Владимир ЕГОРОВ: «Непрерывные реформы вредят высшей школе»

17 июля 2018 09:46

Систему высшего образования в России лихорадит вот уже почти 30 лет, и кажется, что реформам нет конца и края. Присоединение к Болонской конвенции, введение ЕГЭ как единственного способа проверки знаний абитуриентов, попытки дробления, а потом укрупнения вузов, - всё это привело к непростым последствиям для высшей школы. Не все реформы были продуманными, особенно если в жизнь их претворяли далекие от системы образования люди, обычные управленцы. Особенно нелегко пришлось региональным вузам, лише

Филиалы вузов располагались в каждом сарае и подвале

- Владимир Николаевич, вы всегда с болью говорите о судьбе высшего образования. Какие реформы, на ваш взгляд, негативно отразились на системе?

- Ошибок было сделано очень много и некоторые носили просто чудовищный характер. Наверное, больнее всего по высшему образованию ударила директива, разрешающая вузам создавать филиалы. Этот процесс очень быстро стал стихийным, неконтролируемым. Как-то в начале 2000-х годов я был в одном из южных городов. Шел по улице, читал вывески и просто ужасался: чуть ли не в каждом доме, в каждом сарае и подвале располагался филиал вуза. Многие из них занимали лишь три комнаты. В первой ты платил за обучение, во второй получал литературу, а в третьей уже печатали диплом…

Пять лет назад мы спохватились, начали закрывать филиалы. Но ведь это не так просто: в каждом работают преподаватели, числятся студенты, так что процесс ликвидации проходит очень болезненно. И никто не понес реальной ответственности за эти ошибки! Конечно, в таких условиях высшее образование в России не могло не утратить авторитет. Оно и утратило. Надеюсь, что не безвозвратно. Сейчас я возлагаю большие надежды на последние указы президента, который поставил перед правительством задачу поднимать престиж вузовской науки и образования в целом.

- Вы неоднократно критиковали так называемые процессы гуманитаризации образования. Но разве это не общемировая тенденция?

- Действительно, с проблемой сталкиваются не только российские вузы. Во всём мире экономические, юридические факультеты пользуются большей популярностью, там всегда выше конкурс, чем на факультетах естественнонаучной направленности. Но у нас эти процессы приняли какой-то гротескный характер. Зачем, например, нужно было разрешать техническим вузам открывать непрофильные специальности? Зачем нужна психология и социология в каком-нибудь техническом университете? Ведь понятно, что подготовка здесь будет заведомо хуже, чем в классическом университете, где есть вся необходимая база, а главное – штат высококлассных профессионалов.

Возьмем, скажем, наш исторический факультет. Он по праву считается одним из сильнейших в стране. А почему? Да потому, что у него богатейшая история, потому, что каждый преподаватель здесь – на вес золота, штучный товар. Сейчас эту ошибку тоже осознали, вузам отказывают в аккредитации непрофильных специальностей. Я знаю, что сейчас подобные трудности испытывает, например, Ивановский химико-технологический университет.

Пик демографического кризиса миновал

- В 1990-е годы в стране была очень низкая рождаемость, последствия которой мы ощутили только спустя 20 лет. Так называемая демографическая яма, в которую Россия в буквальном смысле этого слова упала, подкосила высшую школу. Можно ли сейчас говорить о том, что кризис миновал?

- Пик кризиса, безусловно, позади, но его последствия мы будем ощущать еще долго. Как, например, он сказался на нашем вузе? Демографическая яма привела к сокращению набора. А поскольку вся система образования финансируется по нормативно-подушевому принципу, то и денег вузу стали выделять меньше. Но ведь университет – это целая огромная структура с большим количеством корпусов, общежитиями, собственной котельной, которая должна работать независимо от количества студентов. Как содержать всю эту махину? Более того, демографический кризис привел и к сокращению количества коммерческих студентов. А ведь это наши собственные доходы, которые позволяют нам, скажем, увеличить зарплату педагогам. Или, например, в структуре ИвГУ есть студенческий профилакторий, на содержание которого государство не выделяет ни копейки.

- Тем не менее вам удалось даже в эти тяжелые годы осуществить ряд проектов. В частности, ввести в эксплуатацию новые корпуса, отремонтировать общежития…  

- Это действительно так. В марте мы открыли спортивный корпус, которым по праву гордимся. Это сооружение международного уровня, где можно проводить соревнования по волейболу, баскетболу, мини-футболу. На открытии  нашего спортивного комплекса побывал врио губернатора Станислав Воскресенский. Ранее мы ввели в эксплуатацию 8-этажную пристройку к шестому корпусу, завершили ремонт в нескольких общежитиях. У нас активно развиватся система дополнительного образования. Предлагая различные образовательные услуги населению, мы даем нашим преподавателям возможность заработать. Сегодня этот институт уже приносит около 25 миллионов рублей дохода.

Прошедший учебный год тоже выдался неплохим: в частности, у нас прошло несколько крупных и очень значимых научных конференций. Так, на конференцию по математике приехали ученые с мировым именем. Благодаря этим мероприятиям университет установил новые научные связи.

В университете ждут будущих историков и филологов

- Каковы контрольные цифры приема на следующий учебный год?

- Мы планируем набрать около 600 человек. Эти показатели держатся примерно на одном уровне уже несколько лет. И сегодня я с уверенностью могу констатировать, что спектр направлений университета полностью отвечает потребностям региона.

Вы, наверное, помните, что несколько лет назад в системе произошел некий сбой, из-за чего всем нам пришлось поволноваться. Например, в какой-то год ИвГУ не получил государственный заказ на историков, в другой не было бюджетного набора на филологический факультет. Ситуация складывалась серьезная: ведь эти факультеты имеют серьезные научные школы, здесь, как я уже говорил, сформирован уникальный преподавательский состав. И этим людям нужно платить зарплату. Но как это делать, если студентов нет? Эта проблема, кстати, возникла из-за еще одной довольно странной реформы, предполагающей, что вузы должны участвовать в конкурсе и выигрывать набор по тем или иным направлениям. Ее разработчик явно не учел аспекты, о которых я говорил: ведь развал крепких научных школ в региональных университетах чреват развалом всего высшего образования. Сейчас, слава богу, эта система откорректирована. В результате в этом году у нас будет набор и на историю, и на филологию, и на естественнонаучные дисциплины – физику, математику, которые, кстати, в последние годы тоже были в кризисе.

- Некоторые российские вузы заявили о повышении стоимости обучения для коммерческих студентов. Чего ждать абитуриентам, которые собираются учиться в ИвГУ на платной основе?

- Понимаете, минимальную плату на обучение в вузе определяет государство. Федеральный бюджет платит в среднем 90 тысяч рублей на одного студента, обучающегося на бюджетном отделении. Для коммерческих студентов мы не можем установить плату ниже. В ИвГУ стоимость обучения не повышалась уже несколько лет, она индексируется только в рамках инфляции, то есть в пределах 2-3 процентов.

Я приглашаю всех ребят попробовать свои силы и поступать именно в Ивановский государственный университет. Именно здесь вы сможете получить классическое образование высокого уровня!

Читайте также
Духовой оркестр из Шуи выиграл 2 миллиона рублей
Миллион за первенца: в Ивановской области заработал пакет мер поддержки семей с детьми
Полевые работы в Ивановской области задержались на неделю