Похудеть на больничных обедах

14 ноября 2017 13:24

Организация питания в лечебных учреждениях постепенно переходит на аутсорсинг. Больничные работники больше не занимаются приготовлением завтраков и обедов – их привозят со стороны. Но позволит ли это сделать пищу вкусной и полезной?

В супе плавал капустный лист и рыбий хребет

В номере за 17 октября мы рассказали о проблемах с организацией питания в школах. Сегодня речь пойдет о том, как и чем кормят пациентов лечебных учреждений. К сожалению, проблем здесь ничуть не меньше, а может, и больше: школьник хотя бы вечером имеет возможность отведать вкусной и горячей маминой еды, в стационаре же человек находится круглосуточно и вынужден довольствоваться тем, что ему предлагают.

Система организации питания школ и больниц во многом схожа. Однако в подавляющем большинстве образовательных учреждений пищеблоки давно переданы на аутсорсинг, то есть их арендуют сторонние предприятия, занимающиеся приготовлением и доставкой. В лечебных же учреждениях этот процесс идет намного медленнее. На сегодняшний день, по данным департамента здравоохранения, лишь в семи больницах питание организовано через аутсорсинг. Остальные продолжают сохранять собственные пищеблоки и держат штат поваров и кухонных работников. Решение о переводе питания пациентов на аутсорсинг администрация учреждения принимает самостоятельно.

Какая система организации лучше – сложно сказать. И в том и в другом случае есть свои подводные камни. Стоит только вспомнить случай, который произошел в апреле в Кинешемской ЦРБ. Ее руководство приняло решение о переходе на аутсорсинг. В феврале состоялся конкурс, на который заявились три участника. Его, как и положено по закону «О госзакупках», выиграла фирма, предложившая минимальную цену, – компания «Пеликан» из Бирска (Башкирия). С ней в итоге и был заключен контракт.

Дальше ситуация стала развиваться очень странно: для выполнения своих обязательств «Пеликан» попытался арендовать в Кинешме столовую, но в последний момент получил отказ. Другого подходящего помещения в городе не нашлось. Контракт с «Пеликаном» был разорван, а пострадали при этом пациенты ЦРБ, на какое-то время оставшиеся без питания.

«Мед-Фуд», занявший на аукционе второе место, заключать контракт отказался. С третьим участником конкурса, предложившим максимальную цену, больница не имела права работать по закону. В итоге несколько дней люди были вынуждены питаться только тем, что приносили родственники.

Хуже всего пришлось приезжим – тем, к кому близкие не могли приезжать часто. Кинешемка Анастасия Моргунова как раз в это время находилась в роддоме, который является структурным подразделением ЦРБ. «Нас кормили одной крупой и горохом без кусочка мяса. Только раз принесли суп, где плавал капустный лист и рыбий хребет (после этого мне как-то сразу захотелось перечитать Солженицына). Естественно, мы это не ели. Муж и мама по очереди носили еду в термосе. Но со мной в палате лежала девочка из района, к ней никто не ездил, денег у нее не было. Мы делились и с ней. Персонал при этом вел себя как ни в чем не бывало», – вспоминает женщина.

«Кормили невкусно. Хорошо, что из-за болезни есть не хотелось»

Рассуждать о причинах такого вопиющего случая можно долго. Руководство Кинешемской ЦРБ обвинило во всём фирму «Пеликан», которая выиграла торги, но в итоге не смогла выполнять обязанности и вообще не отвечала заявленным требованиям. Но в Кинешме ходили упорные слухи, что «Пеликан» изначально не должен был выиграть этот аукцион: якобы он появился в последний момент и смешал все карты, предложив минимальную цену.

А как у них?
В большинстве стран Западной Европы и США больницы не занимаются приготовлением пищи примерно с середины 20 века. Аутсорсинг в сфере организации питания давно стал здесь нормой жизни. Отношения «больница – поставщик» строго регламентируются законодательством. Правда, здесь есть свои особенности, которые удивили бы наших пациентов. Например, вся больничная еда может подаваться только в измельченном виде, чтобы пациент не подавился, – и гарниры, и мясные блюда, и даже овощные салаты. У нас такая мера не применяется даже в психиатрических стационарах.

Установить истину теперь довольно сложно. А вот итоги оказались очень печальными: в ЦРБ пришлось в срочном порядке восстанавливать один из пищеблоков, который к тому времени был закрыт из-за своего плачевного состояния. Мы попытались получить комментарии у главного врача больницы, но Ирина Григорян неожиданно уволилась, а новый руководитель, Сергей Аминодов, естественно, в принципе не смог бы пролить свет на ситуацию.

