«Умная» поликлиника справится с очередями и неразберихой

9 июня 2018 17:16

Для многих из нас поход к врачам связан с большими затратами времени: записаться к терапевту, получить талончик или направление к специалисту, отстоять очередь... На самом деле такие проволочки являются одним из факторов, из-за которых люди, в особенности молодые, редко посещают лечебные учреждения, неохотно обследуются и, как следствие, пропускают начало опасных болезней. Между тем несколько грамотных управленческих решений могли бы в корне изменить ситуацию.

В электронной базе – четверть населения области

Эту проблему ранее неоднократно поднимала министр здравоохранения России Вероника Скворцова. О необходимости информатизации отрасли она говорила и после вступления в должность в рамках нового кабинета министров. Так называемая система бережливых технологий в здравоохранении предполагает интеграцию и эффективное планирование ресурсов. Речь в первую очередь идет об устранении лишних бюрократических препонов, управлении потоками больных и, как следствие, экономии времени как для пациентов, так и для врачей и повышении доступности медицинской помощи.

В Ивановской области полная информатизация здравоохранения, в частности переход на электронный документооборот, имеет статус приоритетной задачи. На сегодняшний день эта проблема достаточно полно решена в Областной клинической больнице. Преимущества нового подхода трудно переоценить. «Информационная система обеспечивает врачам поликлиники и стационара доступ к электронной амбулаторной карте пациента, истории болезни, связь с регистратурой, другими врачебными кабинетами, параклиническими службами. В 2016 году в Ивановской областной больнице была запущена и интегрирована в работу лабораторная информационная система (ЛИС). Ее внедрение позволило существенно сократить время выполнения исследования и ожидания его результатов, поскольку данные начали передавать напрямую с помощью электронных средств связи. Фактически к нулю свелась возможность потери результатов тем или иным подразделением: теперь готовые анализы сразу же вносятся в электронную карту пациента. Всё это позволяет ускорить диагностику, архивировать данные больных в электронной базе и повысить эффективность диагностики и лечения», - говорит главный врач ОКБ Игорь Волков.

Внедрение комплексной медицинской информационной системы (КМИС) наиболее актуально для консультативно-диагностической поликлиники учреждения. И именно здесь в 2012 году началась информатизация. 14 февраля 2013 года в электронную базу был введен первый пациент. С тех пор их количество выросло до 250 тысяч, а это примерно четверть населения Ивановской области.

Холл регистратуры детской поликлиники

На прием – в строго отведенное время

Предварительно записавшись на прием по телефону контакт-центра, молодая женщина с маленьким ребенком, запыхавшись, влетает в здание поликлиники областной больницы. «Скорее, мы опаздываем, а нам еще нужно взять талон» - торопит она малыша. Однако мама направляется не к стойке регистратуры, а к одному из инфоматов в холле. Она сканирует код медицинского полиса ребенка, и тот выдает ей талончик, где указан номер и время приема. После этого женщина не спеша ведет сына к кабинету врача.

Она молода и, скорее всего, никогда не узнает о бесконечных очередях, где родители ссорятся и выясняют, кто же из них на самом деле идет вперед, где плачут младенцы и играют в догонялки непоседливые дошколята. Разве что об этом ей расскажет бабушка малыша. Ей не придется выделять на посещение поликлиники целый день и игнорировать все остальные планы: мама малыша знает, что врач примет ее в строго обозначенные час и минуты, уделит необходимое внимание. А после этого она пойдет домой и посвятит своему ребенку всё сэкономленное время.

«После внедрения в апреле автоматизированной системы управления очередью в детской консультативно-диагностической поликлинике маленькие пациенты и их родители получили целый ряд преимуществ, - комментирует заместитель главного врача по поликлинической работе областной больницы Игорь Харламов. - Записавшись предварительно и получив талон в инфомате, минуя регистратуру, пациент проходит к кабинету врача и принимается в назначенное время. Обратившимся впервые комфортнее ожидать вызова и получать информацию через информационное табло в холле регистратуры, не создавая очереди у окна регистратора.

Запись через инфомат, минуя регистратуру

С введением автоматизированной системы управления оптимизировалась и работа врачей-специалистов. Во-первых, они видят на экране монитора список пациентов, которые фактически прибыли на прием. Во-вторых, они контролируют поток ожидающих очереди и вызывают их в кабинет как автоматически, так и в ручном режиме. В-третьих, есть возможность перенаправлять пациентов от врача к врачу и в параклинические подразделения.

У руководителя поликлиники появилась возможность контролировать  потоки пациентов, а также время их ожидания приема врачом и отслеживать очередь в регистратуру.

В детской поликлинике новая информационная система уже работает. Для взрослой – это вопрос ближайшего времени. 

Контакт-центр областной поликлиники

Направлять к специалистам должен лечащий врач

И дело даже не столько во внутренних сервисах поликлиники, а в самой системе записи. Сегодня самостоятельная запись на прием пациента к врачу-специалисту областной поликлиники – и это вынужденная мера –  осуществляется тремя способами. Первый и самый популярный – по телефону. На ее долю приходится до 60 % всех обращений. Для того чтобы принять все звонки, операторы контакт-центра ОКБ работают в две смены. При этом каждая из сотрудниц фактически ни на минуту не кладет трубку.

Второй способ – это прямая запись, то есть через регистратуру при очном визите. Несмотря на то что данный способ кажется устаревшим, тем не менее он не теряет популярности.

И третий способ – это электронная запись через Интернет, на долю которой отведено порядка 25% обращений. «Мне часто звонят пациенты, особенно молодого возраста,  и интересуются, почему нельзя увеличить долю записи через Интернет. На самом деле многие уже оценили преимущества данного способа. Но тут следует понимать, что перекос в любую сторону ущемит права других пациентов, не имеющих такой возможности: если мы увеличим количество записей он лайн, тогда кто-то не сможет записаться по телефону…» - говорит Игорь Харламов. 

Выход из этой ситуации на самом деле есть, но он, по мнению экспертов, требует правильных управленческих решений. Суть в том, что пациент не должен сам записываться к врачу-специалисту: это должно стать прерогативой лечащего врача (участкового терапевта, педиатра или врача-специалиста районной больницы). Ведь, по сути, только он знает, с какой целью и для чего он направляет пациента в областную поликлинику. «Проблема в том, что сегодня зачастую пациенты сами звонят и записываются на прием. При этом далеко не каждый имеет направление на руках, - говорит Игорь Харламов. - Однако если будет внедрена прямая электронная система записи от лечащего врача к врачу специалисту областной поликлиники, то многие вопросы будут решены».

В частности, снизится поток пациентов, которые едут в консультативно-диагностическую поликлинику за простым рецептом на глазные капли или на профосмотр, хотя на самом деле это должна быть прерогатива местного специалиста. «Подобные вопросы должны решаться на первом уровне, то есть в территориальной поликлинике. Поликлиника областной больницы – это учреждение третьего уровня, где оказывают специализированную медицинскую помощь, занимаются экспертными вопросами, а также  сложными случаями диагностики и лечения, - говорит главврач ОКБ Игорь Волков. 

Читайте также
В парке "Красная Талка" в Иванове прошел большой городской субботник
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа