Почему сельские ребята отрезаны от кружков и секций

7 ноября 2017 12:50

По статистике департамента образования, 90% детей Ивановской области получают какое-либо дополнительное образование. Правда, не очень понятно, чем занимаются 10% оставшихся сверстников, когда большая часть ребят сидят за фортепиано, рисуют, танцуют или тренируются в спортзале. Львиная доля таких незанятых проживает в сельской местности, отдаленных деревнях и поселках…

Не успел на школьный автобус – обратно иди пешком

Статья 43 Конституции гарантирует, что каждый гражданин России имеет право на образование, в том числе и дополнительное. Система образования должна не только дать знания, но и приобщить к творческой деятельности, сформировать эмоционально-ценностное отношение к миру, говорится в документе. К сожалению, далеко не все дети имеют возможности реализовать творческий потенциал, чтобы в конечном итоге использовать гарантированные Конституцией права.

В Ивановской области дети составляют треть от числа всех жителей. Около 25% молодежи проживает в сельской местности. В каждом районе имеются специализированные учреждения дополнительного образования: школы искусств, спортивные школы, а также кружки и секции при общеобразовательных заведениях. Вроде бы всё хорошо, но для детей из деревень всё упирается в вопрос транспортной доступности.

График ребят строго регламентирован: подъем в шесть утра, быстрые сборы, а затем путь до школьного автобуса. В лучшем случае – до центральной деревенской площади, а чаще они идут два-три километра до трассы в любую погоду, октябрьскую распутицу или февральскую метель. Обычно ребята сбиваются стайкой: подростки, привыкшие к жесткому графику, подгоняют младших. Еще бы! Старшеклассники знают, что опоздание на школьный автобус чревато прогулом: водители, которые также втиснуты в рамки графиков, ждут на остановках не более двух-трех минут.

В конце учебного дня тот же автобус собирает школьников обратно. Не успеешь – твои проблемы. После этого ночуй где хочешь либо иди домой пешком за 15-20 километров.

Очевидно, что дополнительное образование в таких условиях для каждого ребенка становится неподъемным грузом или… почти недостижимой мечтой.

Из 132 воспитанников лишь один деревенский

«В последние несколько лет у нас не учатся ребята из окрестных школ и деревень, – говорит директор Лежневской школы искусств Наталья Шипачёва. – Судите сами: пристроиться к графику школьного автобуса очень сложно, а возить ребенка общественным транспортом дорого, практически ни у кого из родителей нет такой возможности. На данный момент из 132 учеников нашей школы лишь одного ребенка возят из сельской местности…»

Имя этого ребенка – Антон Трегубов, ему 12 лет. Он живет в Малом Растилкове Лежневского района. Его мама всеми силами пытается дать своему ребенку дополнительное образование. «Антон занимается фортепиано, и для нас это очень важно, – говорит Галина Трегубова. – Да, каждая поездка в райцентр – это настоящее испытание. Сейчас мы уже привыкли и подстроились под график, но поначалу было очень сложно согласовать поездки с расписанием рейсовых автобусов. Но я ни в коем случае не откажусь от занятий, даже если лично мне будет очень сложно…»

Упорство этой женщины вызывает восхищение. И не только потому что она, отказываясь, к примеру, от отдыха в выходные дни, везет своего ребенка в Лежнево на уроки музыки. Антон – один из немногих российских детей, у кого за последние годы была проведена успешная операция по трансплантации печени. Ему многое запрещено. Фактически он лишен большинства удовольствий, доступных его сверстникам.

Но далеко не все родители готовы преодолевать барьеры на пути к дополнительному образованию.

Шахматный кружок на общественных началах

К сожалению, эти барьеры, как правило, слишком высоки. «В нашей школе обучаются самые разные дети. У некоторых родителей есть среднее образование, но большинство имеет начальное или вообще никакого, – говорит директор Аньковской школы Ильинского района Ольга Воробьёва. – География обширна: Сениха, Вёска, Нажерово, Игрищи, Коварчино... Нам сложно согласовать расписание кружков и секций с графиком школьного автобуса, но мы всеми силами пытаемся, чтобы деревенские ребята тоже могли заниматься внеурочной деятельностью».

В принципе Аньковская школа может похвастаться приличным набором кружков: это и краеведение, и познавательная экология, и различные спортивные секции. Но что делать, если, например, занятие в футбольной секции проходят в основном в вечерние часы? «В нашей футбольной секции занимаются только ребята из Анькова, – признает Ольга Воробьёва. – Другие дети не ездят, хотя у многих из них неплохой потенциал. Родители просто не могут их возить».

У некоторых сельских жителей не хватает средств даже на насущные нужды. Но бывает, что родители и вовсе пьют и не видят необходимости в дополнительном образовании. Иногда поиски путей ведут к разлучению семьи. У Антона Трегубова, например, папа, чтобы заработать сыну на образование, постоянно вкалывает в Москве…

Ситуацию как могут пытаются переломить неравнодушные педагоги и неравнодушные люди. Их, к счастью, еще немало осталось в российской глубинке. Так, например, один из родителей уже на протяжении ряда лет на общественных началах ведет шахматный кружок в Аньковской школе.

10% детей, не получающих дополнительное образование… Немного. Но и немало. Просто часть из тех ребят, которые после школы идут на улицу и занимают себя так, как могут, потом нюхают клей, мучают животных или, что еще страшнее, совершают серьезные преступления. И мы пока не можем изменить эту статистику…

Читайте также
Полевые работы в Ивановской области задержались на неделю
В Ивановской области клещи покусали 55 человек
Что нового в Иванове?