После трех дней в Иркутске приходилось лететь в Самару

21 сентября 2018 08:48

В конце лета бывший наставник «Текстильщика», рекордсмен по числу проведенных за команду матчей Александр Гущин вернулся в клуб. Теперь он занимается развитием молодежного и юношеского футбола. В интервью «Ивановской газете» специалист рассказал о работе в Премьер-лиге, своем нахождении в «Зените» и жизни в Санкт-Петербурге.

Александр ГУЩИН родился 16 мая 1966 года. Выступал за команды: «Волжанин» (Кинешма) – 1983, «Текстильщик» - 1984-1996, 2001-2006, «Спартак-Телеком» (Шуя) – 1997-2000. После завершения карьеры возглавлял «Текстильщик» и костромской «Спартак», а также входил в тренерские штабы «Томи» и «Зенита-2». Достижения: обладатель Кубка РСФСР (1986). В первенствах страны провел за «Текстильщик» 492 матча и забил восемь голов. В новом сезоне назначен заместителем гендиректора клуба.

«Томь» готовилась к матчам… в Турции

- Пять лет назад вы решили покинуть родной клуб, в котором провели практически всю жизнь. Насколько трудно вам далось это решение?

- Меня пригласил Анатолий Викторович Давыдов. В 2007 году, когда я закончил с футболом, он взял меня к себе помощником в Первую лигу в «Текстильщик». За полученный опыт я могу назвать его своим отцом в футболе. А спустя несколько лет Давыдов позвал в клуб Премьер-лиги «Томь». Данное предложение застало меня за границей, где я отдыхал. Конечно, было тяжело уезжать из Иванова, но не каждому специалисту посчастливиться поработать в одной из элитных команд.

- Многие болельщики связывали ваш уход с непростыми отношениями с бывшим главным тренером Дмитрием Парфёновым. До его прихода именно вы возглавляли «Текстильщик»?

- С ним мы быстро поняли друг друга. У нас выработался хороший диалог: он ко мне прислушивался, какие-то моменты мы продумывали вместе. Когда я уезжал в Томск, Дмитрий Парфёнов поблагодарил меня за совместную работу и пожелал удачи. Мы до сих пор поддерживаем дружеские отношения.

- Сразу почувствовали разницу между Премьер-лигой и ПФЛ?

- Разрыв элиты с другими лигами приличный. В чем он проявляется? Например, в перелетах. На игры для «Томи» заказывался отдельный чартер, в котором находилась только наша команда. Жалко, что по итогам сезона клуб не сумел сохранить прописку в Премьер-лиге. А у меня закончился контракт и его не стали продлевать.

- Томск – довольно суровый сибирский город с другим климатом и часовым поясом. Как долго вы привыкали к новым условиям?

- Разница во времени между Томском и Ивановом четыре часа. Она большая, но не такая огромная, как с Дальним Востоком. А вот суровый климат я в полной мере ощутить не смог. В Томске мы тренировались только летом, а на всю зимнюю подготовку уезжали за границу. Помню, что заключительные две игры года «Томь» проводила в конце ноября и руководство клуба приняло решение отправить нас на подготовку к этим матчам в Турцию.

- Вам однажды приходилось замещать главного тренера на скамейке запасных и общаться с журналистами. Испытывали ли вы трудности в данной роли?

- Я уже поработал главным тренером и потерять навык еще не успел. Было немного непривычно сразу после встречи давать интервью тележурналистам в пресс-зоне. За небольшое время после матча ты еще не успеваешь выйти из борьбы и мысленно продолжаешь находиться в игре. Поэтому мне приходилось брать небольшую паузу, чтобы сосредоточиться.

В общении с легионерами помогали жесты

- После Томска вы перебрались в Кострому. Работавшие вместе с вами в местном «Спартаке» нынешние футболисты «Текстильщика» Алексей Горюшкин, Максим Сидоров и Сергей Дрягин отмечали, что вы быстро поставили команде атакующую игру.

- Мне повезло, что туда я попал в зимний период. Предыдущий тренер костромичей сумел собрать в клубе неплохих ребят и построить оборону. Мне оставалось только наладить атакующие действия. Трудности в перестройке были, но наш риск оправдался.

- Александр Юрьевич, какой футбол вам больше всего по душе?

- Несмотря на то что я играл защитником, мне ближе созидательный футбол. Болельщики приходят на стадион для того, чтобы увидеть зрелище – атакующую игру с обилием моментов. Хотя всё равно в команде в первую очередь нужно работать с обороной. Когда я начинал свою тренерскую карьеру, мне был близок тот футбол, который ставил нынешний наставник «Ливерпуля» Юрген Клопп.

- После костромского «Спартака» вы попали в систему петербургского «Зенита». В одном из сильнейших клубов страны оказались вновь благодаря Давыдову?

