ОСАГО: ремонт вместо компенсации

7 ноября 2017 14:08

Натуральное возмещение ущерба участникам ДТП с этого года становится приоритетным. Теперь у водителей нет возможности сэкономить на ремонте, договорившись о работах со знакомым механиком. Пострадавший автомобиль отправляют в сервисный центр. Но там на него не установят оригинальные детали от производителя – лишь дешевые китайские аналоги...

За разбитые двери дали две тысячи

Раньше по выплатам ОСАГО было больше свободы для маневра. Потерпевший сам выбирал, каким образом получить компенсацию: в виде денежных выплат или ремонта авто. Он обращался в компанию, и страховая выплачивала деньги с учетом износа авто, пробега и других факторов. Или же давала направление в автоцентр, где машину ремонтировали. В последнем случае деньги переводились напрямую станции техобслуживания, а если их не хватало, то разницу владелец авто выплачивал из своего кармана.

При таком порядке многие были недовольны незначительными выплатами, которые производились (максимальная сумма тогда составляла 120 тысяч рублей).

Конкретно
Если наступил страховой случай, страховщик осмотрит автомобиль и после экспертизы выдаст направление на ремонт. Все запчасти для ремонта должны быть новые (бывшие в употреблении поставят, только если заключить дополнительное соглашение со страховщиком). Стоимость ремонта рассчитывается по методике Центрального банка. Цены запчастей, например, оплачивают не по чекам из магазина, а по справочникам и среднестатистическим данным. Аналогично и с оплатой работы автосервиса. Если страховой выплаты по методике ЦБ, чтобы привести машину в порядок, не хватает, разницу автовладелец возмещает из своего кармана.

«В 2012 году при подъезде к областному центру на трассе Кинешма-Иваново в мою «девятку» врезался водитель на «рено», – рассказывает автолюбительница Наталья Панина. – Виновным полностью признали мужчину, так как он выехал на трассу с обочины. Сильно помял мне две правые двери, стойку. Как потом оказалось, были и скрытые повреждения: нарушилась геометрия машины – передняя балка сдвинулась на пять сантиметров».

По ОСАГО пострадавшая получила выплаты на сумму 2100 руб лей. Страхователь учел износ машины (1995 года), пробег… «Денег, естественно, ни на что не хватило, – возмущается Наталья Панина. – Только одна дверь – «железо» (без ручек и отделки) – стоила три тысячи рублей. А ведь еще требуется грунтовка, шпатлевка, покраска – оплата за материалы и работу».

Впрочем, многие в таких случаях обращались в независимые страховые компании, которые делали перерасчет суммы ущерба, а затем с помощью автоюристов отсуживали деньги.

Не всегда довольны такой системой были и страховщики: мошенники нередко организовывали автоподставы, чтобы получить деньги по страховке.

Стоимость работ рассчитывается не по чекам, а по справочникам

Теперь ситуация изменилась: с 28 апреля вступил в силу закон о приоритете натурального возмещения ущерба. Если страховой договор заключен до этой даты, то гражданин еще имеет право выбрать денежную выплату. Если после 29 апреля, то потерпевшего отправляют на определенные станции техобслуживания, с которыми сотрудничает страховая компания (у них должна быть лицензия по всем видам работ).

Направление на ремонт страховая выдает через 20 дней после того, как приняла заявление. У каждой страховой компании есть список станций, куда направляют автомобили. Работы должны быть закончены в течение 30 дней с момента передачи машины в сервис.

После ремонта потерпевший подписывает акт, что он принимает работу, после чего страховщик оплачивает услуги. Если автосервис выполнил работу плохо, то пострадавший может написать претензию в страховую компанию и сначала попросить исправить недочеты. Если устранить их невозможно, то он должен сначала обратиться за денежной компенсацией к страховщику, а потом идти в суд.

Сэкономить на ремонте в гараже пока еще можно

Впрочем, сами страховые компании в Ивановской области переходить на новую систему расчетов, отправляя всех участников ДТП в автомастерские, не торопятся. Как сообщили в «Зетта Страховании», у них по-прежнему предлагаются денежные выплаты. В РЕСО-Гарантии у клиентов есть выбор: либо денежные выплаты, либо отправка на одну из станций. При этом большинство пострадавших предпочитают денежные выплаты. А в одном из офисов Росгосстраха в Иванове сообщили, что они отправляют только в сервисные центры.

В тему
Если машина, попавшая в ДТП, находится на гарантии, то владельцу лучше делать ремонт у официального дилера (продавца). В Иванове компании, продающие автомобили от производителей, специализируются и на ремонте авто. Например, в группе компаний «Радар-Авто» есть и свой автосервис. Как пояснили в малярно-кузовном цехе этого центра, у них ремонтируются автомобили марки «Шкода», «Фольксваген», «Лада»… По словам сотрудников, они, как правило, укладываются в лимиты, которые выделяет страховая компания на ремонт. При этом на «гарантийные» машины устанавливаются оригинальные запчасти.

В компании «Страховой Дом ВСК» подходят индивидуально к каждому случаю после осмотра транспортного средства и предоставления полного пакета документов: всё зависит от года выпуска автомобиля, характера повреждений…

Изменилась и сумма страховых выплат. Теперь максимум по ОСАГО достигает 400 тысяч рублей. Неудивительно, что пострадавшие в большинстве случаев предпочитают страховое возмещение. «Не всегда у людей есть доверие к станциям, – говорит начальник отдела выплат РЕСО-Гарантии Елена Крестова. – Кроме того, при денежных выплатах пострадавший может сэкономить на ремонте, сделав его у знакомых, купив бэушное железо и запчасти на развалах».

Рассчитывать на оригинальные запчасти не приходится

Новая система выплат уже породила проблемы. Как рассказывает Елена Крестова, к ним нередко поступают жалобы по срокам ремонта и доплатам. «Многие клиенты получили направление на ремонт и через несколько дней хотят забрать готовый автомобиль, – рассказывает Елена Крестова. – Но так не бывает: есть технология покраски, включающая в себя несколько этапов, определенное время для просушки…» Если же ремонт затянулся, страховщик выплатит неустойку. «Кроме того, клиенты хотят получить на замену оригинальную запчасть. Но стоимость ремонта рассчитывается по специальным справочникам, где в основном представлены более дешевые аналоги китайского производства, – продолжает представитель страховой компании. – За оригиналы страхователи доплачивать не должны».

Немало претензий накопилось и у работников станций техобслуживания. «Новым законом наше государство создало конфликт интересов между автовладельцем и мастерскими, – утверждает представитель ивановского автосервиса «Рубин» Андрей Тихомиров. – Страховые же компании в этом случае остаются в стороне, скидывая груз ответственности на станцию. Но с клиентом у нас нет договорных отношений. Именно страховая компания решает, какие запчасти следует оставлять, а какие менять. Клиент же не всегда согласен с этим и предъявляет претензии нам. Мы боимся, что будут судебные иски о некачественном ремонте. Конечно, они подаются в отношении страховой компании, но если та проигрывает дело и выплачивает компенсацию, то потом эти деньги она будет взыскивать с нас».

Бди!
В регионе многие пострадали от мошенничества при оформлении полиса ОСАГО. Пресс-служба регионального УМВД сообщает о двух подобных случаях только за октябрь.

Жительница Тейкова заказала на сайте страховой компании полис ОСАГО. Для его оплаты она перевела со своей банковской карты 9800 рублей. Но полис так и не пришел. Когда потерпевшая позвонила в страховую компанию, ей ответили, что сайт, через который она оформляла покупку, не имеет к ним никакого отношения. Заявительница поняла, что стала жертвой мошенников, и обратилась в полицию. Аналогичный случай произошел и с жителем областного центра. Мужчина заказал страховой полис ОСАГО на сайте одной из страховых компаний, но оказалось, что интернет-ресурс является двойником. Потерпевший обратился в ОВД.

Сотрудники полиции рекомендуют быть внимательнее при оформлении полиса ОСАГО через Интернет. Доменное имя сайта-двойника может практически точно повторять оригинальный интернет-ресурс. Стоит насторожиться, если адрес сайта заканчивается на website, online. Внимательно проверяйте адрес сайта в адресной строке интернетбраузера. В противном случае вы рискуете стать жертвой мошенников и получить поддельный полис, потеряв при этом свои денежные средства. Такие полисы никогда не защитят вас при страховом случае.

На сайте Российского союза автостраховщиков указаны адреса сайтов всех страховых компаний, у которых есть лицензия на продажу электронного ОСАГО. Прежде чем оформлять полис на выбранном вами сайте, убедитесь, что он есть в этом списке.

Читайте также
Ивановский комбинат детского питания сменит бренд Heinz на "Черноголовку бэйби"
В Ивановской области обнаружили "левые" семена
Долю электронного оборота документов налоговики увеличат до 70–80%