16 октября 2018
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ...

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Культура 2 октября, 09:38 134

Музыка эпохи Возрождения – на ивановской сцене

Каждый творческий союз начинается с дружбы
Каждый творческий союз начинается с дружбы
Дуэты из опер Чайковского и Россини, романсы русских композиторов, песни советских композиторов… Репертуар вокального дуэта «Кантабиле», известного коллектива Ивановского музыкального училища, очень широк. Однако Наталья Копылова (сопрано) и Вера Щепетильникова (меццо-сопрано) часто отдают предпочтение сложной и элитарной музыке барокко, которую в современной России исполняет не так много коллективов. И ивановские зрители имеют все шансы насладиться прекрасными гармониями конца эпохи Возрождения.

«Их голосам дано сливаться в такт…»

Наталья Копылова: - Мы с Верой вместе учились в нашем музыкальном училище на вокальном отделении, в классе заслуженного работника культуры Эвелины Двойриной. Правда, выпустились в разное время. На какое-то время наши дороги разошлись, но в 2013 году мы впервые попробовали спеть дуэтом.

Вера Щепетильникова: - И получилось практически идеально. На одном из первых концертов, который проходил в музее Пророкова, мы спели несколько номеров дуэтом.

Н. К.: - Наверное, тот концерт был для нас решающим. А потом как-то всё завертелось: мы приняли участие в межрегиональном конкурсе «Времен связующая нить» и получили диплом лауреата первой степени.

В. Щ.: - Мы именно тогда осознали, что должны петь вместе. Прослушали множество дуэтов в Интернете и поняли, что гармоничное совпадение голосов – большая редкость. И после этого уже не сомневались.

- Кто из вас придумал название «Кантабиле»?  

Н. К.: - На самом деле, мы очень долго искали подходящее слово. В какой-то момент хотели назвать дуэт «Вена»: первые слоги от имен Вера и Наталья. Плюс ассоциация со столицей Австрии – колыбелью классической музыки.

В. Щ.: - А вот «Кантабиле» сразу понравилось. И хотя некоторым зрителям до сих пор приходится иногда объяснять, что cantabile в переводе с итальянского означает «певуче», это ничего не меняет: люди инстинктивно улавливают мягкость звучания. 

На сцене приходится преображаться (дуэт Прилепы и Миловзора из оперы Чайковского «Пиковая дама»)

Переложения приходится писать глубокой ночью

- Ваш дуэт сумел занять нишу, которая в Ивановской области была свободна: вы поете музыку барокко на два голоса. Почему именно этот стиль?

Н. К.: - Музыка барокко – это любовь на всю жизнь. Для вокалиста она чрезвычайно сложна в исполнении: это многочисленные украшения, длинные пассажи. Но в то же время это красивейшие произведения, которые затрагивают глубинные струны души, берут за живое. В эту музыку влюбляешься раз и навсегда.

В. Щ.: - К сожалению, в российской глубинке, в Иванове, эту музыку мало кто знает и кто исполняет. К примеру, произведения эпохи барокко есть в репертуаре Алёны Смирновой, Веры Добролюбовой и еще нескольких певцов, но дуэтом поем только мы. Вместе мы участвовали во многих конкурсах, в том числе в международных в Италии и Сербии, где занимали призовые места.

- Произведения каких композиторов вы предпочитаете?

Н. К.: - В эпоху барокко творило множество прекрасных авторов. Безусловно, какие-то предпочтения есть: мы исполняем произведения Генделя, Перголези, Пьяцоллы, Баха. А так наш репертуар очень широк: очень любим творчество композиторов 19 века, с удовольствием поем советскую классику.

В. Щ.: - Некоторые переложения приходится писать самим, раскладывать по голосам именно для дуэта. А задача эта не из легких и отнимает очень много сил: переложения делаем в свободное от работы время, по вечерам, иногда ночью. Но всегда радует конечный результат.

