300-летняя скрипка и автограф Шаляпина на рояле

14 ноября 2017 15:10

Старинные музыкальные инструменты звучат по-особому. Это знает, пожалуй, каждый, кто хоть раз садился за такой рояль или брал в руки скрипку, которой исполнился век. А еще у каждого инструмента есть своя необыкновенная история, в которую зачастую причудливо вплетены перипетии разных времен и имена великих людей прошлого

С миру по нитке – фортепиано на клавиши

Одно из самых интересных старинных фортепиано в нашей области находится сейчас в Вичугском культурном центре. Черный рояль изготовлен в середине 19 века одной из самых известных в мире фабрик, занимающихся созданием инструментов, – французской фирмой «Pleyel». Она была основана в Париже в начале XIX века и просуществовала до 2016 года, когда была закрыта из-за нерентабельности. Клиентами фирмы были композиторы с мировым именем: Фредерик Шопен, Ференц Лист и Клод Дебюсси. Инструменты фабрики отличались легкостью и певучестью звука.

Откуда взялся этот рояль, сейчас уже никто точно не скажет. Директор центра Любовь Бизяева предполагает, что он достался по наследству от семьи фабрикантов Коноваловых: когдато учреждение культуры, которое через много десятилетий превратилось в городской центр, принадлежало его фабрике. «От фабрикантов и меценатов нам досталось многое: например, зеркала начала XX века, люстра и предметы мебели, – рассказывает Любовь Вячеславовна. – Рояль же очень старый и огромный».

Инструмент изготовлен в том числе из ценных пород древесины. К примеру, его клавиши сделаны из натурального черного африканского дерева. В каждой детали виден индивидуальный подход мастера. Сейчас рояль никак не используется – нужна реставрация. Так как многие детали в нем придется заменять на вновь изготовленные, она обойдется более чем в миллион рублей.

Идеей отреставрировать инструмент загорелась ивановский культуролог Галина Дар. На консультацию она пригласила известного реставратора Михаила Леванова, заведующего кафедрой реставрации старинных инструментов Нижегородской консерватории. Он назвал рояль уникальным и вынес свой вердикт: восстановление инструмента возможно, но оно займет очень много времени – около года. «Да, отреставрировать его непросто, но рояль того стоит, – рассказывает Галина Дар. – Во-первых, он очень редкий для Ивановской области и, на мой взгляд, должен охраняться государством. Во-вторых, инструмент дорогой и качественный, и есть большая вероятность,что именно на нем играл знаменитый композитор Сергей Рахманинов, когда приезжал в наши края отдыхать. Возможно, именно на этом рояле он учил играть местного фабриканта Александра Коновалова. Кстати, эмигрировав, Коновалов помогал Рахманинову устраивать концерты в Париже и сам принимал в них участие».

Галина Вадимовна записала несколько видеороликов о рояле, в которых обратилась ко всем с просьбой пожертвовать деньги на реставрацию инструмента. Но пока никто на призыв не откликнулся. «Конечно, сумма большая, но и рояль необыкновенный. Хотелось бы, чтобы он снова зазвучал и вновь собирал целые залы любителей музыки», – говорит Галина Дар.

По словам Любови Бизяевой, инструментом заинтересовались москвичи: они предлагали перевезти рояль, отреставрировать его и отдать в столичный музей. «Но тогда мы лишимся такого замечательного инструмента, – рассуждает директор. – Поэтому вопрос о рояле окончательно пока не решен. Денег на реставрацию у нас нет. Рояль стоит в зале прикрытый и ждет своего часа».

Фисгармония с порванными мехами

С другим, не менее старым роялем немецкого происхождения связано имя легендарного оперного певца Фёдора Шаляпина. «Когда-то наш рояль, на котором сейчас играют дети, находился в Москве, и хозяин сдал его в комиссионный магазин, – рассказал директор ивановской музыкальной школы № 4 Валерий Серебренников. – Там его купил один из жителей Вичуги, и уже у него инструмент приобрела наша школа. Есть у рояля и легенда: якобы в Москве на нем играл сам Шаляпин, и даже расписался. Действительно, внутри инструмента есть автограф, но его подлинность подтвердить невозможно».

Каждый инструмент сделан вручную.

По словам Валерия Николаевича, за прошедшие сто лет инструмент ни разу не реставрировался, но до сих пор в строю. «Конечно, износ очень большой. Реставрация необходима. Она по предварительным подсчетам обойдется в полмиллиона рублей. Выполнять ее можно в несколько приемов, но тогда инструмент придется на год или даже больше изымать из учебного процесса, а это проблематично», – говорит директор.

