19 ноября 2017
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ...

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Образование и наука 7 ноября, 13:44 284

Дадут ли школьникам наговориться на уроках?

Пробный урок со студентами по методу Александра Коробова.
Пробный урок со студентами по методу Александра Коробова.
В прошлом преподаватель, а ныне бизнесмен Александр Коробов разработал необычную систему, позволяющую проводить одновременный устный опрос всех учеников в классе. По мнению автора, это поможет с развитием у ребят интеллекта. В будущем система будет тестироваться в одной из ивановских школ, а затем, надеется Александр, войдет в общую практику преподавания.

Новому изобретению уже… 30 лет

В 1981 году Александр окончил Карагандинский университет, получив диплом физика. После армии в Казахстане же пришел работать школу. «Она считалась передовой, образцовой, – вспоминает Александр. – Но во многих классах было по 42 ученика, и держать в них дисциплину мне, молодому учителю, было сложно. Пытаясь сделать урок более эффективным, я начал изучать педагогическую литературу и узнал об удивительном факте. Оказывается, было подсчитано, что каждый ученик говорит на уроках всего две минуты в день! У него нет возможности быть услышанным – невыплеснутая энергия накапливается, что сказывается и на дисциплине. Опрашивать же всех учитель не успевает физически. К тому же учеников заставляют молчать ради того, чтобы поддерживать тишину в классе. Это, конечно, удобно для педагогов, но о каком развитии речи детей можно говорить? А если у ребенка проблемы с речью, значит, недоразвит и интеллект».

Александр подумал, что для успешного усвоения материала всем ученикам класса полезно будет сразу вслед за рассказом учителя пересказать только что данный материал. Такой пересказ идеален для развития речи. «Конечно, слабый ученик не расскажет так, как это сделает сильный, но хотя бы будет пытаться, – продолжает бывший педагог. – Этот вид деятельности интересен ученику и лишен того напряжения, которое он испытывает при ответе перед учителем и классом. Кроме того, раскрываются мыслительные способности ребенка, он лучше понимает и запоминает материал».

Однако вся проблема заключалась в том, как дать ученикам возможность одновременно, не мешая друг другу, пересказать тему, сохраняя дисциплину. Учитель нашел выход. На каждой парте были установлены микрофон и звукопоглощающие наушники. Такие же наушники были и у преподавателя. А на учительском столе стоял пульт, через который Александр, надев наушники, мог подключиться к любому из микрофонов и таким образом слушать учеников по очереди, переключаясь между ними.

Легкий рабочий гул вместо галдежа

Урок строился так: вначале краткое повторение предыдущей темы путем общей дискуссии с классом. Затем ученики надевали наушники и рассказывали в микрофон прошлую тему, пользуясь своими записями в тетрадях. То есть вместо того, чтобы опрашивать двух-трех учеников у доски (примерно по две минуты каждого), как это происходит на обычных уроках, Александр вовлекал в этот процесс весь класс одновременно, делая заметки по ходу рассказа ученика и затем выставляя оценки. «В классе стоял небольшой рабочий гул, но ученики практически не мешали друг другу – помогали наушники, – продолжает Александр. – После того как опрос заканчивался (обычно он длился 7-8 минут), я сразу комментировал ответы тех, кого слушал».

Затем в течение 15 минут учитель объяснял классу новую тему и просил учеников по ходу рассказа делать краткие записи в тетради. После этого Александр опять просил учеников надеть наушники и в течение 7-8 минут проговорить в микрофон то, как они ее поняли.

«Система позволяла детям свободно говорить в течение 15 минут на каждом уроке и таким образом выговариваться, не молчать, снимать напряжение, – вспоминает Александр. – Практически весь урок ученик был загружен интересной, развивающей деятельностью, а дисциплина поддерживалась автоматически, без дергающей строгости. Кроме того, ученики могли уже и не повторять тему дома – они всё запоминали на уроке. Таким образом, у ребят оставалось больше свободного времени. К тому же они стали лучше рассуждать, пользоваться физическими терминами».

Такой эксперимент учителя, длившийся в течение трех лет, карагандинским ученикам Александра Коробова очень нравился. И успеваемость по физике выросла. Тогда о новом методе писали местные газеты, учителя-новатора приглашали на телевидение. Но когда Александр ушел из профессии, занятия по его методу прекратились.

Дошел до Министерства образования

С тех пор прошло 30 лет. Год назад Александр вспомнил о своем методе преподавания и, исполненный благих намерений, решил попробовать внедрить его в российских школах. «Новые стандарты в систему образования у нас вводятся очень осторожно. Хотя по таким направлениям, как демократичность образования, светскость, научность, запрет физических наказаний учащихся, Россия еще в 20-е годы ХХ века была впереди всей планеты, – рассуждает Александр. – А сейчас мы во всех инновациях ориентируемся на Запад. Мне бы хотелось, чтобы мое новшество нашло применение именно в России, а уже отсюда распространилось по миру. Моя система обучения как более гуманная по отношению к ученику может поднять имидж нашей страны».

Коробов написал письмо в Министерство образования и науки России, откуда пришел ответ: «…проект может быть апробирован и использован в образовательной деятельности по решению конкретной образовательной организации». То есть фактически в министерстве метод Коробова разрешили использовать, но только если сами школы будут готовы на эксперимент.

Оборудование готов предоставить бесплатно

Городом, где Коробов решил внедрять новшество, стало Иваново. Бывшего учителя с нашим облцентром связывают деловые отношения: он поставляет продукцию одного из ивановских предприятий в Европу и часто здесь бывает.

«Я обратился в департамент образования, они переадресовали меня в Институт развития образования, где я встретился с заведующим одной из кафедр – Александром Калининым. После ознакомления с моей методикой он направил меня в общество «Знание» к его председателю Сергею Мишурову. Тот предложил провести первый эксперимент на студентах в офисе одной из частных фирм». Всё прошло удачно, студентам новшество понравилось. Следующий шаг – проведение экспериментальных уроков уже непосредственно в школе. Сейчас идут переговоры с ивановским лицеем № 67.

«Современная техника дает больше возможностей, чем было у меня в 1980-х, – продолжает Александр. – Например, все микрофоны можно подключить к компьютеру и записывать ответы учеников, чтобы потом, при необходимости, прослушать. По моим расчетам, одна стационарная система в классе из 30 учеников обойдется в 40 тысяч рублей вместе с установкой и наладкой. Служить она будет годами. Я готов предоставить оборудование бесплатно нескольким учреждениям, которые захотят поэкспериментировать, и обучить педагогов. Мне важно, чтобы эта система заработала в первую очередь в российских школах». А применять ее можно практически на всех уроках, кроме, разве что, математики и физкультуры. Особенную пользу, считает изобретатель, принесет его система в начальных классах, когда речь только формируется.

Сам новатор называет свой метод прорывом в системе современного образования. Но какие в нем есть подводные камни и подойдет ли система для ивановских школ, покажет время и результаты экспериментов.

P.S.: Александр Коробов готов ответить на вопросы заинтересованных педагогов по электронной почте: al.korobov. ph@gmail.com.

Комментарий
Чиновники от образования комментируют новшество Александра Коробова очень осторожно, ссылаясь на то, что его метод, даже технический прием, пока не опробован и даже у самого изобретателя нет исчерпывающих методических разработок.
А вот в ивановском лицее № 67, с которым Александр Коробов ведет переговоры о проведении в ближайшее время нескольких пробных уроков, к новшеству относятся с энтузиазмом. «На самом деле метод Коробова не новый. Нечто подобное мы уже реализовывали на наших уроках ранее, – рассказал завуч лицея Максим Шепелев. – У учеников на столе лежали планшеты, в которых школьники выполняли те или иные задания на уроке. Каждый девайс был связан с компьютером учителя. Таким образом, педагог мог смотреть, как каждый ребенок выполняет задание. У Коробова нечто похожее, только с наушниками и живой речью. Думаю, что метод вполне может прижиться в школах, ведь проблема развития речи детей действительно стоит остро».
По словам Максима Владимировича, есть у нового метода и свои минусы. Например, скорее всего, на уроке сократится время на объяснение нового материала. «Но в любом случае нельзя делать выводы, пока не будут проведены пробные уроки», – резюмировал педагог.
Фото — Из личного архива Александра Коробова
Газета № 88 (07.11.2017)

Поделиться

Комментарии

Комментариев пока нет

Добавить комментарий:

Имя:

Вы можете получать оповещения о новых комментариях — для этого просто зарегистрируйтесь на сайте или войдите.

Читайте также в рубрике «Образование и наука»

18+

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Нажмите Ctrl+Enter,
чтобы сообщить об опечатке