Легкий путь на бюджет

16 августа 2018 10:49

В последние годы немало говорится о кадровой проблеме в медицине. Рассуждая о путях ее решения, многие эксперты упоминают целевой набор в профильные вузы как некую панацею, лекарство, которое должно вылечить этот «нарыв» на теле системы здравоохранения. Но может ли быть действенной схема, в рамках которой выпускник-целевик не несет никакой ответственности за невыполнение условий договора, а государство, заплатившее за обучение, не имеет реальных рычагов воздействия на него?

Договор подписал, но на работу не приехал

Сегодня принято с ностальгией вспоминать советскую систему распределения выпускников вузов. Созданная постановлением Совета народных комиссаров еще в 1933 году, она просуществовала фактически в неизменном виде до 1995-го. Тогда российское правительство объявило, что человек не может быть рабом государства, волен распоряжаться своей жизнью и свободен в выборе работы.

Взамен была предложена новая форма сотрудничества между вузом, выпускником и работодателями – целевая контрактная система. Но учитывая сложное состояние экономики в 90-е годы, целевой набор во многих вузах хоть и был прописан формально, проводился не везде, а если и проводился, то вряд ли был эффективным.

Негосударственное предприятие, заключая контракт с абитуриентом, не давало гарантий, что трудоустроит его в конце обучения, – за четыре-пять лет могло произойти всё что угодно, в том числе и банкротство. Государственный контракт, предполагающий заключение трехстороннего договора между органом власти (например, департаментом), вузом и абитуриентом, фактически не работал, поскольку не предполагал никакой юридической ответственности со стороны человека, получившего высшее образование: выпускники просто не приезжали на предписанное им место.

Принятый в 2013 году закон «Об образовании» более четко обозначил понятие «целевой набор», уточник существенные детали. Документ, в частности, разграничил целевой набор по квоте в рамках контрольных бюджетных цифр приема и целевую контрактную подготовку, когда обучение ведется за счет предприятия. Во втором случае абитуриент подписывает договор с фирмой, которая платит за его образование: это уже коммерческий студент, не имеющий к бюджетному набору отношения.

Из целевиков получатся плохие врачи?

Абитуриенты, поступающие в медицинские вузы, – это как бы особая «каста» целевиков. По словам ректора Ивановской медицинской академии Евгения Борзова, вузу разрешено отдавать до 50% бюджетных мест под целевой набор, тогда как в других гражданских учреждениях отводится всего 15-20%. «Это сложная дилемма, - говорит Евгений Валерьевич. – С одной стороны, мы понимаем, что система целевого набора – единственный способ регулировать поток кадров в регионе, только так можно каким-то образом решить этот вопрос. Однако мы вынуждены мириться с тем, что в рамках целевого набора поступают, как правило, более слабые абитуриенты. Но мы вынуждены их брать».

Правда, в последнее время ситуация, по словам Евгения Борзова, постепенно улучшается. Так, по итогам прошлого года средний балл у целевиков по разным направлениям подтянулся к 200: на лечебном факультете он составил 216, на педиатрическом – 199, а на стоматологии – 221. Эти цифры могут показаться не такими уж плохими, но если посмотреть общие конкурсные списки, то проблема становится очевидной: первые два номера рейтинга имели под 290 баллов, а последние конкурсанты, проходящие в первую волну зачисления, – около 260. Очень сильные выпускники школ с сильной мотивацией. Если учесть, что впоследствии именно они будут отвечать за наше лечение и спасение жизней, уровень требований к ним не кажется таким уж завышенным… Отрадно, в этом году ребята-целевики еще подтянулись и отдельные абитуриенты, идущие по целевому набору, имели уже по 270 баллов.

В апреле Евгений Борзов, выступая на заседании областного правительства, посвященного вопросам снижения смертности в регионе, слегка пожурил департамент здравоохранения за подбор абитуриентов: по сравнению с Владимирской областью, которая также получает места в рамках квоты, наши ребята выглядят бледнее – разрыв составляет порядка 15-16 баллов. А ведь ивановские школьники в общероссийском рейтинге ЕГЭ, как правило, выглядят лучше сверстников-соседей.

 О возможности бесплатно выучиться на медика знают не все

Почему же сложилась такая ситуация? Ведь департамент здравоохранения проводит серьезную работу по подбору потенциальных абитуриентов. «Целевики из Ивановской области занимают 40-50% от общего объема абитуриентов, проходящих по данной квоте, – говорит начальник ведомства Ирина Березина. – Они пишут заявления в департамент, их кандидатуры анализируются, после чего заключается договор».

Единственный возможный недостаток в работе – низкая информированность населения. Мало кто вообще знает, что существует целевой набор. Люди часто узнают об этом случайно, многие пропускают сроки подачи заявления. В других регионах – в том же Владимире – работа, очевидно, поставлена лучше, поскольку конкурс среди ивановских целевиков в 2017 году составил всего 1,3 человека на место (просто из-за недостатка людей), а среди владимирцев – уже 2,8 человека. Этим собственно можно объяснить и разрыв по баллам ЕГЭ.

В этом году ситуация уже существенно лучше. И хотя от соседнего региона мы по-прежнему отстаем, разрыв серьезно сократился: конкурс составил 2,2 человека на место среди ивановцев и 3 человека среди владимирцев.

«Если говорить о том, как именно должен работать целевой набор, то тут я привел бы в пример нашу ординатуру (двухгодичное обучение после окончания медвуза по определенной специальности, – говорит Евгений Борзов. – Здесь тоже выделяются места в рамках квоты, но попадают на них студенты, готовые работать после окончания в определенной больнице или поликлинике. И здесь, кстати, департамент проводит умную политику: выделяет места не только на популярные направления (акушерство-гинекологию, урологию, дерматовенерологию), но и на менее востребованные, в которых однако у региона есть нужда: фтизиатрию, анестезиологию-реаниматологию...»

Можно ли подобным образом решить вопрос и на уровне поступления на первый курс? Да, если всерьез заняться профориентацией старшеклассников. Здесь, кстати, у Ивановской медицинской академии есть свои планы. В частности, совместно с Интердомом разрабатывается проект создания так называемого предуниверсария – профильных классов, где детей будут ориентировать на получение именно медицинского образования.

За отказ ехать в деревню придется платить

Но как же решить вопрос с ответственностью абитуриентов за неисполнение обязанностей по договору? Не хочешь работать, где должен, по логике вещей – верни государству деньги. Сегодня же выпускник в случае отказа от трудоустройства «обязан возместить в полном объеме органу или организации (…) расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов» (статья 56, п. 7 закона «Об образовании»). Иными словами, если регион или муниципалитет во время обучения чем-то помогал ему – выплачивал дополнительную стипендию, обеспечивал жильем, то эти деньги суд взыскать может. Но ни о каком возмещении затрат на обучение за все годы и речи идти не идет: в том же законе прописано, что каждый человек имеет право единожды получить высшее образование бесплатно за счет федерального бюджета.

Эту правовую коллизию прекрасно понимают и в Министерстве образования, а министр Ольга Васильева уже предложила внести необходимые поправки в профильный закон, Бюджетный кодекс и иные нормативные акты с тем, чтобы оставить как можно меньше лазеек для хитрецов. Но до сих пор эту законодательную инициативу только обсуждают. «Изменения необходимы, потому что пока целевики не обременены юридической ответственностью, эффективного решения кадрового вопроса не будет», – считает Евгений Борзов.

Читайте также
Валентина Серова: "Машинист не может остановить поезд мгновенно" 
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами