Из сельской школы - в столичный вуз

21 марта 2018 13:01

Традиционно считается, что для учеников ивановских школ (особенно повышенного статуса) процесс подготовки к ЕГЭ проходит легче: «под рукой» всегда квалифицированные учителя, да и возможностей нанять репетитора больше. Жителям же сел и деревень везет не в такой мере, поскольку в маленьких школах остро ощущается нехватка педагогов. Но что удивительно, статистика последних нескольких лет говорит об обратном: дети из сельских школ показывают на экзаменах очень даже неплохие результаты и поступают не

Лучше всех русский язык знают в Лухском районе

В 2017 году Палехская школа попала в топ-500 лучших школ России наравне с элитными ивановскими лицеями № 33 и 67. Несколько человек из Шуи, Кинешмы и Наволок набрали 100 баллов по различным предметам, а выпускница самой обычной кинешемской школы № 19 Алёна Фурсаева получила 100 баллов сразу по двум предметам – английскому языку и истории (о ней мы рассказывали в номере за 25 июля 2017 года).

Кто-то может возразить, что всё это в основном городские, а не сельские школы. Но вот другая статистика: по данным департамента образования, в 2017 году наилучшие результаты по русскому языку были зарегистрированы в Лухском районе (46% выпускников набрали на ЕГЭ более 80 баллов). В Иванове, для сравнения, таких было только 28 %. Обогнали луховчане ивановцев и по профильной математике: 4,8 и 4,2% соответственно. А по химии в лидерах оказался Гаврилово-Посадский район, где свыше 80 баллов получили 25% одиннадцатиклассников. На втором месте Тейково с 16%, на третьем – Шуя с 14%. Иваново в этом рейтинге заняло только четвертое место, причем с большим отрывом от третьего: в столице региона только 7,2% детей сумели преодолеть планку в 80 баллов.

В маленьких классах с каждым работают индивидуально

Одним из ярких примеров такой успеваемости может послужить Порздневская школа Лухского района. Сегодня в ней учатся всего 40 человек, работают 12 педагогов. Выпускников здесь не может быть много: например, в прошлом году аттестаты получили шесть человек, в этом выпускников всего четверо.

Но малочисленность никак не сказывается на результатах. «Наша школа полностью укомплектована кадрами, - говорит директор Татьяна Климова. – И при этом практики, когда важные предметы ведут непрофильные специалисты, у нас нет. А когда в классе всего четыре человека, педагоги имеют возможность уделять каждому намного больше времени, чем в классах с обычной наполняемостью. С каждым работают фактически индивидуально».

В прошлом году из шести выпускников пятеро успешно сдали профильную математику, все поступили в ивановские вузы с техническим уклоном. И лишь один мальчик выбрал базовую математику, о чем, по словам директора, впоследствии пожалел. Сейчас он учится в колледже, но в будущем планирует получить и высшее образование.  

Нет учителя – поможет компьютер

А ведь еще десятилетие назад разрыв между городскими и сельскими школами был колоссальным: сказывалась нехватка педагогических кадров, отсутствие в некоторых учебных заведениях элементарных бытовых удобств, не говоря уже о компьютерах и другом необходимом учебном оборудовании. «За последние годы мы провели огромную работу по оптимизации сети учебных заведений, - говорит начальник отдела общего образования департамента образования Светлана Горошко. – И хотя наши действия подвергались критике, мы уверены, что оставлять сеть школ в том виде, в каком она находилась, было бы неправильно, неразумно и затратно. В первую очередь мы закрывали школы, которые располагались в непригодных для эксплуатации зданиях. Например, в некоторых из них было печное отопление и удобства во дворе».

Вторым решающим критерием для департамента при закрытии школ стало отсутствие учителей-предметников. В ряде сельских учебных заведений один человек мог вести сразу несколько предметов – от математики до мировой художественной культуры. Говорить о результатах в такой ситуации не приходилось.

«Кадровая проблема до сих пор стоит остро, - продолжает Светлана Горошко. – И сегодня мы пытаемся решать проблему нехватки учителей разными средствами, используя в том числе современные технологии». Действительно, на сайте Центра оценки качества образования работает портал дистанционного обучения школьников. Его услугами могут воспользоваться все желающие, но в основном он предназначен для учеников тех школ, где как раз не хватает учителей-предметников. На данный момент на портале зарегистрировано 2,5 тысячи детей из 170 школ.

Другой обучающий ресурс, с помощью которого можно не только осваивать школьную программу, но и готовиться к олимпиадам, - это Учи.ру (более 9 тысяч участников).

 В тему С начала года в России заработал проект «Цифровая школа», в рамках которого все без исключения школы, в том числе и в труднодоступных районах, должны быть подключены к высокоскоростному Интернету, чтобы ученики имели доступ к онлайн и дистанционному образованию. Ивановская область стала одним из пилотных регионов по тестированию проекта. В апробации участвовали 60 школ.   

С репетиторами занималась по «Скайпу»

Однако не все сельские школы еще могут дать качественное образование. Опытом в подготовке к ЕГЭ с нами поделилась недавняя выпускница одной из сельских школ Родниковского района Ирина Максимова. Свое учебное заведение она попросила не называть, чтобы не обижать учителей: ведь Ирина уверена, что основная заслуга в том, что она сумела хорошо сдать экзамены, принадлежит не учебному заведению, а ей самой и родителям. «Я не скажу, что у нас были слабые учителя. Нет, они готовили нас в пределах школьной программы. Но я на тот момент планировала поступать в московский вуз, и мне были необходимы высокие баллы по математике и русскому», - говорит девушка.

С репетиторами на селе было туго, поэтому семья нашла их для дочери в Интернете. Занятия проходили по «Скайпу», оплачивали их с помощью банковской карты. За полгода интенсивных уроков, уверяет Ирина, она не только повторила программу по математике за весь школьный курс, но и научилась решать задачи повышенной сложности, которые встречаются в разделе «С» экзамена по математике.

Также Ирина активно пользовалась открытым банком данных ЕГЭ, решала пробные варианты экзамена на сайте fipi.ru. В итоге результатами всех четырех экзаменов Ирина и ее родители остались довольны.

«Хорошие или плохие показатели ЕГЭ нельзя напрямую считать результатом работы школы, - говорит Светлана Горошко. – Мы не рейтингуем учебные заведения по этому признаку. Все-таки экзамены больше нужны самим учащимся для поступления, а школам достаточно, чтобы они преодолели минимальный порог по обязательным предметам. И здесь решающим факторам становится мотивация ребенка: хочешь получить высокие баллы – добивайся этого, даже если учишься в сельской школе. Не хочешь – тут и престижный лицей не поможет».

Читайте также
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно
Опубликованы результаты викторины "Любимая Ивановская область" на выборах-2024