Два других старинных инструмента – немецкий рояль и фисгармония – «живут» в Фурмановской картинной галерее. Как они туда попали, тоже никто не помнит. «Состояние у них не очень хорошее, особенно у рояля, – говорит директор галереи Анна Воронина. – Фортепиано немецкое, у него нет клавиш и стоит оно в галерее просто для создания необходимого интерьера старинной гостиной». По некоторым данным, рояль хотели выбросить прежние хозяева, и музейщики взяли его себе.

Американская фисгармония долгие годы находилась в храме. Несколько лет назад местный священник передал ее в дар картинной галерее. «Реставрация требуется и ей, – рассказывает Анна Евгеньевна. – У нее порваны меха, и играть на ней уже почти невозможно. Я приглашала специалиста, который обозначил цену ремонта – около 20 тысяч рублей. Но пока у нас нет и таких денег…»

Скрипачи боятся воров

Если про старинные фортепиано люди рассказывают охотно, то про скрипки сто- или двухсотлетней давности владельцы давать информацию побаиваются: на черном рынке такие инструменты стоят баснословных денег. Кто-то покупает их в свою коллекцию, кто-то берет для того, чтобы учились играть дети. Музыканты уверены: чем старше инструмент (не важно, скрипка или фортепиано), тем лучше он звучит. «Со временем дерево открывает свои поры и начинает резонировать с необыкновенной красотой, – говорит одна из коллекционеров, Светлана Герасимова (фамилию она попросила изменить). – Поэтому считается, что подготовить детей для поступления в консерваторию на обычных, современных и даже советских скрипках невозможно: они не звучат».

В коллекции Светланы есть скрипка 1812 года. Несколько лет назад она приобрела ее за 80 тысяч рублей. «Предпоследняя владелица рассказала, что в Россию скрипка попала после Первой мировой войны, – говорит женщина. – Есть версия, что ее сделал ученик известного скрипичного мастера Жозефуса Ласке».

Сейчас на скрипке поменяли некоторые детали, истертые за много лет. Но корпус остался прежним – а это главное. «Я собираюсь создать для инструмента специальный паспорт и документально подтвердить его подлинность, – продолжает Светлана. – Для этого нужно будет съездить в Москву. Наличие паспорта поднимает цену инструмента в разы. И хотя я не собираюсь его продавать, думаю, это не будет лишним».

На еще более старой скрипке играют дети одной из музыкальных школ области (директор просила не называть, какой именно, опять же из соображений безопасности). «Наш немецкий инструмент имеет клеймо 1712 года, – говорит директор. – На ней написано «Антониус Страдивариус», но вряд ли, конечно, это инструмент Страдивари. Скрипка была куплена в Москве, в магазинчике при Московской консерватории в 2001 году за большие по тем временам деньги – 20 тысяч рублей. Эта трата была необходима: нашим детям для подготовки к конкурсам нужна была хорошая скрипка». Инструмент, которому в этом году исполнилось 305 лет, служит до сих пор. Детям не дают его в долгосрочное пользование, но при подготовке к важным выступлениям юные скрипачи играют только на нем.

В тему
День рождения… музыкального инструмента

Еще один необыкновенный рояль, которому повезло больше, чем другим старинным инструментам, находится в ивановском камерном концертном зале «Классика». Здесь рояль фирмы «Steinway & sons» холят и лелеют, а в 2013 году даже отмечали его день рождения – 100-летие. Рояль приобрел известный промышленник и меценат Николай Красильщиков – правнук крестьянина, получивший потомственное дворянство. Он был не только известным предпринимателем, но и знаменитым тенором. В Родниках по инициативе Николая Михайловича было начато строительство Общественного собрания – для него-то и был заказан рояль. Но после революции инструмент попал в ненадлежащие руки, и к 1990-м годам его состояние было удручающим. Когда открылась «Классика», рояль удалось купить и отреставрировать. Сейчас он радует посетителей зала и с каждым годом, как говорят музыканты, звучит всё лучше.

Читайте также
Перед Днем Победы в Ивановской области приводят в порядок памятники
Станислав Воскресенский рассказал в Китае о потенциале Ивановской области
Промышленное производство в Ивановской области в первом квартале 2024 года выросло на 7%