Николаус Фрай: «Хотел бы взглянуть на дома, которые построил мой прапрадедушка»

21 сентября 2018 08:29

Гендиректор Росгосстраха швейцарец Николаус Фрай в наш город приезжал буквально на пару часов: встретиться с руководством филиала и обсудить ряд важных вопросов. Тем не менее он любезно выкроил из своего расписания время для эксклюзивного интервью нашей газете. Речь зашла не только о страховании, но и о русской душе. Прапрадедушка Николауса Фрая жил в Иваново-Вознесенске и проектировал дома.

Страхование – это не роскошь

- Господин Фрай, ни для кого не секрет, что страховой рынок России по сравнению с рынком Запада развит недостаточно. Почему, по вашему мнению, так происходит и как это можно исправить?

- Развитие страхового сектора можно измерить. Существует специальный показатель в процентах, который высчитывается как объем премии (взносов), поделенный на ВВП. Если взять этот показатель для России, то действительно можно увидеть, что у страны еще есть потенциал – особенно по страхованию жизни, но и по страхованию имущества тоже.

- Русские боятся страховаться?

- Нет, дело не в этом. Просто в вашей стране рыночное страхование фактически начало развиваться в 1990-е годы, вместе с началом новой русской экономики. Именно с этого момента страхование, как и другие отрасли, показывает хороший рост. Но прошло еще слишком мало времени, чтобы объемы догнали европейские показатели. Ведь первый факт страхования жизни на континенте зафиксирован в XVII веке, то есть 400 лет назад. А современному рынку страхования России – всего лишь около 30 лет. Думаю, что для данного периода времени развитие отрасли идет нормально, главное – есть потенциал.

- Какие шаги следует предпринять?

- Развитие страхования обычно следует за развитием других отраслей жизни, это их зеркало. Например, человек покупает машину и задумывается над Каско. Предприниматель строит новый завод и решает, где его выгоднее застраховать, так что многое в рынке страхования зависит от экономической ситуации. Мы, страховщики, со своей стороны можем предлагать удобные продукты, можем проинформировать клиента, убедить его, что страхование – это не роскошь, а необходимость. Да, никто не любит делать взносы, но страховщики каждый день видят трагедии, когда у человека в одночасье гибнет накопленное годами имущество. Это настоящая трагедия. Поэтому страхование – важнейшая часть жизни.

Николаус Фрай родился 20 ноября 1969 года в Швейцарии. Окончил Федеральную политехническую школу Лозанны по специальности «электротехническое машиностроение и телекоммуникации». В 1997 году получил степень МВА (магистра делового администрирования) в бизнес-школе INSEAD (Франция).

В разное время занимал руководящие посты в McKinsey&Company (Лондон), Acturis Ltd. (один из крупнейших поставщиков технологических решений для страховой отрасли, находится также в столице Англии), Willis International Holdings (один из ведущих международных страховых брокеров), t'azur Takaful Insurance Company (страховая компания в странах Персидского залива). В 2012-2014 годах был соруководителем департамента ОPЕХ группы Allianz (консалтингового подразделения Allianz SE в Мюнхене).

В марте 2014-го в качестве гендиректора возглавил российскую страховую компанию «Альянс». Позже также стал гендиректором СК «Альянс Жизнь». В 2017 году Николаус Фрай был назначен сначала главным управляющим директором, а с сентября – гендиректором Росгосстраха.

Тот, кто часто попадает в аварии, должен платить больше

- В чем особенности ивановского страхового рынка по сравнению с общероссийским?

- В Ивановской области достаточно большое количество страховых агентов. Их больше, чем во многих других регионах, поэтому можно говорить о хорошо развитом страховом секторе. В Иванове много новых автомобилей – доля зарегистрированных машин возрастом до 5 лет достаточно высока. Видно, что ваш облцентр – типичный город центральной части России, который тем не менее по развитию нашей отрасли находится впереди многих.

- Продолжая разговор об автомобилях, нельзя не спросить про Каско и ОСАГО. Насколько они выгодны для страховых компаний?

- На страховании транспорта зарабатывают все компании, это чаще всего очень выгодные полисы. С обязательным же страхованием ответственности всё сложнее. Если все виды страхования, кроме ОСАГО, достаточно свободны (страховщик может поменять тариф, выбрать условия), то страхование гражданской ответственности владельца автомобиля жестко регламентировано: есть один государственный тариф и отойти от него нельзя.

