«Инфорум» в Иванове: о соцсетях, кликбейте и новой жизни газет

6 июля 2018 09:27

Образовательный однодневный практикум для журналистов «Инфорум», организованный Союзом журналистов России при поддержке правительства области, прошел в Ивановском доме национальностей 2 июля. Послушать именитых федеральных коллег и поделиться мнением с земляками собрались журналисты и руководители ряда СМИ региона.

Членов союза ждут льготы

Иваново стало вторым после Кемерова городом России, принимающим журналистский форум. Но если там главной темой была информационная политика во время чрезвычайной ситуации (поводом послужила трагедия в «Зимней вишне»), то в нашем облцентре обсуждалась другая проблема: интеграция СМИ в соцсети и Интернет.

«Союз журналистов меняется: с прошлого года у нас новый председатель – Владимир Соловьёв. «Инфорум» - тоже новшество, которое возникло недавно. Надеюсь, он будет полезен для журналистов и руководителей СМИ», - сказала на открытии форума секретарь СЖР Юлия Загитова. С приветствием от имени врио губернатора Станислава Воскресенского к участникам обратился зампред правительства области Евгений Нестеров.

Первой в череде мероприятий форума была форсайт-сессия, посвященная отношениям журналистики и общества в современном мире. Сессия началась с приятных для журналистов новостей. Так, в этом году членов обновленного союза ждет ряд новшеств, среди которых - преференции для его членов. «Разрабатывая новые программы лояльности, мы опирались на опыт существования подобных союзов на Западе. Не буду раскрывать все сюрпризы, мы сделаем это осенью, но уже сейчас могу сказать, что преференции будут касаться обучения в автошколах, покупки товаров народного потребления и многого другого», - рассказал секретарь СЖР Денис Токарский.

О состоянии и перспективах развития региональных отделений профессионального журналистского сообщества говорил в своем выступлении председатель ИРО СЖР Фёдор Лапин. По его словам, материальное положение региональных отделений в регионах разное, как следствие – разные возможности. До недавнего времени получалось так, что федеральный СЖР был как бы сам по себе, а регионы – сами по себе, но после смены команды в союзе регионы начали получать мощную поддержку, и «Инфорум» на ивановской земле – тому подтверждение. 

Фёдор Лапин уверен, что образовательное направление в работе союза необходимо и дальше совершенствовать, использовать новые формы (вебинары, стажировки в федеральных СМИ), наполнять новым смыслом (взять под крыло школьное медиаобразование и форумы школьных СМИ, как пробует сделать ИРО СЖР), делать образовательные мероприятия максимально доступными для региональных журналистов и т.д. При этом очень важны и помощь ветеранам журналистики, и профессиональная правовая поддержка средств массовой информации и их сотрудников. Теперь при активном содействии СЖР регионы смогут гораздо дальше продвинуться в решении этих задач, уверен Фёдор Лапин. 

В регионе – 75 печатных СМИ

На форсайт-сессии не обошли стороной и болезненный вопрос существования печатной прессы. Елена Шитикова, исполнительный директор Гильдии издателей периодической печати, подняла важную тему новой стратегии развития традиционных СМИ и обозначила современные тренды медиаменеджмента. «Под традиционными СМИ я понимаю традиционную редакцию, имеющую свой бренд, - пояснила Елена Шитикова. – Чтобы выжить сейчас (а проблема выживания печатных СМИ в российских условиях стоит очень остро из-за повышения цен на бумагу, тарифов почты и много другого), я призываю становиться нетрадиционными, то есть современными, выходить в Интернет, в соцсети, именно через соцсети звать подписчиков на свой сайт. Что происходило раньше? Читатель писал письмо в редакцию, потом месяцами ждал ответа. Сейчас, с развитием Интернета, это остается в прошлом. Вам, работникам печатных СМИ, нужно многому научиться и расширить свои горизонты. Изучайте современные тренды и внедряйте их. Это необходимо, потому что мир уже не будет прежним». Также, по словам спикера, редакциям необходимо искать новые источники дохода. Это могут быть платный контент, различные виды рекламы и многое другое.

Форсайт-сессия продолжилась выступлением Владимира Костина, начальника отдела управления Роскомнадзора по Ивановской области. Он сообщил, что в регионе зарегистрировано 117 СМИ, из них подавляющее большинство – 75 - печатных периодических изданий.

Основные нарушения, выявленные Роскомнадзором, касаются невыхода издания в свет (65% всех нарушений), непредоставления обязательного экземпляра и нарушения лицензионных требований и условий. «Некоторые СМИ, перестающие издаваться, приходится закрывать через суд, - сказал Владимир Костин. – В прошлом году таких изданий было шесть. Почему-то к открытию своего СМИ многие учредители относятся халатно, не понимая всей ответственности».

Газетам не хватает обратной связи                   

Одним из самых запоминающихся на «Инфоруме» стало выступление секретаря СЖР Владимира Касютина. Он рассказал об интеграции печатных СМИ в Интернет и дал несколько советов, каким образом современные издания могут повышать свою популярность и тиражи.

