Зачем мировому судье изучать перегной

24 октября 2017 13:53

На рубеже веков в России в рамках судебной реформы был введен институт мировых судей. Чтобы узнать, как работают эти представители Фемиды, мы побеседовали с мировым судьей участка № 1 Родниковского судебного района Ириной Орловой.

Знает людей, как участковый

Одна из причин организации данного института – стремление разгрузить федеральных судей, которые в 1990-е годы были завалены делами, рассказывает Ирина Робертовна. В числе причин также можно назвать желание ускорить судопроизводство и приблизить правосудие к гражданам. «Пожалуй, мирового судью можно сравнить с участковым, который работает «на земле», хорошо знает людей», – говорит Орлова.

В Родниковском районе сначала были назначены двое мировых судей, сейчас работают трое. «Нагрузка на участках определена законом. В Родниковском районе около 33 тысяч жителей, соответственно, на каждого мирового судью приходится по 11 тысяч», – рассказывает Ирина Робертовна.

Конкретно
Мировым судьей может стать гражданин, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не привлекавшийся ни к административной, ни к уголовной ответственности. Он должен сдать квалификационный экзамен и при подаче документов на вакантное место получить одобрение квалификационной коллегии судей.

Мировые судьи рассматривают дела, которые считаются более мелкими, например о расторжении брака. Среди уголовных – те, за которые предусматривается до трех лет лишения свободы.

В отличие от федеральных судей, назначаемых президентским указом, мировых одобряет областной законодательный орган. Мировые судьи у нас избираются на шесть лет, затем им снова нужно проходить процедуру переназначения на должность.

Ирина Орлова на должности мирового судьи уже 14 лет. До этого работала в районной администрации, пройдя путь от делопроизводителя до заведующего юридическим отделом.

Послала за едой для обвиняемого

«Когда в Родниковском районе работало двое мировых судей, загруженность у нас была очень большая, – рассказывает Ирина Орлова. – В год я рассматривала по 1500 административных, столько же гражданских и несколько десятков уголовных дел». По словам Ирины Робертовны, каждое дело интересно, за каждым стоят люди, судьбы…

«На всю жизнь запомнилось первое дело и первый подсудимый, – рассказывает она. – Почему-то мне было жалко его до слез. Это был высокий мужчина с огромными руками. Одежда ему была мала – рукава куртки не доходили до запястий. Было видно, что он голодает». С сожительницей этот человек фактически убил ее отца, а тело они закопали. Мумифицированный труп обнаружили много времени спустя.

Волнистые попугайчики помогают создавать во время процедуры примирения неформальную обстановку.

Но удалось доказать только то, что он ударил жертву, оставив в беспомощном состоянии. «Во время перерывов судебных заседаний я просила секретарей сбегать в ближайшее кафе и купить ему кофе и выпечку, – рассказывает мировой судья. – С тех пор в каждом подсудимом я прежде всего вижу человека». Однако положенный за свое преступление срок мужчина, естественно, получил.

Работая долгое время на участке, мировой судья знает уже многих жителей. Может быть, поэтому каждое дело он, что называется, пропускает через себя. «Выделяются для меня дела о расторжении брака и взыскании алиментов, – говорит Ирина Орлова. – Это самые эмоциональные дела. Конечно, к ним можно подойти формально, но мне каждую семью всегда жалко».

Как-то на ее участке пара расторгала брак. Ребенку не было и года. Муж неоднократно бил жену, поэтому параллельно рассматривалось несколько дел о побоях, а потом и о взыскании алиментов. «Суды длились около года, – рассказывает Ирина Орлова. – Я пыталась помирить пару. Мама приходила на заседания с дочкой, ребенок рос у нас на глазах. Так было жалко малышку, мы даже всем судом собирали ей деньги на подарок к Новому году».

Пара в итоге развелась, но, видимо, старания судьи не пропали даром: через некоторое время бывшие супруги помирились и снова стали жить вместе. «Сейчас, когда встречаемся в городе, они здороваются, улыбаются, иногда через знакомых приветы передают, – говорит Ирина Робертовна. – Их дочка уже выросла, и очень счастлива, что у нее есть папа и мама».

Немало дел в мировом суде, связанных с угрозой убийством. На первый взгляд, эта статья считается безобидной, но в практике бывают случаи, когда угроза доводит до трагедии. «Один мужчина неоднократно угрожал маме сожительницы и в конечном итоге убил ее. Сейчас отбывает наказание. Или недавно мужчина угрожал женщине на общей кухне в общежитии и плеснул на нее ведро горячей воды. Хорошо, что не попал».

