Тула – Иваново: пересечения в медицине

7 сентября 2018 16:32

«Информационные технологии в системе здравоохранения Тульской области» – так назывался межрегиональный пресс-тур в Туле, на который съехались 36 журналистов и блогеров из городов ЦФО, Сибири, Поволжья и Северо-Западного округа России. Вошла в их число и я. Тульская область была выбрана организатором тура (Ростелеком) неслучайно: она является одной из передовых по внедрению IT-технологий в медицину. С другой стороны, некоторые полезные новшества в последние годы начали внедрять и в Ивановской обл

Бригады скорой на вызовы отправляет компьютерная программа

Пожалуй, больше всего журналистов и блогеров в Туле поразил единый диспетчерский центр, который действует на базе Центра медицины катастроф. Он позволяет управлять службой скорой помощи во всей области. Все поступающие скорой звонки направляются не на конкретную подстанцию, а в единую диспетчерскую. Оператор, отвечающий на звонок, вносит все данные в компьютерную программу. Она и решает, какую бригаду выслать по названному адресу - в зависимости от места происшествия и тяжести состояния больного. Всё это происходит мгновенно. Перемещения медиков операторы колл-центра могут отслеживать в реальном времени.

Колл-центры, подобные Тульскому, есть и в нашей области. Правда, пока они работают только на базе ГКБ № 7 и областной больницы. Так, в «семерке» регистратуры детской и взрослой поликлиник, где еще несколько лет назад сотрудники разрывались между живой очередью и несмолкающим телефоном, колл-центр существенно разгрузил. Теперь все звонки поступают в единый центр, где их принимают обученные люди. Через него можно вызвать врача на дом, записаться на прием, узнать график работы нужного специалиста... Для этого достаточно набрать номер 93-84-01.

До конца года, сообщает департамент здравоохранения, планируется создание в регионе единой диспетчерской службы скорой помощи и ее интеграция со службой «112».

Колл-центр в поликлиниках седьмой больницы разгрузил работников регистратуры.

Смартфоны проводят к больному

У каждой бригады скорой есть специальный планшет, на котором отражается поступивший вызов и маршрут. Более того, с планшетов можно выйти в единую базу данных, куда стекается вся информация о пациентах, их заболеваниях, результатах обследования… Пока бригада едет на вызов, врач изучает историю болезни пациента и по прибытии уже знает, какие противопоказания и хронические заболевания у него есть. Всё это очень упрощает работу скорой помощи. Кроме того, единый центр координирует и то, куда будет доставлен пациент после оказания первичной помощи. Случаев, когда карета скорой возит пациента по больницам в поисках свободного места, здесь попросту нет: лечебное учреждение получает сигнал заранее и уже ждет его, чтобы начать оказывать помощь.

Если на скорой помощи в Туле используют планшеты, то в детской и взрослой поликлиниках № 7 врачи пользуются специальными смартфонами, закупленными больницей. После поступления вызова в колл-центр или на сайт больницы (вызвать врача на дом можно и через сайт www.7gkb.ru/doktor) на смартфон педиатру или терапевту мгновенно приходит оповещение о новом вызове: имя больного, адрес, телефон и жалобы. Врач может и посмотреть на карте, как добраться по указанному адресу.

Доктора подтверждают, что с внедрением смартфонов работать стало гораздо легче: теперь не нужно постоянно созваниваться с регистратурой, чтобы узнать, сколько у тебя еще вызовов.

Терапевты «семерки» работают со смартфонами уже больше года.

Больницы объединяются

Самое важное IT-новшество в тульской медицине – создание единой информационной системы, где аккумулируется информация о пациентах (электронные медкарты). Инициатива подключения всех лечебно-профилактических учреждений Тульской области к единой виртуальной частной сети (VPN) возникла в министерстве здравоохранения области еще в 2012 году. В этом году работы были завершены. Сейчас участниками региональной информационной системы здравоохранения являются 269 лечебно-профилактических учреждений и 348 ФАПов. Для этого было проложено свыше 500 километров волоконно-оптических линий связи.

