Сигареты и лекарства закодируют

11 февраля 2018 17:53

Государство продолжает наводить порядок в сфере потребительского рынка. С 15 января в России начался эксперимент по маркировке табачных изделий. Он будет добровольным. Желание присоединиться к проекту уже выразили российские и иностранные табачные компании, некоторые крупные розничные сети. А еще в ближайших планах Минпромторга – введение обязательной маркировки на лекарства, обувь и детские игрушки.

Проверить качество с помощью смартфона

Суть маркировки – в нанесении специального штрих-кода с полной информацией о продукции (марке, дате и времени производства). В Минпромторге считают, что сегодня покупатель каждый день сталкивается с многообразием товаров, в котором зачастую просто не ориентируется. Маркировка нужна для того, чтобы потребитель мог без проблем сделать правильный выбор: купить качественный и, что немаловажно, безопасный продукт (одежду, обувь, игрушки...) Считывать штрих-коды позволит специальное приложение в смартфоне.

Предполагается, что введение маркировки на табачные изделия поможет снизить уровень контрафакта. По данным Центра развития перспективных технологий, заявки на участие уже подали такие крупные торговые сети, как «Дикси», «Лента», «Метро», а также X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»).

В пресс-центре «Ленты» комментировать данную информацию не стали, сославшись на преждевременность: первые пачки сигарет с маркировкой выйдут с конвейеров производителей только в марте. Весьма осторожно высказываются по этому поводу и в торговой сети «Дикси»: по словам пресс-секретаря Владимира Русанова, в компании сформирована рабочая группа из IT-специалистов, логистов, заказчиков, которой и предстоит определить параметры реализации всего проекта.

Эксперты пока не дают точных прогнозов о том, скажется ли эксперимент на цене табака. Некоторые производители утверждают, что для нанесения цифровой маркировки можно использовать обычные сканеры и компьютеры, то есть дополнительных расходов не будет. Другие - например, российское представительство компании Philip Morris International – в интервью агентству ТАСС заявило о необходимости перестройки производственных линий. Также дополнительное оборудование, очевидно, потребуется самим магазинам.

Торговать шубами стало невыгодно

Маркировка табака – это далеко не первая попытка противостояния потоку контрафакта на российском рынке популярных товаров и изделий. С августа 2016 года на территории страны действует обязательная маркировка меховых изделий. За это время контролирующими органами выявлено огромное количество нелегального товара, в том числе и в Ивановской области.

Как сообщил начальник отдела защиты прав потребителей регионального Роспотребнадзора Максим Сафонов, в 2017 году было проведено шесть внеплановых проверок торговых точек, торгующих меховыми изделиями. В результате сотрудники Роспотребнадзора изъяли товар на сумму в 575 тысяч рублей. На владельцев меха заведены дела об административном правонарушении, так что вдобавок к уже понесенным убыткам им придется еще заплатить и солидный штраф. А в целом по России за весь период действия закона изъято более 12 тысяч немаркированных единиц продукции из меха на общую сумму 600 миллионов рублей.

О том, как сегодня выживает бизнес, специализирующийся на розничной торговле меховыми изделиями, рассказала владелица торговой точки в Иванове (свое имя она попросила не называть). По ее словам, в течение 2017 года товарооборот снизился практически в полтора раза. «Торговать меховыми изделиями стало невыгодно, поскольку существенно выросли закупочные цены. Меня это не удивляет: если верить статистике, то до введения обязательной маркировки доля задекларированных шуб составляла всего 16 процентов. Сейчас доля «серого» рынка снизилась, но всё равно он процветает. К сожалению, от борьбы государства с подделками как всегда пострадали обычные потребители, а еще честный малый бизнес». Сейчас, по мнению предпринимательницы, покупатели идут за норкой и нутрией не в магазины, а на так называемые ярмарки меховых изделий. Объявления о них обычно расклеивают у подъездов домов и на остановках общественного транспорта. Проходят ярмарки, как правило, в выходной день, когда контролирующие органы на проверки не выходят. Отбою от покупателей на таких ярмарках нет: ведь стоимость шубы или полушубка здесь намного ниже, чем в магазине.

