Реформы «автогражданки»: плюсы и минусы

29 мая 2018 11:21

За последние пять лет система обязательного страхования автогражданской ответственности сильно изменилась. Попытаемся разобраться в том, какие проблемы породили новшества и что еще нас ждет в ближайшее время.

За страховкой придется ехать в другой регион

Некоторые автомобилисты с ностальгией вспоминают времена, когда страховку агенты продавали без предоставления талона техосмотра, свободно, без очередей. Более того, страховщики были заинтересованы в клиентах и буквально вылавливали их в местах оформления машин - около ГИБДД.

Сейчас ситуация изменилась. В регионе действуют более 20 компаний, продающих ОСАГО. «У нас шесть офисов в облцентре и 27 подразделений в районах, - говорит замдиректора Ивановского филиала Росгосстраха Ольга Алайкина.

Однако, придя за страховкой в ту или иную компанию, водитель теперь не уверен в том, что обязательно застрахуется именно здесь. С введением два года назад системы Единого агента РСА клиент получает полис той страховой компании, которая выпадет случайным образом в специальной программе.

Сами страховщики к этому нововведению относятся, как правило, положительно. «Считаю такую схему справедливой, - говорит одна из сотрудниц РЕСО-Гарантия. – Убыточное ОСАГО равномерно распределяется по всем компаниям».

Но многие автолюбители восприняли новшество в штыки. «Более 10 лет пользовалась услугами определенной компании, - говорит автолюбительница из Иванова Анастасия Бусургина. – А сейчас, придя сюда, получаю полис другой, совершенно мне неизвестной фирмы. Причем меня предупреждают, что в случае аварии для получения страховки я должна буду ехать в другой регион, так как в нашем офиса этой организации нет».

В любом случае применение этой системы сыграло положительную роль, избавив от очередей по оформлению ОСАГО. Автолюбители помнят, какой ажиотаж наблюдался три-четыре года назад, когда полисы без проблем можно было приобрести только с допуслугами, для остальных же «не было бланков». Чтобы приобрести полис обязательного страхования, люди записывались за несколько месяцев.

В целях эксперимента автор статьи зашла в один из офисов Росгосстраха и попросила оформить ОСАГО – не отказали.

Набирает популярность и оформление полисов на сайтах страховых компаний. Впрочем, сотрудники полиции рекомендуют делать это с большой осторожностью: мошенники создали в Интернете сайты-двойники. Люди приобретают электронные полисы, но они оказываются поддельными, не зарегистрированными в базе РСА. По таким фактам уже возбуждено много уголовных дел, расследовать которые довольно сложно.

Отечественные авто и с конвейера не пройдут техосмотр

Проблемой для многих автолюбителей стала и новая процедура техосмотра, без которого полис ОСАГО теперь не получишь. Ранее она была понятной и привычной. «В Родниках, например, сотрудники ГИБДД проводили техосмотр дважды в неделю, - вспоминает жительница этого города Наталья Смирнова. – Конечно, ждать, когда к тебе подойдет инспектор иногда приходилось долго. Но зато и требования были ясны: внешний вид машины, регулировка фар, действие стеклоомывателей и стеклоочистителей, тормозов, наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки…  

Сейчас техосмотр проводят на частных станциях. И если хозяева дорогих импортных автомобилей не испытывают дискомфорта на СТО, то для владельцев старых отечественных автомобилей прохождение техосмотра стало огромной проблемой – всегда не знаешь, какую неисправность обнаружит у авто компьютер. «У меня на «пятерке» выявили несоответствие в тормозной системе, - рассказывает ивановский автомобилист с 30-летний стажем Владимир Волков. – Сам ремонтирую машины уже более 20 лет и знаю, что этот недостаток на моей машине исправить нельзя». «Читал где-то, что многие ВАЗы, только что сошедшие с конвейера не проходили ТО», - добавляет другой бывалый водитель Владислав Тимофеев

Положительным моментом можно считать отсутствие очередей на подобных станциях.

Сторонники ужесточения правил техосмотра ссылаются на то, что многие аварии происходят именно из-за плохого состояния автомобилей. «Думаю, что все-таки основная причина ДТП – в несоблюдении скоростного режима», - не соглашается водитель с 15-летним Алексей Шугаев. Неслучайно ряд экспертов - например, председатель Российского движения автомобилистов Виктор Похмелкин - говорят о необходимости отмены техосмотра для личных автомобилей. 

Впрочем, пока реформа движется в другом направлении: в начале года были введены очередные правила. Снова обязательным стало наличие аптечки. В автомобилях теперь не должно быть подкапывания жидкостей (масел, тосола…) из двигателя, коробки передач, системы охлаждения, тогда как раньше допускалось падение не более 20 капель в минуту. Запрещено наклеивание пленок на фары. Шипованная резина должна быть установлена на всех четырех колесах: у протектора с разным рисунком сцепление с дорогой отличается. Ужесточилась и ответственность за неправомерную выдачу диагностической карты.

Вместо оригинальных запчастей предлагают китайские

Еще одним значительным новшеством в ОСАГО стала замена денежной компенсации после ДТП ремонтом машин. Причиной введения называют многочисленные «подставы» на дороге с целью получения таких выплат и деятельность недобросовестных автоюристов.

Правда, сотрудники страховых компаний рассказывают, что получить денежное возмещение ущерба все-таки можно. «Мы ориентируемся на предпочтения водителя, - говорит Ольга Алайкина. – Если клиент проживает далеко от областного центра, то предлагаем денежную компенсацию. Если же попавший в ДТП – житель Иванова, то направляем машину в ремонт на одну из наших станций».  

Водители не всегда довольны услугой, получаемой на станциях. Владельцы иномарок, как правило, хотят, чтобы на их авто была установлена оригинальная запчасть. Но, как рассказывают, например, в компании РЕСО-Гарантия, на сайте РСА, где размещен перечень деталей, представлены в основном китайские аналоги. А суммы выплат по ОСАГО рассчитываются исходя из стоимости этих запчастей. Доплачивать же за оригинальную запчасть страхователи, понятно, не хотят.

 

 Бди! После оформления страхового полиса действенность покупки можно проверить на сайте РСА, а диагностической карты – по базе ЕАИСТО (единая автоматизированная информационная система технического осмотра). 

Не попадаешь в ДТП - меньше платишь

В каком направлении будет развиваться реформа ОСАГО в дальнейшем? В ближайшее время планируется пересмотр тарифов за полис. Страховые компании обосновывают это тем, что продажа ОСАГО является убыточной для них. «Страховка стоит около четырех тысяч рублей, а выплачивать в случае ДТП приходится до 400 тысяч, - говорит Ольга Алайкина. – Зачастую компании уходят с рынка из-за того, что продали много убыточного ОСАГО. Мы держимся за счет того, что у нас развиты добровольные виды страхования, например, имущества...»    

Коэффициенты планируется изменить в зависимости от возраста и стажа.

Как сообщает сайт OSAGOreg.ru, для водителей 22-24 лет и стажем вождения 5-6 лет полис подорожает на 55%. Для водителей от 25 до 29 лет страховка станет дороже на 31%, а если стаж вождения 7-9 лет, тогда подорожание составит 22%. Для водителей старшего возраста (от 49 лет) с большим стажем вождения (от 14 лет), наоборот, будет предусмотрена скидка до 34% (сейчас подобного нет). 

Стоимость ОСАГО будет также зависеть от региона и числа ДТП, которые были у водителя. Возмещение убытков по европротоколу теперь допускается при любом количестве пострадавших автомобилей. Размер компенсации будет увеличен с 50 до 100 тысяч рублей.

P.S. По мнению автолюбителей, последние нововведения в системе обязательного автогражданского страхования приемлемы для владельцев новых иномарок. Некоторым же владельцам отечественных автомобилей – дедушкам, выбирающимся летом в деревню или в лес, придется расставаться со своими железными конями.

 

 Полезно знать Система обязательного страхования автогражданской ответственности была введена в 2003 году.

 В тему С 2014 года выплаты по ОСАГО увеличились до четырехсот тысяч рублей. Ранее они составляли сто двадцать тысяч.

Читайте также
В Иванове закончился отопительный сезон
17 автобусов большой вместимости смогут выйти на маршруты в Иванове в мае
Ивановские школьники легко вычисляют мошенников, но плохо планируют бюджет