Внедрением единой системы, где бы хранились истории болезни всех жителей области, как это сделано в Туле, наш регион похвастать пока не может, но работы в этом направлении уже ведутся. Так, сейчас создается региональная медицинская информационная система, которая обеспечивает взаимодействие медицинских информационных систем, уже работающих в некоторых учреждениях здравоохранения, как между собой, так и с единой государственной информационной системой здравоохранения (ЕГИСЗ) Минздрава России. Региональная система призвана решать вопросы создания и хранения электронных медкарт пациентов. На развитие информатизации в этом году выделено 29 миллионов рублей (15 из них – из федерального бюджета).

В областной клинической больнице недавно была внедрена КМИС (комплексная медицинская информационная система), которая аккумулирует сведения о пациентах и помогает быстро передавать их из одного подразделения в другое. Первый пациент был введен в КМИС 14 февраля 2013 года. С тех пор их количество выросло до 250 тысяч, а это примерно четверть населения области. А в 2016 году здесь запущена в работу лабораторная информационная система (ЛИС), которая позволяет быстро передавать результаты анализов. Теперь они не теряются.

Седьмая больница также одна из первых внедрила в работу КМИС. До конца года к ней будет подключен каждый врач. Кроме того, и карты пациентов постепенно переводят в электронный вид. Например, на всех новорожденных, наблюдающихся в детской поликлинике, заводится не только обычная бумажная, но и электронная карта.

Сейчас полным ходом идет ремонт травмпункта в составе больницы, и это хороший повод сделать учреждение полностью информатизированным. Все травматологи будут работать в КМИС, предусматривающей возможность электронной записи на прием. Также планируется интегрировать современное оборудование с медицинской системой, что существенно упростит передачу информации, а значит, сократит время ожидания для пациентов.

Талончик выдает… инфомат

Городская детская поликлиника № 2 в Туле как две капли воды похожа на детскую поликлинику № 7 в Иванове: светлые коридоры, просторные лестничные пролеты, картинки на стенах. И в обоих учреждениях внедряют проект «Бережливая поликлиника». Так, в Туле на входе пациентов встречают инфоматы, с помощью которых можно записаться к врачу. В поликлинике принимают и заявки через Интернет и колл-центр (все эти функции есть и в ивановском учреждении). В ивановской детской поликлинике № 7 активно используется электронное расписание врачей, удобно расположенное у входа. При большом количестве пациентов администратор встречает их у входа, чтобы не создавать очереди и быстрее разъяснять, куда им нужно пройти. Например, некоторые пациенты до сих пор не могут привыкнуть, что, если записаться к врачу заранее, в регистратуру подходить уже не нужно: медицинскую карту отнесут доктору и без напоминания пациента.

Инфоматы, похожие на тульские, используют в поликлинике Ивановской областной больницы. Пациенты, записавшись к врачу через колл-центр, приходят в поликлинику, сканируют через инфомат код медицинского полиса и получают талончик к специалисту с определенным временем. Врач получает информацию о прибывших пациентах на свой рабочий компьютер, что упрощает работу.

Как видим, внедрение информационных технологий в медицину полным ходом идет и в Ивановской области. О некоторых вещах мы не стали рассказывать, потому что они давно стали привычными (например, запись к врачу через Интернет). Надеемся, что скоро такими же привычными для нас будут и новшества, которые внедрены в Туле.

Штрих

Вай-фай не даст скучать в больнице

Пациенты стационара ГКБ № 7 с недавних пор могут пользоваться беспроводным бесплатным доступом в Интернет. Сеть Wi-Fi работает в терапевтическом, урологическом, травматологическом и хирургическом отделениях.

Читайте также
Специалисты начнут сертификацию аэропорта "Иваново" 16 апреля
Пожароопасный сезон в Ивановской области начнется с 21 апреля
Аграрии в Ивановской области будут получать субсидии на растениеводство в электронном виде