Город невест или Родина первого Совета

7 августа 2018 14:19

В последнее время большое внимание в нашей области уделяется развитию въездного туризма. Чем мог бы привлечь гостей областной центр? У Иванова большое количество брендов: текстильная столица, самый советский город, город невест… Какой же их них может стать основной визитной карточкой?

Раскрутить невест как… мышку

Представители науки и культуры имеют разное мнение по этому вопросу.

Как считает завкафедрой «Менеджмент и технология бизнеса» Ивановского филиала Российского экономического университета Ольга Луховская, ставку при развитии туризма необходимо делать на бренде «Иваново - город невест». «Опора России» проводила мониторинг в сфере туризма, где один из вопросов звучал: «Какой бренд предпочтительнее для вашего города»?  Наши студенты, задействованные в этом опросе, интересовались мнением туристов, представителей турфирм, работающих по «Золотому кольцу», рестораторов, отельеров, - рассказывает Ольга Константиновна. - Оказалось, что половина респондентов высказалась за «Город невест». На втором месте - «Текстильная столица» (33%). На третьем - «Русский Манчестер»… Бренд Иванова, как самого советского города, Родины первого Совета оказался лишь на пятом месте».

По мнению преподавательницы вуза, у нас, к сожалению, ничего не делалось и не делается для раскрутки собственного бренда, тогда, как, например, город Мышкин Ярославской области сумел по полной программе использовать главный символ города - мышь. По одной из легенд, свое название он получил после следующего случая: князь (предположительно Фёдор Мстиславский) прилег отдохнуть на берегу Волги. Вдруг у него по лицу проползла мышь. Князь проснулся и увидел, что зверушка спасла его от подползающей змеи. С середины 1990-х годов город становится крупным туристическим центром, здесь создан комплекс музеев, включающий музей мыши, построены гостиницы, реконструированы исторические здания. Мышкин посещают до 140 тысяч туристов ежегодно.

Сделать ставку на женитьбах

Со своими студентами Ольга Луховская разработала двухдневный туристический продукт с тематикой «Город невест», который, по ее мнению, мог бы пользоваться спросом у гостей города. Он включает в себя посещение самой высокой точки города - смотровой площадки 16-этажного дома в комплексе «Огни Москвы», участие в инсценированной старинной свадьбе, посещение церквей с историей обрядов венчания...

Экскурсии могут быть по трем направлениям. Тематика первого - «Иваново в приданое» - предполагает знакомство со старинными особняками и зданиями, связанными с женитьбой: особняк Бурылиных (ныне здесь расположен ЗАГС), усадьба Маракуевых, здания фабрик НИМ, БИМ…

Про Иваново можно рассказать немало свадебных историй. Например, Иван Грозный отдал село князю Михаилу при женитьбе на его сестре Марии Темрюковне. Их потомок, Варвара Черкасская, стала женой Петра Шереметева. Иван Бурылин женился на дочери фабриканта Зубкова.    

Тематика второй экскурсии могла бы звучать как «Девушки фабричные» и включать в себя рассказ о жизни и быте женщин в 1930-1970-е годы с показом дома-«корабля», дома-«подковы»…   

И еще одно возможное направление - «Образ невесты глазами ивановских кутюрье» с посещением музея промышленности и искусства и музея ивановского ситца, где много свадебных костюмов различных эпох.

По словам Ольги Константиновны, гостиницы, рестораны и фирмы по устройству праздников готовы поддержать этот проект.

«Можно организовать туры с чествованием семейных пар, отмечающих золотую, серебряную, ситцевую свадьбы, - говорит Ольга Луховская. – У нас активно идет развитие торговли и сферы услуг, в том числе гостиничного бизнеса. Думаю, что надо по максимуму использовать этот ресурс для туристических целей».

Авангардистские здания до сих пор в тренде

А вот по мнению ивановского краеведа Александра Семененко, самый узнаваемый бренд для Иванова - «Текстильный край». Он родился естественным путем, еще в 30-е годы XIX века, когда существовавшие здесь слободы называли «ситцевым царством». «Журнал мануфактур и торговли за 1830 год свидетельствовал: «Нет почти ни одного дома, ни одной крестьянской избы в окружных селениях, где бы не ткали миткалей, кашемиров, нанки, холстинок или не набивали ситцев, выбойки, платков, шалей», - рассказывает он. - А академик Владимир Безобразов назвал Иваново «Русским Манчестером».

Политический бренд «Иваново - Родина первого Совета» на данный момент перестал быть актуальным. Поэтому разработать экскурсии, которые бы пользовались популярностью у туристов, под него очень сложно. «Даже сейчас, когда приезжаю в другие регионы на конференции и говорю, что я из Иванова, мне сразу же отвечают: «А, это у вас текстиль развит», - подчеркивает Александр Михайлович. - Поэтому, думаю, даже если у нас перестанет существовать сама отрасль, бренд всё равно останется».

