Прийти в музей и отыскать окаменелость

20 апреля 2018 08:54

Сохранение, экспонирование и изучение материалов древности – на этих трех столпах испокон веков основывалась работа музеев. Но современному человеку, избалованному гаджетами и компьютерными технологиями, становится скучно бродить вдоль стеклянных витрин с осколками древних тарелок.

Поэтому многие музеи крупных городов России и Европы давно превратились в центры распространения научных знаний через мастер-классы, квесты и лекции. Для привлечения публики работает сложнейшая техника: нажимаешь на кнопку - и поют птицы, ходят динозавры, включается фильм… Станут ли музеи нашей области такими же интерактивными?

Вместо мультимедиа – станция пожаротушения

Те, кто часто бывает в ивановских музеях, уже сейчас вполне могут назвать их интерактивными. Ведь это понятие включает в себя не только технические новинки, но, главным образом, взаимодействие с публикой. А в этом плане наши музеи ведут очень активную деятельность.

«Музеи стали интерактивными в тот момент, когда стартовали ежегодные акции «Ночь в музее» и «Ночь искусств», - рассказала заведующая отделом информации и PR Ивановского художественного музея Лариса Башкова. – Акции оказались неким клапаном, которые помогают «выпустить пар» тем нашим посетителям, которым не нравится научная форма представления информации. Во время акции музей становится площадкой, где переплетаются все искусства – музыка, пластика, экшн, чтение стихов, видеоарт и многое другое».

Каждый год музей придумывает новую тему, новый набор музейных продуктов: например, недавно была презентация саркофага, интеллектуальные игры… «Но, к сожалению, - продолжает Лариса Павловна, - специфическая работа, например, с людьми с ограниченными возможностями здоровья пока ограничивается лишь специальной версией сайта музея для слабовидящих. Кстати, создание сайта и размещение там виртуальных экскурсий, ведение соцсетей тоже можно назвать интерактивностью. Всё это, с одной стороны, дань моде, а с другой - помогает сделать музей более открытым, приближенным к посетителям».

А вот с новыми технологиями в художественном музее не всё так гладко. Да, плазменные панели, усилители звука и специальный свет используются активно, но на покупку чего-то более сложного просто нет средств. На мой вопрос «Что необходимо музею в первую очередь?» директор художественного Людмила Воловенская ответила: «Сделать ремонт вестибюля». «Начинать надо с эстетики музея, его внешнего вида. Это пока главное для нас, - продолжает Людмила Владимировна. - Сейчас делаем станцию газового пожаротушения в хранилищах музея – ее мы ждали с 1992 года. Понимаете, чем мы живем? А технические новинки – это, конечно, хорошо, но на их приобретение требуются значительные денежные затраты, которые музею зачастую не под силу. Пока мы можем использовать только плазму для демонстрации недостающих частей коллекций». Остро нуждается музей и в аудиогидах: они особенно нужны для посетителей-иностранцев.

Интерактивность у музеев – «в крови»

Музей с самого начала своей истории рождался как интерактивный институт.

В первом в мире музее Александрии не просто хранили сокровища культуры. Он создавался как институт репрезентации власти. Поэтому наряду с научными изысканиями и коллекционированием музей в своей концепции содержал то, что сегодня называется ПАП (программы, адресованные публике). Речь шла о демонстрации новых машин, механических игрушек, изобретений Ктесибия и Герона (Леонардо да Винчи античности), ботаническом и зоосадах, публичных лекциях и диспутах, индустрии гостеприимства для ученых и путешественников.

Полистать загранпаспорт Бурылина

 «Интерактивность в буквальном переводе - это активность между двумя участниками коммуникации, то есть музеем и посетителем, - рассуждает директор музея Бурылина Сергей Конорев. – С другой стороны, в понятие интерактивности входит некая активность и открытость. Вот как раз с последним у нас всё в порядке благодаря работе сайта, соцсетей и активного общения с публикой. Проводим мы на сайте и виртуальные выставки». 

Технических новинок в музее, по словам директора, не так много. Но это и неплохо, уверен Сергей Конорев. «Как правило, чем больше техники и «виртуальности» в музее, тем беднее его фонд. Всякими мультимедийными «штучками» стараются замаскировать отсутствие действительно ценных экспонатов. Яркий пример – еврейский музей «Центр толерантности» в Москве. У них всего 2,5 тысячи фондовых предметов – у нас в некоторых залах больше выставляется. В нашем музее порядка 800 тысяч предметов, и мы способны демонстрировать только 1% этого богатства».

По словам Конорева, классический музей, каким и является музей Бурылина, должен идти от предмета, то есть главным в его выставках и экспозициях должны быть подлинные предметы, а не их цифровые копии. Использование последних приветствуется лишь как дополнение к реальным экспонатам. «Например, на выставке «Жизнь как путешествие» по путешествиям Бурылина каждый желающий мог пролистать виртуальный загранпаспорт Дмитрия Геннадьевича на специальном планшете. Также в оцифрованном варианте можно посмотреть и некоторые рукописи». На многих выставках используется озвучка. В планах музея – приобретение специальных тачскринов для детей и аудиогидов (пока вместо них желающим предлагают со своих мобильных зайти на сайт izi.travel.ru и слушать экскурсию по ивановскому музею через Интернет). «Словом, технику мы используем, но формат классического музея и дороговизна мультимедиа ограничивает ее применение», - резюмирует директор.

Уехал в отпуск? Привези песка для экспозиции

Пожалуй, одна из самых современых технологий используется в Ивановском музее камня, что при центре детского творчества № 4: здесь работает планетарий. Активно используются и телескопы. Так, 21 апреля в Иванове состоится первая в этом сезоне «Тротуарная астрономия», где каждый желающий сможет посмотреть в телескоп на звездное небо.

Работает и зал «Микрокосмос», где дети с помощью микроскопов с выводом изображения на экран могут в подробностях рассмотреть крошечные минералы (по сути, песок) со всего мира. Песок, кстати, привозят в музей жители города из поездок по всему миру. «В палеонтологическом зале собираемся сделать специальную песочницу, где бы дети копались в песке и находили разные окаменелости, - рассказывает директор школы-музея «Литос-Клио» Андрей Лапыкин. – Кроме того, планируем разработать путешествие по миру горных пород в нашем саду валунов. Для этого нужно сделать срез на каждом камне, чтобы дети видели, из чего они состоят. Плюс всегда проводим квесты, которые сейчас очень популярны».

Шуйский музей Фрунзе тоже старается не отставать от общероссийских акций и развивает свои направления привлечения публики. «У нас есть предметы, которые мы разрешаем потрогать и сфотографироваться, например пулеметы, - рассказывает директор музея Владимир Возилов. – Некоторые экскурсии, такие как «Сосуды с секретами», предполагают интерактивность, когда экскурсовод наливает в кувшины воду и демонстрирует их секреты. Что касается технического плана, здесь наша интерактивность более условная. Например, знаменитая диорама Корнеева «Бой под Уфой» сопровождается семиминутным аудиороликом. Какое-то время она «молчала» из-за поломки оборудования, а теперь снова «заговорила». Тематические экскурсии о Михаиле Фрунзе сопровождаются фильмами и видеохроникой тех времен». Есть в музее и 3D графика исторических предметов, которую можно посмотреть на специальном планшете.

 «Без современных технологий и подходов заманить людей в музей стало не так просто, - резюмирует Владимир Владимирович. – В этом плане, конечно, хотелось бы большего. Но, внедряя мультимедиа, нужно всегда помнить о концепции музея и о том, насколько корректно будет их использование в залах». 

В тему Модель музея, в основе которой лежит коллекционирование, принято называть европейской. Другую модель (музей событий, а не предметов, нацеленный на диалог с публикой) - американской. Последний музей - место деятельности, направленной, например, на самоидентификацию детей по талантам и способностям, на работу с национальными сообществами и другие важные аспекты социально-культурной сферы, которые в нашей стране традиционно входили в разряд функций домов культуры или дворцов пионеров.

Читайте также
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа
Во время нереста ивановские рыбаки могут выловить пять килограммов лещей или одного сома