Есть сложные регионы по ОСАГО (кстати, Ивановская область – один из таких), где компании терпят большие убытки. И виной тому, скажу прямо, так называемые «автоюристы». В результате мы видим высокую убыточность, которая ведет к тому, что страховщики не хотят продавать полисы, зная, что каждый рубль, принесенный водителем, отзовется полутора или двумя рублями убытков. Именно поэтому в 2014 и 2015 годах наблюдались трудности с доступностью полисов ОСАГО.

На сегодняшний день Центробанк мудро решил эту проблему с помощью внедрения процедуры «единого агента». Сейчас обсуждается новый механизм формирования цены на ОСАГО. Законопроект будет обсуждаться в Госдуме. ОСАГО идет по пути либерализации: цена полисов станет более справедливой. Водители, которые водят осторожно и не имеют аварий, будут платить меньше, а, например, неопытные участники движения или с большим «багажом» аварий – наоборот, больше. 

Именно ОСАГО стало причиной того, что с 2014 года Росгосстрах нес серьезные убытки. Ситуацию удалось исправить относительно недавно.

Прапрадедушка строил дома в Иванове

- Вы достаточно хорошо говорите по-русски. Почему вы начали учить наш язык?

- У меня русские корни. Кстати, Ивановская область особенно важна для меня тем, что здесь родился мой прапрадедушка. Его звали Фёдор Штольба. Он был главным инженером Куваевской мануфактуры, а еще – известным в городе архитектором, который построил часть усадьбы Мельникова на Советской улице и дом доктора Правдина на Багаева. Я их еще не видел, но, может быть, после нашей беседы получится взглянуть (улыбается). У прапрадедушки была своя усадьба на Волге, напротив Костромы. Кажется, недалеко от Заволжска.

- Вы специально искали информацию о нем?

- Да, и это было очень сложно. Дедушка с семьей мигрировал после революции сначала в Польшу, а потом в Швейцарию. В советские времена было сложно что-то найти, информацию приходилось собирать по крупицам. Но в нашей семье хранится много фотографий. Мне очень приятно находиться здесь, на родине предков.

- Вы впервые в Иванове?

- Нет, начиная с 1991 года я приезжал много раз. И я вижу, как сильно город меняется к лучшему.

Меня всегда интересовала русская культура. В ней есть что-то глубокое, что нельзя высказать словами. Некоторые называют это «русской душой». Кроме того, еда здесь очень вкусная, пейзажи очень красивые, а люди очень теплые (улыбается). Многие мои прошлые должности были так или иначе связаны с Россией. Поэтому, как только появилась возможность жить в этой стране, я с радостью согласился и переехал в Москву. Конечно, русский язык не самый легкий, и с ним у меня было много трудностей. Но главное – надо не бояться делать ошибки, и тогда придет успех. Сначала я занимался с репетитором, а теперь, находясь в языковой среде, оттачиваю мастерство самостоятельно.

- На каких языках вы еще говорите?

- Швейцария – маленькая страна, где много разных языков. Мой родной – швейцарский вариант немецкого, который зародился в XI веке. На нем разговаривают около четырех миллионов человек. В университете учился на французском. Конечно, знаю немецкий и английский языки, но русский, пожалуй, был самым сложным для изучения.

 

В доме, который Фёдор Штольба спроектировал для доктора Правдина, теперь расположен детский сад

Кем был Фёдор Штольба?

Прапрадедушка Николауса Фрая – человек, достаточно известный в Иваново-Вознесенске в начале прошлого века. «Он был австрийским подданным, которого пригласили работать на Куваевскую мануфактуру, - рассказывает ивановский краевед Александр Тихомиров. – В те времена нанять на работу иностранца было обычным делом. Например, в Иванове работало много поляков. Фёдор Штольба был инженером и по просьбе коллег с фабрики проектировал им дома».

После революции австриец жил в своей усадьбе недалеко от Наволок. Когда у состоятельных людей начали конфисковывать имущество, Штольба резко выступил против, напоминая, что у него, как у иностранного подданного, отобрать имущество не имеют права. Именно по этой причине он и вынужден был уехать из России с семьей (у него было три сына).

Читайте также
В Ивановской области медики в малых городах начали получать новые президентские выплаты
На трёх ж/д переездах в Фурманове на двое суток закроют движение автотранспорта
Аэропорт "Иваново" вновь начнет принимать самолеты 18 апреля