Замдиректора по науке Ивановского краеведческого музея Дмитрий Орлов считает, что бренд «Город невест» является несколько искусственным. Появился он благодаря песне «Ну, чем мы не пара», исполненной Андреем Мироновым в фильме «Умный, честный неженатый», вышедшем на экраны в 1981 году. В советское время этот бренд активно позиционировался с целью привлечь внимание к истории города гостей, туристов.

С целью пропаганды этого бренда уже в наше время стали устанавливаться различные арт-объекты: туфелька невесты у здания химуниверситета, скамья с русскими красавицами.

«В какой-то степени наш город может считаться городом студентов, - говорит Дмитрий Львович. - У нас действительно много вузов. Под этот бренд можно было бы организовать студенческие фестивали. Но, думаю, что для въездного туризма Иваново лучше позиционировать как город конструктивизма. Правда, если здания хорошо отреставрировать».

Как поясняет Дмитрий Орлов, стиль конструктивизма возник в 1920-е годы как новый, пролетарский, в противовес буржуазному. Для него были характерны простые формы, функциональность конструкции, на второй план ушел внешний декор.

«Наш город наряду с Санкт-Петербургом, Москвой, Екатеринбургом входит в пятерку по самому большому количеству памятников конструктивизма, - рассказывает сотрудник музея. - В середине 1920-х годов шла дискуссия о том, чтобы перенести столицу РСФСР в другой город. В числе других предлагался и Иваново-Вознесенск, так как это был крупный промышленный центр. Чтобы город соответствовал высокому статусу, сюда приехали архитекторы, которые стали создавать новый облик пролетарской столицы. В 1929-1930 годах архитектором Фридманом был построен дом-«корабль», который сейчас является памятником федерального значения. Позже - дом-«подкова». Однако вопросы о переносе столицы сошли на «нет».

 Цифры

Образ Иванова как города с преобладающим женским населением сложился не на пустом месте. В советское время на предприятиях по изготовлению тканей работало большое количество женщин. После Великой Отечественной войны из-за гибели мужчин на фронте этот перекос лишь усугубился. Несмотря на то, что в городе было создано множество машиностроительных предприятий, женщин всё равно до сих пор больше. По данным Ивановостата, в 1959 году в Иванове насчитывалось более 138 тысяч мужчин и более 196 тысяч женщин, в 1979-м - 201 и 263 тысячи. Сейчас в облцентре более 178 тысяч мужчин и 227 тысяч женщин.

 Гостям нравится советское прошлое

Как рассказывают менеджеры турфирм, гости знают наш город как текстильный край, город невест и Родину первого Совета. «Спросом пользуются экскурсии по советскому конструктивизму, - говорит менеджер туроператора «Скорость» Ольга Сиднева. - У нас разработан маршрут, который начинается у памятника Борцам революции, далее мы ведем гостей по проспекту Ленина, показывая дом-«корабль», дом-«пулю», дом-«птицу». Привозим на Рабочий поселок, где есть домики 1930-х годов. Заканчивается маршрут в парке Революции 1905 года на аллее Славы. Параллельно с советским прошлым рассказываем о текстильных традициях нашего края. Гости с интересом слушают экскурсовода».

 

В Иванове есть несколько памятников, посвященных революции. Один из них - памятник борцам революции, в честь событий 1905 года. Скульптурная группа «Поднимающий знамя»: рабочий подхватывает стяг, выпавший из рук старшего товарища. А рядом прямоугольный мо

Мнение

Лариса Башкова, сотрудница Ивановского художественного музея:

- Когда-то Иваново было городом великой текстильной истории. Но за последние десятилетия мы сделали всё, чтобы «убить» громкие бренды былой славной истории Иваново-Вознесенска и Иванова: «Русский Манчестер», «Город красных ткачей», «Родина первого Совета», «Третья пролетарская столица», «Текстильный цех страны», «Город молодежи и студентов», «Город невест» наконец. Сегодня не работает ни один – все они стали прошлым, зафиксированным лишь одной, да и то остро нуждающейся в реконструкции экспозицией Музея ивановского

ситца. Уверена, реанимировать бренды, как и историю, невозможно, а придумать – удел сказочников.

Не следует ничего изобретать, нужно просто очень грамотно строить город: его экономику, образование, культуру, сохранив при этом его архитектурно-

художественный облик и всё лучшее, что веками и трудами поколений создавало его. За этим придет время и новых брендов.

Читайте также
Миллион за первенца: в Ивановской области заработал пакет мер поддержки семей с детьми
Полевые работы в Ивановской области задержались на неделю
В Ивановской области клещи покусали 55 человек