Одной из главных проблем почти всех газет в регионах Владимир Касютин считает слабую обратную связь с читателями. «Казалось бы, Интернет заставляет усиливать обратную связь, но – парадокс! - при этом СМИ сократили возможности общения с читателями, - рассуждает он. - Бумажная почта ушла в прошлое, а новых каналов так и не появилось. Понятно, почему редакции неохотно общаются с читателями в Интернете: там слишком много злых людей, и на один нормальный комментарий приходится по нескольку неадекватных. Но работать в этом направлении всё равно необходимо, так же как и выходить в соцсети. Если мы не будем присутствовать в соцсетях, группы о местной жизни будут вести не СМИ, а кто-то другой».

 Говоря о сайтах современных изданий, выступающий подчеркнул, что «у мудрых редакторов сайты помогают зарабатывать сию минуту, уже сейчас, а не в будущем. Пусть сайт вашего издания будет заполнен информацией о подписке, о рекламных и других коммерческих услугах. Но будьте готовы к тому, что больших денег в Интернете вы не заработаете. Я бы советовал развивать сайты СМИ для того, чтобы они помогали продавать печатное издание».

Правильный кликбейт для Иванова – это хорошо

На «Инфоруме» много говорили о таком современном явлении, как кликбейт. Кликбейт – обманывающий и заманивающий заголовок в Интернете, на который так и хочется кликнуть. «Умер Дима Билан», «Якубович попал в больницу» - вот примеры кликбейтов.

Стоит ли использовать такие заголовки – вопрос спорный. Так, главред федерального журнала «Лайфхакер» Мария Верховцева, которая специально приехала в Иваново из Ульяновска, чтобы провести свой мастер-класс по этой теме, однозначно считает, что ни к чему хорошему использование «жареных» заголовков не приведет. 

Иное мнение высказал директор департамента соцсетей «Комсомольской правды» Илья Лочканов. «А я считаю, что кликбейт – это хорошо, - сказал он. – Это допустимый формат. В регионах трудно собирать аудиторию. Мы боремся за трафик, поэтому в провинции кликбейт часто становится единственным возможным работающим заголовком».

 По словам Ильи, главный минус кликбейтов – обман читателей. «А если мы не будем обманывать, но при этом сделаем заголовок «жареным»? – говорит он. - Я называю это «нежным кликбейтом». Ваша задача – просто привлечь внимание, а ни в коем случае не обмануть. Тогда кликбейты будут только полезны». 

Спикер посоветовал активно использовать «правильные» кликбейты и на региональных сайтах СМИ. «Думаю, что в Ивановской области, где контент достаточно ограничен (область небольшая, мало что происходит), кликбейты помогут вам собрать необходимую аудиторию. Но, как я уже говорил, помните, что не стоит обманывать читателей. Относитесь к кликбейтам лишь как к способу привлечения внимания, помните о качестве публикаций», - отметил Илья Лочканов.

По словам Ильи, один из наиболее частых вопросов из регионов, касающийся соцсетей, звучит примерно так: «Как мы можем нанять эсэмэмщика в редакцию, если у нас и так нет денег?». Ответ в его устах звучит категорично: «Я скажу так: делайте всё сами. В современном мире профессии размываются, и просто писать новости или говорить в камеру – это прошлый век. Современный журналист должен уметь делать всё сам, обладать самыми разными навыками. Всё это потом обязательно окупится».

Зарабатывать можно даже с небольшим количеством подписчиков

Большой блок тем касался одной из важнейших проблем современной журналистики – монетизации СМИ. Об этом говорили генеральный директор курского информагентства «Секунда» Надежда Сургина и руководитель направления по работе с партнерами телеканала «360» Антон Зинин. Надежда рассказала о своем опыте создания и ведения независимого СМИ и способах зарабатывания денег без поддержки государства, Антон же сосредоточился на теме блогерства. На ярких примерах он объяснял, что даже блогеры с небольшим количеством подписчиков могут зарабатывать крупные суммы, умело используя свои преимущества перед «миллионниками».  

В конце дня директор санкт-петербургской медиагруппы «Феномен» Сергей Мешавкин провел мастер-класс по визуальной журналистике на примере региональных изданий, а молодым журналистам из изданий разных уголков области директор по развитию международной ассоциации студенческого телевидения Анастасия Пряженцева рассказала о фейковых новостях и способах их распознавания.

Словом, на «Инфоруме» в Иванове каждый журналист смог найти для себя что-то полезное и почерпнуть много интересного. В этом году подобные форумы на разные темы проведут в 25 городах: Омске, Орле, Самаре, Нарьян-Маре, Салехарде, Красноярске, Новосибирске, Челябинске, Магадане, Барнауле, Казани, Ростове-на-Дону и других. 

Одна из главных организаторов "Инфорума", секретарь СЖР Юлия Загитова

Читайте также
В парке "Красная Талка" в Иванове прошел большой городской субботник
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа