Вместо пятерок – треугольнички?

2 октября 2018 08:48

На днях в Российской академии образования обсудили идею отказа от отметок в начальной школе. Некоторые педагоги считают, что плохие оценки психологически травмируют детей. А с другой стороны, как узнать о пробелах в учебе? Высказаться по этой проблеме мы предложили ивановским экспертам.

«Молодец» и улыбка – аналог четверки

Тамара ВОРОНОВА, профессор кафедры непрерывного психолого-педагогического образования ИвГУ:

- Следует различать понятия «оценка» и «отметка». Оценка может выражаться словесно, мимикой, жестами. Отметка – это количественная мера оценки, выражаемая в баллах.

В соответствии с государственными стандартами в первом классе сейчас отметки не ставятся. Хотя оценивание работы учеников на уроке, конечно же, происходит: вместо отметок звучат устные отзывы: «Хорошо», «Молодец», «Правильно»...

Начиная со второго класса уже используется пятибалльная оценочная шкала. Но образовательная организация может ввести в начальной школе и безотметочно-содержательную систему. Так, в ивановском лицее № 22, который уже более четверти века сотрудничает с ИвГУ, учащиеся 1-3-х классов не получают отметок, и только в 4-м постепенно включается балльная шкала…

Кстати, безотметочную систему обучения разработал и апробировал советский педагог Шалва Амонашвили в 80-е годы прошлого века. Коллектив лицея № 22 ввел эту систему и работает по ней до сих пор. В ее основе учитываются психологические механизмы развития детей младшего школьного возраста, которые не позволяют им сразу, в одно и то же время одинаково хорошо усваивать учебный материал. У ребенка не складывается негативное отношение к учебе из-за плохих отметок.

Практический опыт учителей, которые используют безотметочно-содержательную систему контроля и оценки в начальной школе, свидетельствует о ее эффективности.

Дети оценивают сами себя

Людмила КАМАНИНА, замдиректора по учебно-воспитательной работе ивановской гимназии № 32:

- У нас первый и второй классы работают по безотметочной системе. Дети проводят самооценку с помощью так называемой волшебной линеечки (графически воспроизведенные плюсы и минусы в учебе), затем такую же оценку проводят педагог и родители. В результате учителю видно, у кого завышена или занижена самооценка, над чем ребенку следует поработать.

Для родителей у нас предусмотрены такие критерии, как «выше (или ниже) базового уровня». Однако эти оценочные технологии они стараются перевести в привычную им пятибалльную шкалу. Поэтому я считаю, что для ребят постарше, в третьем и четвертом классах, обязательно нужны отметки.

В свое время мы работали по системе Леонида Занкова, нацеленной на развитие в ребенке стремления к самостоятельной познавательной деятельности, и начали ставить оценки только в последнем полугодии четвертого класса. Но большого результата это не принесло. В среднем звене ребята попадали в обычную пятибалльную систему, и этот переход не получался плавным. Часто они не понимали, почему им поставили четыре или три…

Дети в возрасте 8-10 лет уже ждут, чтобы их успехи в учебе оценивали баллами. Да и родители просят ввести отметки для своих детей. 

Благодарственные письма сподвигают на успешную учебу

Марина ШАЛАГИНА, руководитель пресс-службы регионального УФСИН, мама семиклассника:

- Думаю, что отметки в начальном звене обязательно нужны. Родители должны знать, как учится их ребенок, и, если возникают проблемы, сразу же решать их. Сужу по собственному опыту: чем больше контроля за ребенком, тем выше успеваемость. Наверное, есть дети, которые весь материал понимают и запоминают на уроке, но в большинстве случаев мамы и папы много занимаются с ним дома. А для этого нужен постоянный анализ успеваемости, который можно сделать, только имея перед глазами баллы.

Отметки – это стимул к учебе и для самого ребенка. Ежедневный мониторинг и контроль со стороны учителя позволяют школьнику наглядно видеть результаты своих трудов и стремиться к их улучшению. Например, мой сын, когда учился в начальном звене, в конце каждого учебного года получал благодарственные письма, которые подвигали его на успешную учебу в следующем году.

Регулярное выставление отметок несет еще одну важную функцию – дисциплинирующую. Причем, как на уроках в школе, так и при самовоспитании.

Победителю четверти - сувенир

Ольга КОЛОТУШКИНА, учитель начальных классов родниковской школы №4:

- На мой взгляд, оценки и отметки в начальном звене нужны. Хотя сейчас в первом классе они не практикуются, родители просят как-то оценивать их детей, чтобы знать, как они учатся. И самим ребятишкам нравится, когда их оценивают не только вербально. Поэтому для первого класса мы придумали специальные фишки: разноцветные треугольнички из бумаги, которые выдаются за работу на уроке. Ребята собирают их в течение четверти, а затем мы выделяем победителя, которому вручается небольшой сувенирчик. Состязательный элемент в учебе детей очень увлекает.

Со второго класса мы работаем с отметками. Они позволяют отследить успехи в учебе каждого ребенка и при необходимости скорректировать свою работу. Да и детям такая система нравится.  

Знания легче получать на позитиве

Светлана ГОРОШКО, начальник управления общего и дополнительного образования и воспитания департамента образования:

- В начальном звене отметка, может быть, не так важна для детей, как в старшем, но оценивать процесс получения знаний необходимо. На уроках учитель должен каким-то образом показывать, насколько успешно ребенок движется в образовании. Это могут быть какие-то знаки (звездочки, флажки), а также устная похвала или легкая укоризна: «Хорошо», «Правильно», «Надо еще подумать»… При этом важно, чтобы родители понимали, как происходит оценивание, и могли соизмерять его с успехами ребенка.

Да, при безотметочной системе, когда от учителя идет только позитивный посыл, дети с большей охотой получают знания. Но при переходе в среднее звено адаптация у них проходит труднее: ребенок не всегда может понять, за что ему поставили двойку, ведь раньше за такой же ответ его не ругали. 

Некоторые учителя считают, что пятибалльной шкалы недостаточно, чтобы оценить уровень знаний ребенка. Действительно, доля субъективизма здесь есть, и тройка тройке рознь. То есть уровень знаний одного ребенка, за который он получил такую отметку, может отличаться от уровня знаний другого. Поэтому около 30% школ в Ивановской области сейчас работают по другой системе. Но при выставлении отметок в журнал и аттестат, результаты переводят в привычные отметки.

Среди минусов оценочной системы: ребенок ставится в определенные рамки, и, привыкнув за каждый шаг получать в жизни отметки, он будет более скован в жизни. В профессии это может помешать тем, что ограничит свободу мышления…

Таким образом, в каждой системе есть свои плюсы и минусы. В любом случае всё, что делается в школе, должно быть направлено на интересы ребенка. Альтернативное оценивание учебных показателей или отметка должны быть инструментом для развития.

Читайте также
Валентина Серова: "Машинист не может остановить поезд мгновенно" 
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами