Ожившие сказки Алёны Абрамовой  

16 мая 2018 11:39

Старичок, мудро глядящий из-под кустистых бровей, черноглазая девушка в кокошнике, мальчик с четками… Когда я впервые увидела эти творения мастерицы из Южи, сразу подумала, что куклами их назвать нельзя. Они – живые…

Сама земля дала кисточку в руки

«Там, где я родилась, сама земля пропитана творчеством», - объясняет истоки своей деятельности автор работ Алёна Абрамова. При этом девушка - художник в первом поколении: ни бабушки-дедушки, ни папа-мама живописью не занимались. Хотя село Мугреево, соседствующее со Святым озером, действительно дышит «художественностью». Неподалеку – Палех и Холуй с древними живописными традициями.   

Когда Алёне исполнилось 10 лет, она уехала с родителями на Север, в город Мегион Тюменской области - три часа на машине до Полярного круга. Здесь пошла в художественную школу. «Она была с этнографическим уклоном, - вспоминает женщина. – Мы ездили по местным народам – ханты, манси, зарисовывали орнаменты на одежде». Эта нотка – доскональное выполнение костюма своих персонажей - и сейчас явно прослеживается в творчестве мастерицы.

В Москве Алёна Абрамова поступила в Российскую международную академию туризма. Но, проучившись три года, вернулась к бабушке в Южский район. «Начался дефолт 1998 года – учиться в столице стало очень дорого, - поясняет она. – И я решила поступить в Холуйское художественное училище». Здесь Алёна получила специальность «художник-миниатюрист».

На рубеже веков многие мастерили шкатулки. Девушка тоже начала заниматься этим промыслом. И дело было выгодное. «Барыги-скупщики приезжали чуть ли не каждый день, - рассказывает она. – Поэтому шкатулки расписывали даже те, кто и рисовать-то не умел».

Позднее Алёна перешла на роспись ракушек, занималась иконописью. Кстати, она – член союза художников. «Вообще, художник – тяжелая профессия. Работа круглосуточная. Никто ничего делать не заставляет – сам себя должен мотивировать. Как говорил один наш преподаватель: если человек может жить без живописи, то лучше жить без этого».   

Дед Мороз и Снегурочка

Глаза - из глины, волосы - настоящие

Первыми персонажами мастерицы были небольшие эльфы. «Ушастенькие такие получались, хорошенькие», - говорит женщина. Технике приходилось учиться самой, на практике. «В Интернете только нашла, что внутрь закладывается фольга».

Для изготовления сказочных героев мастерица использует полимерную глину - цернит. Один брикет размером поменьше кирпича стоит около двух тысяч рублей. «Из каждого выходит три-четыре куклы, - говорит она. – На большую, в человеческий рост, их требуется 10». 

Тех, кто впервые видит работы Алёны Абрамовой, поражают их удивительные лица. Как и у всех «кукольников», у мастерицы из Южи они чем-то похожи на нее саму. «В живописи и скульптуре реперные точки (например, расстояние от уголка глаза до носа, от линии волос до линии бровей) на лицах своих творений все авторы неосознанно расставляют на таком же расстоянии, как у себя», - объясняет этот феномен Алёна. Но сходство не только внешнее: удивительно похожа на «мамину» и улыбка – немного грустная.  

«Человечность» ее персонажам несомненно придают и глаза. Их Алёна заказывает у девушки из Москвы, которая «специализируется» только на этом. Каждый глазок также делается из полимерной глины, заливается акриловой смолой. Пара стоит немало - от 600 до 2000 рублей.

Остальные части персонажей запекаются в духовке. «Процесс происходит при температуре 130 градусов. Выше – нельзя: глина чернеет и «пузырится». 

Ногти делаются отдельно и закрепляются потом строительным феном.

Волосы мастерица использует настоящие, покупая их через торговые площадки Интернета. Каждый волосок она вставляет с помощью обычной швейной иглы с обломанным ушком. На это, по словам Алёны, уходит три-четыре дня двенадцатичасовой работы. При «запекании» в печи головы волосы накручиваются на бигуди, чтобы не касались стенок.

Изготавливая тело, Алёна сначала делает арматурный каркас в нужной позе, который затем обматывает поролоном и синтепоном. «При этом очень важно знание анатомии: где какая мышца проходит, - поясняет девушка. – Хотя мы изучали этот предмет в училище, но и сейчас часто приходится работать с зеркалом, «списывая» с себя».

Творит Алёна исключительно по ночам: «Все уснут, и никто не мешает. А утром отправляю дочку в школу - и спать». Может быть, поэтому ее персонажи получаются такими…сказочными.

Коралл

Маленький Будда

Русская красавица

Хранительница Галактики

От «Русской красавицы» до «Хранительницы галактики»

По словам Алёны Абрамовой, с созданием образов у нее никогда не было проблем. Причем сам персонаж диктует ей, кем хочет быть. «Этот захотел стать русалочкой. У нее ласты и «эльфовы» ушки. Наверное, она с планеты Нептун», - описывает художница одного из своих персонажей. 

Первыми же ростовыми куклами стали Дед Мороз и Снегурочка: «Как-то в Москве увидела девочку-балерину в рост и подумала: а почему бы мне не попробовать?» «Проба» вышла очень удачной. Новогодние персонажи, выставленные в южском доме ремесел, покорили детей и взрослых. Маленькие южане до сих пор их вспоминают: «А вот здесь Дед Мороз со Снегурочкой стояли»

Сейчас в экспозиции музея дома ремесел находится славянский дедушка. Это самый высокий алёнин персонаж, его рост 1 метр 65 сантиметров. Сидит он на стуле со славянской символикой, который изготовил муж Алёны. Кстати, рассказывают, что однажды вахтер очень испугался, заглянув в музей и увидев там сидящего человека. А гости, приходящие в дом, постоянно с ним здороваются.

При изготовлении своих детищ Алёна изучает мифологию, историю: «Когда вливаешься в тему, начинаешь работать совершенно по-другому. У мальчика – «Маленького Будды», на четках 108 шариков, как на настоящих, буддийских. Это означает, что они читают 100 молитв за себя, и восемь – за народ, который не молится. Кстати, с этим персонажем связана еще одна удивительная история. Он получился высотой 66 сантиметров. Подставку для него (также случайно) сделали 66 сантиметров. А 6666 метров – это высота священной горы Кайлас в Тибете».  

А у ее «Хранительницы галактики» в руках спираль ДНК, причем не двойная, а четвертная - «для сохранения энергии». На черепе, который она держит в руке, вырезан календарь майя.

Есть у мастерицы и еще один секрет того, чтобы персонаж получился с душой. «Какие-то материалы должны быть аутентичны», - говорит Алёна. Бусины для четок «Маленькому Будды» заказывала в Непале. У «Русской красавицы» на костюме пуговицы XV века. Для «Хозяйки медной горы» мастерица специально покупала целую корзину хризолитов и малахитов. У «Индианки» все украшения заказаны в Индии. 

Одежду, кстати, Алёна тоже изготавливает сама.

Работа над куклами очень кропотливая: в месяц получается одна большая или две маленькие. Сейчас их у мастерицы уже более 50. Ее творения – участники международных выставок в Москве, Израиле.

 

Между тем

Муж Алёны – тоже художник. Помогает жене изготавливать каркасы для ее персонажей. Дочка Саша тоже хочет творить, как мама, но, по словам Алёны, делает большие успехи в спорте – выступает в межрегиональных соревнованиях по карате. Сама Алёна Абрамова - творческий человек во всем. Кроме изготовления кукол она увлекается выращиванием орхидей.

 

 

 

 

Читайте также
Перед Днем Победы в Ивановской области приводят в порядок памятники
Станислав Воскресенский рассказал в Китае о потенциале Ивановской области
Промышленное производство в Ивановской области в первом квартале 2024 года выросло на 7%