В данный момент, как сообщает департамент здравоохранения, «лечебное питание в Кинешемской ЦРБ осуществляется пищеблоками учреждения. Пациенты обеспечены лечебным питанием в полном объеме». Правда, пациенты имеют на этот счет свое мнение. «Недавно в больнице лежала сестра в инфекционном отделении. Рассказывала, что кормили ужасно: всё холодное, недосоленное. Макароны подают переваренными, слипшимися. Хорошо, что есть ей почти не хотелось из-за болезни», – рассказывает кинешемец Евгений Богатырёв.

В закрытые учреждения родственники еду уже не принесут

Холодная, недосоленная и невкусная пища… Эти претензии пациенты предъявляют почти повсеместно. И форма организации питания здесь ни при чем. Например, психиатрическая больница «Богородское» никогда не переходила на аутсорсинг. Пища готовится на месте, но пациенты всё равно недовольны. «За время госпитализации я похудел на шесть килограммов, – утверждает Александр Иванов (фамилия изменена). – Порции выдавали очень маленькие, я просто не наедался. Пища почти всегда невкусная. Суп никогда не досаливают, каша – то недоваренная, то переваренная, часто пригоревшая. В запеканке мало творога, одна манка. Если в обычных больницах выручают передачи от родственников, то у нас всетаки закрытое учреждение…»

Комментарий
Василий Скворцов, сопредседатель регионального штаба ОНФ:
- В рамках Федерального закона «О закупках» приоритет отдается цене. ФАС неоднократно предлагал внести изменения, учитывающие качество поставляемой продукции, наличие сертификатов. Но на самом деле муниципалитеты и учреждения, проводящие торги, имеют право включать в контракт те параметры, которые позволят им получать качественную продукцию. К сожалению, сегодня мы видим массу аукционов и конкурсов, которые проводятся под конкретного поставщика, когда вводятся параметры, которые позволяют выиграть одной фирме. И подчас, когда заказчики сетуют, что не могут прописать требования для аукциона, чтобы его не могла выиграть фирма с Камчатки, это не всегда так. Либо не хватает квалификации, либо желания это сделать.

Однако главный врач учреждения Илья Вернидуб имеет свое мнение на этот счет. По его словам, нормативы питания по белкам, жирам и углеводам в лечебных учреждениях утверждены Минздравом. Больница обязана их выполнять. «Бывает непросто соблюдать нормативы в установленном объеме финансирования. Мы действительно получали жалобы на маленькие порции, в основном от мужчин, – говорит Вернидуб. – Претензии на недосоленную пищу тоже поступали, и мы постарались решить эту проблему. К сожалению, мы не можем свободно оставлять солонки. Здесь нужно учитывать специфику нашего учреждения. Но каждый может подсолить пищу непосредственно на пункте раздачи».

Руководителей лечебных учреждений действительно можно понять: на питание пациентов они получают некую (совсем небольшую) сумму. И на эти деньги они вынуждены кормить людей, соблюдая калораж и вообще все остальные нормативы. И если, например, из строя выходит промышленный термос, в котором из централизованного пищеблока еду доставляют в филиалы, то больница вынуждена тратить деньги на его ремонт из всё тех же денег, выделяемых на питание. Либо из внебюджетных источников. Но какие, спрашивается, могут быть внебюджетные источники у той же самой психиатрической больницы? С другой стороны, ведь и пациенты не должны страдать и худеть, получая так называемое лечебное питание…

Термосы вместо алюминиевых кастрюль

Проблема еще и в том, что многие пищеблоки в лечебных учреждениях находятся в плохом состоянии, имеют устаревшее оборудование. Повара и кухонные работники получают маленькие зарплаты (схожая ситуация наблюдается и в системе школьного питания). Масштабный проект модернизации здравоохранения, который завершился несколько лет назад, частично разрешил ситуацию: в ряде лечебных учреждений Ивановской области пищеблоки отремонтировали. Но в целом проблема стоит очень остро, и в большинстве больниц по-прежнему работают старые плиты, а повара готовят пищу в алюминиевых кастрюлях советского производства.

В данном случае аутсорсинг все-таки представляется глобальным выходом из ситуации. Кстати, положительные примеры нормального сотрудничества стационаров и фирм, организующих питание, в Ивановской области имеются. Например, в кардиологическом диспансере. По словам главного врача учреждения Ольги Беловой, фирма, заключившая контракт, доставляет пищу в современных термосах. Она всегда горячая и вкусная. Об этом свидетельствуют не только показатели ежедневных замеров, но и отзывы пациентов. А если что-то пойдет не так, то заказчик имеет право предъявить претензию, а в случае крайней необходимости – разорвать контракт и потребовать выплату неустоек.

Читайте также
Колесо обозрения на набережной в центре Иванова вновь заработает 
Прокуратура нашла нарушения при передаче земли под кладбище в Бибиреве
97% отремонтированных дорог Ивановской области хорошо пережили зиму