, из которых только двое инвалидов по слуху.  «Трудоустраиваю, ведь всю жизнь с ними работала, - говорит она. - Знаю, как им трудно найти работу».

По данным областного комитета по труду, сейчас у нас действуют только три предприятия Всероссийского общества слепых: ивановское «Электро», шуйское «Шетрик», где шьют джемперы, и кинешемское по производству электрооборудования.

Для решения проблемы с 2006 года в области была утверждена система квотирования рабочих мест (обязательное выделение их для предусмотренных законодательством категорий). Но, как показывает жизнь, не все инвалиды могут устроиться даже на такие места. По словам одного инвалида-соискателя, когда он пришел в организацию, указанную ему в центре занятости, руководитель ответил, что на данное место уже взяли человека. «Возможно, учреждение просто заявило это место как квотируемое», - считает ивановец.

Иметь инвалидов не слишком-то выгодно для работодателей. Налоговые льготы на имущество и землю предполагаются лишь в том случае, если предприятие относится к общественной организации инвалидов и их количество не менее 50%. Хозяину приходится тратиться на оснащение рабочего места для инвалида и организовывать для них особый режим труда.

Вот некоторые и квотируют рабочие места, заведомо не подходящие для инвалидов по уровню квалификации, зарплате, особенностям профессии...

С будущим компаньоном познакомилась в больнице

На этом фоне в области стали образовываться островки социального бизнеса - фирмы, где преимущественное право трудоустройства отдается инвалидам. Примечательно, что стимулирование их создания идет «сверху»: через центры занятости населения или по программе «Доступная среда».

Например, уже несколько лет в Тейкове работает фирма «Хамелеон», где выпускают сувенирную продукцию. Ее организатор  Анастасия Евтушенко в 2014 году получила деньги по программе «Доступная среда» и оборудовала  пять рабочих мест для инвалидов. И сейчас в «Хамелеоне» трудятся люди с ограниченными возможностями здоровья.

Так и наша героиня, Елена Лютова, помыкавшись с трудоустройством, обратилась в ивановский Центр занятости и, безуспешно обойдя несколько предлагаемых мест, решила организовать свое дело. «Проходя курс лечения в больнице, я познакомилась с Вячеславом Егоровым, который также страдал от энцефалопатии. Он работал мастером по ремонту обуви, - рассказывает Елена. - Я решила организовывать такой бизнес (ведь обувь во все времена нуждается в ремонте) и пригласить на работу Вячеслава». 

В ЦЗН Елене рассказали о программе по созданию собственного бизнеса, по которой выделялось более 58 тысяч рублей (годовое пособие по безработице). Девушка разработала бизнес-план и защитила его на комиссии, что было непросто: из 30 соискателей прошли только четверо.

Как рассказывает Вячеслав, нового дела он не боялся: ведь более 20 лет проработал по этой профессии - сначала в фирме по производству обуви, затем в ремонтной мастерской. 

Первым клиентом стал школьник

Помещение для фирмы Елена Лютова арендовала в одном из торговых центров. Заняла у родственников и знакомых некоторую сумму в добавление к полученным по программе деньгам и приобрела обувную швейную машинку, специальный стол и удобный стул, станок для обточки набоек... «Коробки с оборудованием открывали, как новогодние подарки!» - улыбается Елена.

На новом обувном станке можно и набойки обтачивать.

Администратор (Елена) и мастер по ремонту обуви (Вячеслав) обустраивали мастерскую около двух недель, всего же от защиты проекта до открытия прошло полгода.

Первым их клиентом оказался… школьник. «Он шел из школы со «сменкой», у которой протерлась подошва, и увидел нашу мастерскую. А на следующий день по дороге в школу забрал отремонтированную обувь. Парнишка остался доволен, пообещав, что всегда будет у нас ремонтировать», - вспоминает Вячеслав. 

В новую мастерскую потянулись клиенты: кому профилактику сделать, кому набойки поставить… «Пока заказчиков немного, - признается Елена. - Но я и не рассчитывала, что первые три месяца мы будем в плюсе (аренда, налоги, дорогое электричество). По бизнес-плану окупаемость проекта - девять месяцев». 

Клиентура у обувщиков нарабатывается годами, подтверждает Вячеслав, тем более что таких мастерских в городе немало. Проблему собираются решать традиционным путем: за счет качества и рекламы. Елена заказала и собирается установить у торгового центра штендер с адресом мастерской.

А недавно хозяйка бизнеса, заняв денег, купила еще один станок для производства ключей (Вячеслав владеет и этой специальностью).

- В перспективе собираюсь нанять еще одного работника с ограниченными возможностями здоровья, - говорит Елена. - По себе знаю, как трудно устроиться на работу.

Кстати

По данным областного комитета по труду, количество работодателей, выделивших рабочие места в счет квоты инвалидов, ежегодно увеличивается. Например, в этом году, по сравнению с аналогичным периодом прошлого - на 7,8 %, а в прошлом по сравнению с позапрошлым - на 30,8%.

Людей с ограниченными возможностями здоровья в регионе принимают на работу на завод Королёва, АО «СОГАЗ», Пучежский сыродельный завод, кондитерскую фабрику «Красная заря», в почтовые отделения…

Полезно знать
Социальное предпринимательство - это разновидность бизнеса, где приоритетной целью является решение социальной проблемы, помощь людям. В отличие от благотворительности эти фирмы работают на самоокупаемости с получением прибыли.

Читайте также
Урологические операции в Иванове все чаще проходят без скальпеля
Бойцы спецоперации участвуют в программе "Время героев"
Жители и гости Иванова смогут прокатиться на троллейбусе Победы