- Возглавив «Зенит-2», он вспомнил обо мне. Я получил хороший шанс поработать в структуре такого сильного клуба. Несмотря на то, что в ФНЛ мы могли рассчитывать только на воспитанников местной спортшколы, нам удалось создать неплохой коллектив.

- В то время из основного состава «Зенита» к вам постоянно спускались звезды российского футбола. Кого из них вы успели потренировать?

- В основном все-таки нас укрепляли молодыми футболистами, невостребованными в основе. Но в трудный период нам откомандировали опытного французского футболиста Йоана Молло. Он добавил в нашу игру разума и на определенном этапе здорово помог. В общении с легионерами из-за незнания языка были определенные трудности, хотя по футбольным вопросам проблем не было – где-то выручали жесты. Но с людьми нужно говорить не только про игру. К счастью, в команде работали люди, владеющие языками. Кстати, в 2007 году у нас в «Текстильщике» играл футболист из Гамбии Абду Джаммек. Он отлично всех понимал и говорил на русском.

В Петербурге на стадионе – как в театре

- Нынешний стадион «Зенита» уже давно стал нарицательным из-за тех средств, которые были потрачены на его строительство. Стоит ли он тех затраченных денег?

- Не хотелось бы касаться финансовой стороны, но все эксперты признали арену сооружением мирового уровня. Я был на многих матчах «Зенита» и поражался тому, насколько стадион удобен для болельщиков. На нем постоянно испытываешь ощущение контраста – перед трибунами идет дождь, ветер, но внутри стадиона всё как в театре (специальная раздвижная крыша закрывается при непогоде).

- Получалось ли у вас общение с известными иностранными специалистами, возглавлявшими «Зенит»?

- Румына Мирчу Луческу я практически не застал в клубе, а с итальянцем Роберто Манчини контактировал довольно часто. Мы постоянно присутствовали на тренировках «Зенита». Было очень интересно наблюдать за работой одного из самых известных европейских тренеров. Манчини большое внимание уделял тактическим построениям. Бывало, что во время тренировок в нужные зоны он водил футболистов буквально за руки. Такая кропотливая работа была нужна для лучшего взаимопонимания на поле.

- В Санкт-Петербурге из-за сложного климата не все могут жить. Как вы приспособились к реалиям Северной столицы?

 - Я разговаривал со многими коренными жителями. Они отмечали, что в последнее время погода в Петербурге поменялась. Раньше все солнечные дни можно было пересчитать по пальцам, а сейчас там несколько недель может стоять жара под тридцать градусов. Я жил рядом с базой «Зенита» и мне нравилось гулять в Удельном парке. После работы люди оставляют свои машины и идут в него дышать свежим воздухом. В Санкт-Петербурге работает моя дочь Маша, поэтому в свободное время мы часто виделись с ней. В выходные выбирались на Невский, осматривали все городские достопримечательности.

За внешним видом следит жена

- Чем в последнее время вы занимались в «Зените»?

- Я работал в селекционном отделе клуба. Мы ездили по разным детским турнирам и просматривали талантливых юношей для академии. Мне приходилось следить за многими матчами и много путешествовать по стране. Однажды я на два-три дня вырвался на турнир в Иркутск, а потом всего на одну игру полетел в Самару.

- Все ведущие футбольные академии страны стараются вытащить из регионов талантливых детей, и на местах почти не остается подпитки для команд ПФЛ. Согласны ли вы с такой агрессивной политикой?

- Перспективному мальчишке в 10-11 лет нужно, чтобы он рос под присмотром квалифицированного тренера. Подобная практика приветствуется в Европе. Но специфика России заключается в больших расстояниях. Ребенку, оказавшемуся вдалеке от дома, психологически сложно проявить себя. Но, думаю, нам стоит идти по общемировому пути. В России много талантливых детей и каждому бриллианту нужна огранка. Полученный опыт я постараюсь реализовать в «Текстильщике». После своего возвращения я занял должность заместителя гендиректора. На этом посту курирую работу молодежной и юношеских команд.

- Вы уже давно закончили карьеру футболиста, но у меня складывается впечатление, что за прошедшее время вы не набрали ни одного лишнего грамма. В чем секрет такой хорошей спортивной формы?

- Всё дело в физиологии – спасибо родителям! Многие спортсмены после завершения карьеры продолжают усердно заниматься, но всё равно набирают лишние килограммы. Не скажу, что я сейчас серьезно тренируюсь, иногда только играю за ветеранов клуба.

- Поездив по стране, вы стали стильным человеком. Сказалось влияние Петербурга?

- Внешний вид – это заслуга моей жены Ольги. Она приучила меня следить за собой. В одежде я должен соответствовать тем должностям, которые занимаю. Иногда хочется надеть шорты и спортивную майку, но считаю, что замдиректора нужно выглядеть по-деловому.

Читайте также
Бойцы спецоперации участвуют в программе "Время героев"
Жители и гости Иванова смогут прокатиться на троллейбусе Победы 
Колесо обозрения на набережной в центре Иванова вновь заработает