Убийц искали с помощью экстрасенсов

24 июля 2018 15:19

25 июля в России отмечается День работника следственных органов. Преступник должен отвечать за содеянное, в том числе, и в назидание другим. Легко ли быть следователем? В этом мы попытаемся разобраться, побеседовав с руководителем следственного отдела по Фрунзенскому району в Иванове Виталием Подольским.

К преступнику вывел след помятой травы

- Виталий Иванович, почему вы решили стать следователем?

-  Романтика, наверное. Молодой был, думал, что в следовательской работе всё интересно. После 9-го класса узнал, что в Иванове в 4-й школе будет юридический класс и подал туда документы. Лекции нам читали преподаватели юридического факультета ИвГУ, на физподготовку водили в школу полиции. После окончания школы я довольно легко поступил на юрфак.

На практике, которую я проходил в прокуратуре Ивановского района, также  понравилось. Следователи учили работать с документами, с оперативной группой выезжал на место происшествия. Одним из первых дел, в расследовании которого принимал участие, было убийство. В лесу был обнаружен труп мужчины. Тогда, в конце 1990-х - начале 2000-х их много находили в районе: в облцентре совершалось немало убийств и тела вывозили в лес… В расследовании меня, прежде всего, заинтересовала работа с людьми: докопаться до истины, разобраться в жизненной ситуации. Поэтому, когда на пятом курсе мне предложили работу на таможне, я, пройдя собеседование, отправился в облпрокуратуру и сказал: «Или вы берете меня, или я уйду работать в это учреждение». Мне ответили: «Ну ты и нахал. Обычно к нам за месяц записываются. Но нам такие нужны. Езжай следователем в Кинешму…»

- Как складывалась служба в городе на Волге?

- Проработал здесь пять лет следователем, старшим помощником прокурора. В начале 2000-х убийства там происходили почти каждую неделю. Первое, которое пришлось расследовать, было резонансным. Известный в городе баянист, победитель российских конкурсов, прикончил своего собутыльника. Во время совместных возлияний тот начал жаловаться на жизнь и попросил его убить. Баянист взял топор и нанес ему четыре удара по голове и шее. Затем сбросил тело в овраг. Местные обнаружили его по запаху, дней через пять, когда труп уже начал разлагаться на жаре.

Мы быстро вычислили, кто преступник. След примятой травы вывел нас прямо к дому. Там, в подполье, словно сталактиты, свисали с досок сгустки крови. Убийца же во время следствия и на суде сказал: единственное, о чем он жалеет, что не взял расписку от приятеля, что тот сам просил его убить.

- Сложно было работать?

- Да, дежурили тогда по неделе, а криминальных вызовов было очень много. На третий день придешь домой, упадешь и даже телефон не слышишь. В производстве одновременно было по семь-девять дел по особо тяжким преступлениям - убийства, изнасилования. Потом график упростили, а в 2005-2006- годах и количество преступлений пошло на спад.

 На работу вызвали прямо из Адлера

- Часто ли приходится жертвовать личным временем ради работы?

- Постоянно. В сентябре 2007 года, когда был создан следственный комитет, мне предложили стать замруководителя следственного отдела в Кинешме, а мы с женой в это время были в Адлере - это был первый отпуск за три года. Пришлось сдать билет на поезд и срочно вылетать самолетом, оформлять документы. И сейчас частенько приходится работать в выходные. В этом году 1 января я получил сообщение об убийстве в Иванове трех человек (отмечая Новый год, мужчина зарубил колуном семью и их друга). Десять дней мы искали преступника. Все планы на выходные пошли прахом. 

- А как близкие относятся к вашей большой загрузке на работе?

- Жена привыкла. Понимает, что это дело нужное, полезное. Дочки, а у меня их две, пяти и восьми лет, тоже знают, что папа нехороших дядей в тюрьму сажает.  

- Что самое тяжелое для вас в профессии?

- Беседовать с родственниками погибших, сообщать о том, что случилось. Например, убийство таксиста в Вичуге. Двое подростков лет по 17, выпивая с мужчиной, избили его и отняли золото. На улице остановили такси и попросили отвезти в деревню. По пути убили водителя и на похищенной машине уехали в Савино к тетке одного из них. Отсидевшись пять дней в доме, поехали кататься. Их сразу же арестовали: по всем районам были разосланы ориентировки. В машине нашли и украденное золото. У погибшего таксиста остались жена и ребенок... 

А самое тяжелое, пожалуй, это выезжать на убийства детей. Зачастую, чтобы не травмировать родителей, я увозил тела в морг на своем автомобиле, а не на спецмашине по перевозке трупов. Ведь родители еще воспринимают своего малыша как живого.

- Психологически как относитесь к этому?

- Как к работе. Конечно, как и все, сопереживаю, но эмоции отодвигаю от себя, как будто за стекло. Иначе свое дело хорошо не выполнишь.

 Сокамерники учат, как избежать ответственности

- С января вы работаете в Иванове, в должности руководителя следственного отдела по Фрунзенскому району. Есть ли различие в категории дел?

- Здесь больше экономических, должностных преступлений. На территории нашего района находятся УФСИН, УМВД, приставы. Все жалобы на их действия – не так задержали, выбили показания, подбросили наркотики – идут через нас. Налоговая выявляет фирмы-однодневки – такие дела тоже сыплются к нам. Работа колоссальная.