Н. К.: - На самом деле, дуэт «Кантабиле» – это наша страсть, наше хобби, которому мы уделяем каждую свободную минутку.

- Вокальный дуэт нуждается в инструментальном сопровождении. Есть ли инструмент, под который вам легче всего поется?

Н. К.: - Наверное, фортепиано. Это идеальный инструмент, которые может передать мельчайшие нюансы разных эпох и стилей.

В. Щ.: - Но на самом деле музыку барокко можно исполнять с самыми разными инструментами. Однажды мы даже попробовали спеть одно из произведений  Пёрселла с оркестром русских народных инструментов Ивановского музыкального училища.

Н. К.: - Это был уникальный, но единственный в своем роде опыт. А однажды мы исполнили несколько произведений вместе с гитаристами на одном из своих сольных концертов. В оригинале там должна была быть лютня, но ребята всё сделали идеально. Также запомнился опыт совместного выступления с духовиками: на концерте «Мы поем барокко» в Белом зале музея Бурылина мы представили несколько номеров из духовного произведения Перголези «Стабат Матер», произведения Генделя.

Наталья Копылова и Вера Щепетильникова – преподаватели вокального отделения Ивановского музыкального училища, лауреаты российских и международных конкурсов. В 2013 году создали вокальный дуэт «Кантабиле», который неоднократно становился призером всевозможных фестивалей и конкурсов: лауреат 1-й степени Всероссийского фестиваля «Времен связывающая нить» (2013), лауреат 1-й степени международных интернет-конкурсов в Сербии (2014) и в Италии (2015), лауреат 1-й степени Международного конкурса «Соловушкино раздолье» (2018).

 После концерта что-то переворачивается в душе

- Петь элитарную музыку не так-то просто. Как к вашему творчеству относится публика?

Н. К.: - Отношения складываются не очень просто. Ивановцы неохотно идут на концерты классической музыки. Конечно, есть люди, которые ценят и любят наше творчество. Но в массе своей они всё же предпочитают что-то более популярное и понятное.

В. Щ.: - Но мы часто видим, как люди, случайно попавшие на наш концерт, сидят и с каким-то увлечением слушают музыку, которую мы исполняем, а потом подходят и благодарят за прекрасно проведенный вечер. Как будто в их душе что-то перевернулось. И для нас такие моменты – самые важные, самые главные…

- На каких площадках вас можно увидеть?

Н. К.: - Дуэт «Кантабиле» – это камерный ансамбль, который выступает на разных сценах для широкого круга слушателей, мы ездим по всей области. Нашей самой любимой площадкой, безусловно, остается сцена Ивановского музыкального училища.

- В этом году «Кантабиле» исполнилось пять лет. Как вам работается вместе? Бывают ли творческие разногласия?

- Н. К.: - Безусловно, противоречия бывают, но мы всё время стараемся  слушать друг друга.

В. Щ.: - Иногда кого-то из нас одолевает какая-то идея: например, мне хочется спеть тот или иной романс, а Наташе это произведение не по душе. Но я знаю, что в итоге мы обязательно найдем компромисс.

Н. К.: - За пять лет работы мы стали командой, а наше совместное творчество только начинается! 

Полезно знать

Музыка барокко – период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600 и 1750 годами. Она появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке классицизма. Слово «барокко»  предположительно происходит от португальского «perola bar roca» - жемчужина причудливой формы. И действительно, изобразительное искусство и архитектура того времени отличались вычурными формами, сложностью и пышностью. Позже это слово стало применяться и к музыке, которая сегодня активно анализируется и изучается. В эпоху барокко творили такие гениальные композиторы, как Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Антонио Вивальди, Клаудио Монтеверди...

Поделиться

Комментарии

Комментариев пока нет

Добавить комментарий:

Имя:

Вы можете получать оповещения о новых комментариях — для этого просто зарегистрируйтесь на сайте или войдите.

Читайте также в рубрике «Культура»

18+

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Нажмите Ctrl+Enter,
чтобы сообщить об опечатке