Научились подделывать даже штрих-коды

В конце года должен был закончиться эксперимент по маркировке лекарственных препаратов, а с 1 января предполагалось сделать ее обязательной. Но этого не случилось: общественная критика проекта со стороны производителей, поставщиков и аптечных сетей привела к пересмотру сроков. Введение обязательной маркировки лекарственных средств перенесли на 2020 год.

По словам представителя аптечной сети «Вита» Александра Маслова, это было неизбежно, поскольку законопроект оказался абсолютно «сырым», недоработанным, имел множество нестыковок. «Например, взять положение о том, что маркировка на всех лекарственных средствах должна быть одинаковой. Это просто невозможно хотя бы потому, что упаковки отличаются по форме и по размеру. Таблетки упаковываются в блистеры, а затем в прямоугольные картонные коробки, а жидкие лекарства разливаются в круглые флаконы. У фармотрасли просто нет нормальных технических решений этой проблемы», - говорит эксперт.

И это тревожный факт, поскольку на российском фармацевтическом рынке количество подделок зашкаливает. Сегодня подлинность лекарственного средства можно установить лишь с помощью обычного «полосатого» штрих-кода. Но, во-первых, производители контрафакта научились виртуозно их подделывать. Во-вторых, часть штрих-кодов вообще не читается, что, по словам Александра Маслова, может объясняться очень просто: лекарство было неофициально произведено официальным заводом и реализовано по серой схеме, поэтому его нет в базе данных. Однако обычному потребителю сложно понять, в чем причина, – ведь бесплатные приложения по считыванию кодов, установленные из открытых магазинов Интернет-приложений, тоже часто работают некорректно.

Предполагается, что к 2020 году должна быть полностью отлажена работа Федеральной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов. Лекарства будут маркироваться с помощью особого штрих-кода Data Matrix, электронного чипа, имеющего множество степеней защиты. Таким образом, путь каждой упаковки с таблетками от производителя до потребителя станет абсолютно прозрачным. Подобная схема давно отработана на алкоголе (система ЕГАИС). Правда, здесь отладка механизмов продолжалась почти 8 лет, а в результате многие небольшие магазинчики лишились лицензии на торговлю алкоголем, так как не смогли купить оборудование и присоединиться к системе…  

Дети останутся без игрушек?

Табак, лекарства и изделия из меха – далеко не полный список товаров, попавших под пристальное внимание «маркировщиков». С 1 июня начнется эксперимент по маркировке обувных изделий. К нему намерены присоединиться несколько российских и белорусских производителей обуви. Однако здесь законодателям, очевидно, еще предстоит поломать головы: по данным Росстата, до 90% обуви на российском рынке – это дешевый китайский контрафакт. Как учитывать эту продукцию?

Большие вопросы у экспертов вызывает и грядущее введение маркировки на детские игрушки и одежду. Этот сегмент рынка также наводнен дешевыми китайскими подделками из пластмассы, которые стоят сущие копейки и зачастую представляют опасность для здоровья малышей.  К сожалению, и здесь отечественная промышленность пока ничего не может противопоставить китайскому натиску…

 

МНЕНИЕ

Роман Ефремов, председатель комитета облдумы по экономическому развитию:

- Маркировка товаров – это мера, прежде всего защищающая права потребителей. Но на данный момент в российском обществе сложилась неоднозначное мнение по этому поводу. Многие, в частности, считают, что введение обязательной маркировки скажется на розничной цене тех или иных товаров, а значит, пострадают покупатели. Но, во-первых, рост цен, если он и будет, то незначительный. А во-вторых, увеличение стоимости – это не всегда плохо. Например, если речь идет о табачных изделиях, то их подорожание в розничной торговле может подвигнуть кого-то на отказ от курения. В случае с лекарствами потребители, на мой взгляд, также предпочтут купить более дорогой, но эффективный препарат, чем дешевую подделку из мела.

Читайте также
Гаврилово-Посадский район получил автоклуб
"Мастерская новых медиа" возьмет на обучение лучших медиатехнологов и креативщиков
"Движение Первых" запускает флешмоб "Спасибо спасателям"