- Часто ли подтверждаются факты, изложенные в жалобах задержанных?

- Ни разу не подтверждались. Как правило, для преступников это просто способ избежать ответственности. Человек сначала признается, а потом в СИЗО сокамерники его начинают учить, как можно избежать ответственности, и он меняет показания.

Вообще не ругают только того, кто ничего не делает. Мы действуем строго по Уголовно-процессуальному кодексу. Вопрос о виновности человека решает суд, приговор которого можно обжаловать вплоть до Верховного суда. Мы стараемся вести видеозапись (с согласия подозреваемого), чтобы было видно, что человека никто не принуждал давать показания. Детей опрашиваем только с видеокамерой.

- Есть ли у вас какие-то тактические секреты допроса? Используете ли известное правило Глеба Жеглова: «Умей внимательно слушать человека и подвигнуть его к разговору»?

- Действительно, как правило, сначала беседуешь с человеком о личных бытовых вещах, о работе. Сразу видишь, лукавит он или нет. А в это время подозреваемый, настроенный на ложь, расслабляется, и потом с ним легче работать.

Тактику допроса выбираю в зависимости от того, кто сидит напротив. Матерого уголовника зоной не испугаешь. Говоришь ему, что по своим понятиям он - человек порядочный и не будет валить на другого. Тем, кто впервые совершил преступление, давишь на совесть и на жалость: человек умер, родственники остались без него… Должностных лиц можно и мерой пресечения попугать, и доказательства вовремя предъявить, чтобы дал признательные показания.

 Насильника нашли через соцсети

- Экстрасенсов приходилось привлекать к сотрудничеству?

- Да, во время расследования убийства 20-летней девушки в Заволжске, когда я работал руководителем вичугского следственного отдела. Ее обнаженный труп нашли утром на центральной улице в бочке с водой. Мочки ушей пострадавшей были разодраны. Я дал задание проверить ближайшие контейнеры – преступники, как правило, недалеко выбрасывают вещи. В одном из них мы нашли одежду девушки. Мы проверили окружение пострадавшей, но никаких привязок не было.

Четыре дня преступление оставалось нераскрытым. Тогда один из сотрудников предложил обратиться к экстрасенсам. Они сказали: «Ищите молодежь». Мы стали проверять местные компании. И вдруг заработал телефон погибшей, поставленный на контроль. По сим-карте мы вышли на нового владельца, затем на скупщиков, у которых он его приобрел, и, наконец, на несовершеннолетних, которые продали его.

Вину свою они отрицали. Но помня слова экстрасенсов, мы очень тщательно проводили у них обыски. И у одного нашли золотую сережку. Мама погибшей опознала вещь, принадлежавшую дочке. Оказалось, что девочка, идя по улице, случайно задела плечом одного из убийц. Те, разгоряченные алкоголем, забили ее руками и ногами.  

- А соцсети используете в работе?

- Да, постоянно. Так в деле по изнасилованию девушки-подростка мы попросили ее подругу написать преступнику, который скрывался, и пригласить на свидание. Тот пришел...    

- Изменила ли вас профессия?

- Наверное, она всё в той или иной степени меняет. Я начал более просто относиться к бытовым неурядицам. Ведь когда днем поговоришь с рыдающей матерью, у которой убили ребенка, а вечером дома узнаешь, что вышибло пробки, то к этой проблеме относишься уже по-другому.

- Что же нравится в работе?

- Приносить пользу, помогать людям. Например, машзавод в Вичуге или «Автокраны» в Иванове не выплачивали людям зарплату, а благодаря в том числе и нашим стараниям ситуация разрешена. Нравится и обучать молодых сотрудников - меня всё время ставили наставником. Когда человек приходит после института, он думает, что всё знает, но на деле не имеет представления, как оформить протокол, изъять кровь с обоев, увидеть биологический материал на линолеуме. А сейчас многие мои подопечные сами стали руководителями отделений и заместителями.

- Что пожелали бы молодым следователям?

- Не пугаться трудностей. Скрупулезно относиться к работе, вникать в мелочи - в них кроется истина. И, самое главное, не разочаровываться в людях.

 Блицопрос

- Сколько преступлений расследовали за время работы?

- Получается около 100 в год, работаю уже 15 лет - вот и считайте.

- Необычный предмет, которым в вашей практике убили человека?

- Фарфоровая чашка. Двое мужчин выпивали, одному что-то не понравилось в словах другого, и он ударил ею по голове. Тот пошел спать и истек кровью, которая не свернулась, так как в ней было много алкоголя.

- Самое хитрое алиби, который использовал преступник, чтобы уйти от наказания?

- Шампур, воткнутый себе в ногу при имитации мужчиной самообороны.

 Досье

Виталий Подольский родился в 1979 году.
В 2002-м окончил юридический факультет ИвГУ.
С 2002-го  - следователь, старший помощник прокурора в Кинешме.
С 2007-го - замруководителя кинешемского следственного отдела СКР.
С 2012 года - руководитель вичугского следственного отдела СКР.
С января 2018 года - руководитель СО  по Фрунзенскому району в Иванове.

Читайте также
Бойцы спецоперации участвуют в программе "Время героев"
Жители и гости Иванова смогут прокатиться на троллейбусе Победы 
Колесо обозрения на набережной в центре Иванова вновь заработает