Со временем очевидцы исчезают

Одними из сложных являются дела частного обвинения, которые рассматриваются только в мировых судах. Люди здесь вынуждены сами доказывать виновность подсудимого: приводить свидетелей, представлять результаты экспертиз и другие доказательства.

К этой категории дел ранее относились дела об оскорблениях, побоях в отношении близких лиц (сейчас это административное правонарушение, расследуемое полицией). «Пришлось нам судиться с соседом, который избил меня и отца из-за площадки для автомобиля перед домом, – рассказывает жительница Родников Светлана. – Было непросто. Сами искали свидетелей, уговаривали их пойти в суд. Приходилось неоднократно отпрашиваться с работы. Сначала очевидцев избиения было много, но ближе к делу кто-то не смог явиться на суд из-за занятости, кто-то стал утверждать, что ничего не видел…»

В тему
Житель одной из деревень Родниковского района неоднократно угрожал своей жене, что убьет ее за измену. Никто не верил в это, так как женщина была очень порядочная, интеллигентная. Мужчина же пил. Супруга неоднократно подавала в суд за угрозу убийством, побои. Сначала судьи старались быть снисходительными, приговаривая виновника к мягким наказаниям, но в итоге посадили. Мужчина вышел раньше срока. Жена не ждала его и, когда супруг вернулся, уже была с другим. Бывший осужденный выгнал пару, закрыл все двери и поджег себя вместе с домом.

По словам Ирины Орловой, частное обвинение выделили, чтобы приблизить нашу судебную систему к европейской. Но, к сожалению, законодатели не учли того, что в Европе, практически в каждой семье, есть поверенный в делах и семейный адвокат, которые и помогают заниматься такими делами. Жителям крупных российских городов проще: там к расследованию можно привлекать частных детективов и адвокатов.

«Вообще, часто «соседские» дела окрашены особой циничностью, – говорит Ирина Робертовна. – Нет ничего злее и обиднее, когда сосед избивает или оскорбляет соседа. В Родниковском районе есть деревни, жители которых регулярно встречаются у меня на судебных заседаниях. В одной из них всего три дома, но соседи постоянно пишут друг на друга заявления: жильцы двух домов судятся, а из третьего – выступают свидетелями».

Пол провалился вместе с адвокатом

Одна из главных проблем – материально-техническая база мировых судов. Своих зданий у этих учреждений практически нет. В Родниковском районе мировые судьи сначала заседали в здании федерального суда, затем им выделили кабинеты в соцзащите, потом в бывшем загсе. Сейчас они занимают первый этаж здания бывшей прокуратуры, где давно уже не было ремонта. «Както во время судебного заседания пол в кабинете провалился вместе с адвокатом», – рассказывает Ирина Робертовна.

Если в федеральном суде помощники подбирают нормативно-правовые акты, пишут проекты решений, то в мировом всё это делают сами судьи. «У нас секретари получают мизерную зарплату в девять тысяч рублей, а требования к их работе очень высокие, в том числе юридическое образование. Но мало кто хочет после вуза работать за такие деньги, – рассказывает Ирина Робертовна. – Так что за время моей деятельности секретарей сменилось очень много».

Нет и архивариусов, поэтому мировые судьи часто в свои выходные занимаются тем, что подшивают документы, делают описи, нумеруют страницы. «Одно время у нас не было уборщицы – сами кабинеты убирали, – вспоминает Ирина Орлова. – И сейчас иногда приходится скидываться на электрика или сантехника».

Зачастую судьям не хватает информации: в суде нет полноценного выхода в Интернет. А он постоянно требуется для уточнения, например, адреса какой-нибудь организации. «Недавно поступил иск, в котором жаловались на плохое качество перегноя. Чтобы определить, так ли это, я должна выяснить, что такое перегной, какие компоненты и в каком соотношении должны входить в его состав, чтобы он считался хорошим. Или еще: по одному делу об оскорблении обвиняемый обозвал гражданина «простипомой». Я выяснила по словарям, что это рыба, и не сочла оскорблением».

Инициатива
Мировые судьи Родниковского района по праву гордятся комнатой примирения, которую они оборудовали сами. В этом помещении был склад. Судьи вытащили ненужную мебель, установили здесь журнальный столик, диван, столы для переговоров, повесили детские рисунки и принесли клетку с попугайчиками. В этой непринужденной обстановке граждане могут обсудить конфликтную ситуацию и с помощью медиаторов договориться о примирении.

Читайте также
Духовой оркестр из Шуи выиграл 2 миллиона рублей
Миллион за первенца: в Ивановской области заработал пакет мер поддержки семей с детьми
Полевые работы в Ивановской области задержались на неделю