Уроки начинаются со звонка… на «Скайп»

21 ноября 2017 15:06

В этом году Центр дистанционного образования, где удаленно обучаются особенные дети со всей области, отпразднует седьмой день рождения. За эти годы Центр выпустил многих ребят, которые нашли свое место в жизни: поступили в вузы, выбрали профессию. А центр продолжает работать – чтобы давать путевку в успешную жизнь всё новым ребятам с ограниченными возможностями здоровья

Русский язык и геометрия – в одном кабинете

Центр дистанционного образования в ивановской школе № 2 называется по-домашнему: «Дом-Школа.ru». Это совсем небольшой кабинет, где одновременно может проходить по 3-4 урока. Но места вполне хватает: ведь уроки проводятся через Интернет и в центре присутствуют только несколько педагогов.

«Здравствуй, Ваня! Сегодня у нас с тобой урок русского языка, – обращается к своему ученику по ту сторону экрана молодая девушка в больших наушниках, сидящая за ноутбуком. Это педагог-психолог Наталья Плонина. Она старается говорить четко и не слишком быстро – чтобы ученик смог хорошо ее расслышать и понять. – Повторяем пройденный материал. Итак, какими частями речи не может быть выражено составное именное сказуемое?» Ваня задумался, низко склонившись над клавиатурой. Учительница несколько раз повторила вопрос и наконец получила на него ответ – совершенно правильный.

За соседним столом молодой человек преподает геометрию. Он показывает своему ученику аккуратно начерченные на бумаге фигуры и просит, чтобы тот правильно назвал углы. Видно, что и педагог, и ученик очень увлечены своим предметом и получают удовольствие от общения.

Третий педагог – еще одна девушка, – тщетно спрашивает с ученика знание мифов Древней Греции. Вместо их сюжетов тот начал рассказывать историю античности, но быстро опомнился и обратился к мифам.

Забыть про «домашку» не получится

Расписание составлено так, что каждый дистанционный урок начинается в новом часе, идет 45 минут, а еще 15 – перемена.

Необходимые чертежи ребенку показывают на камеру.

Между уроками я разговорилась с молодыми педагогами. Каждый из них ведет уроки у нескольких учеников с ограниченными возможностями здоровья. Один из рекордсменов центра по количеству учеников – Дмитрий Гольцов (тот, который только что так увлеченно рассказывал об углах). Он ведет сразу три предмета: геометрию, алгебру и физику в классах с 6-го по 11-й. Раньше преподавал в обычной школе, но потом решил посвятить себя дистанционному образованию: говорит, что хочет помогать именно особенным детям.

«Конечно, есть некоторые специфические трудности в такой работе, – рассуждает Дмитрий. – Например, не со всеми учениками удается установить внутренний контакт. Когда учитель стоит рядом, ребенок его лучше «чувствует», лучше понимает, чего от него хотят. Связь через Интернет порой лишает этого. А в остальном всё то же самое. Иногда через Интернет заниматься даже удобнее: например, есть специальные программы, через которые я могу наблюдать, как ребенок чертит какую-то геометрическую фигуру в режиме онлайн. Показать что-то в камеру – не проблема, ученик хорошо видит это на своем мониторе. Для этого у нас есть и специальные небольшие доски, на которых можно чертить или писать, а потом стирать».

Но дети, по словам педагога, всегда остаются детьми. «У обычных учеников есть такая особенность: они не всегда делают домашнюю работу, надеясь, что до них не дойдет очередь отвечать. На что надеются дистанционные ученики, когда игнорируют «домашку», остается только догадываться. Ты один на один с педагогом, неужели ты думаешь, что он забудет тебя спросить?» – улыбается Дмитрий.

Есть и еще одна особенность преподавания через Интернет. Так как ученики – особенные, учебный процесс, который и без того скорректирован для них, может быть прерван в любой момент: например, если ребенок надолго ложится в больницу. Догнать бывает очень сложно, и потому педагогам приходится давать задание заранее, чтобы он мог изучить некоторые темы самостоятельно.

Дистанционные ученики становятся дизайнерами

Перемена заканчивается, педагоги вновь занимают рабочие места, и начинается следующий урок. Беседу я продолжаю с руководителем центра Юлией Маркеловой.

Ноутбук – рабочий инструмент удаленного учителя.

По ее словам, сейчас в центре дистанционно обучаются 56 детей из 18 школ разных районов области. Больше всего – из Иванова. Для того чтобы ребенок имел право учиться дистанционно, у него должна быть инвалидность и рекомендации к домашнему обучению. Кроме того, с некоторыми видами инвалидности обучение через Интернет противопоказано. Так что, к сожалению, не всем особенным детям можно заниматься на компьютере. «В последнее время учеников у нас стало немного меньше, потому что у многих сняли инвалидность, – рассказывает Юлия Игоревна. – Но, думаю, скоро к нам должны прийти новые ученики. Мы можем принять еще несколько десятков детей – оборудование для этого есть».

Кстати, оборудование выдается детям в безвозмездное пользование. И это не просто компьютеры, принтеры и сканеры. Все они разработаны специально для особенных пользователей. Когда ребенка включают в систему дистанционного образования, оборудование привозят ему домой и обучают, как пользоваться этой техникой. Так что на уроки дети, которые, может быть, никогда не имели своих ноутбуков и принтеров, выходят уже подготовленными. Кстати, умение обращаться с электроникой ребятам помогает и в дальнейшем: многие из них выбирают профессию компьютерного дизайнера или специалиста по созданию сайтов. Специальное оборудование остается у ребенка, если он продолжает обучение после школы.

«К сожалению, не все родители понимают плюсы дистанционного образования, – продолжает Юлия Игоревна. – Многим кажется, что ребенок лишается живого человеческого общения, социализации. Но это далеко не так! Дистанционные занятия можно легко совмещать с обычным домашним обучением. Кроме того, ребята, благодаря полученным знаниям и навыкам, участвуют в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах. Для них проводятся очные конкурсы, тематические праздники, экскурсии... Родители, дети которых занимаются в нашем центре, очень довольны успехами ребят и не хотят ничего менять».

Прогулки по музею с роботом
Одним из существенных этапов развития дистанционного образования в регионе стало внедрение в практику работы с особенными детьми специального устройства R.BOT с эффектом телеприсутствия. Действует это так: робот присутствует в музее, а к нему подключаются несколько детей, которые, сидя дома, «гуляют» с его помощью по музею. За семь лет у центра появились социальные партнеры. Это Ивановский областной центр развития дополнительного образования, Детско-юношеский центр № 1, Центральная городская библиотека имени Гарелина, студия музыкального творчества «Create» и многие другие.

Сотрудничает Центр дистанционного образования и с центром технического творчества «Новация». Молодые люди с ограниченными возможностями здоровья занимаются творчеством и предпринимательством, осваивают навыки компьютерного дизайна и инновационного творчества, а также работают на лазерных станках, 3D-принтерах и других сложных устройствах. В результате создается бизнес-модель социального предпринимательства, призванная стимулировать экономическую активность особенной молодежи, а также способствующая их дальнейшему трудоустройству или самозанятости.

Читайте также
Духовой оркестр из Шуи выиграл 2 миллиона рублей
Миллион за первенца: в Ивановской области заработал пакет мер поддержки семей с детьми
Полевые работы в Ивановской области задержались на неделю