В 10-м классе ждут не всех

10 октября 2017 11:55

Три года назад Ивановская область перешла на новую систему комплектования 10-х классов. Продолжить обучение в старшей школе теперь можно только на конкурсной основе. При зачислении используется рейтинговая система, подобная той, которую применяют в учреждениях среднего профобразования. И нет никаких гарантий, что ребенок останется в школе, в которой проучился девять предыдущих лет…

По порядку становись

Российские школы медленно, но верно продолжают шествие по пути унификации с болонской системой образования (к этой конвенции, как известно, мы присоединились в 2003 году). Конкуренция и рейтинговая система, начиная уже со средней школы, и только объективная система оценки знаний – всевозможные тесты и письменные работы. При этом совершенно не учитывается тип личности ребенка, его психологические особенности – флегматик, холерик, «торопыга» или добросовестный «зубрилка»…

Всех детей стригут под одну гребенку и безжалостно «рейтингуют». И если раньше эти рейтинги мало на что влияли (разве что на самооценку), то теперь от них зависит без преувеличения будущее каждого школьника: именно рейтинг определяет, в какой именно 10-й класс ты поступишь – профильный или общеобразовательный – и поступишь ли вообще. Либо тебе придется учиться в колледже, даже если ты туда не собирался.

 
Некоторые школы, к слову, внедряют подобную систему отбора еще раньше – со средней школы. Например, в лицее № 33 в этом году набрали четыре параллели в 5-м классе, где «Г» класс состоит из самых сильных по рейтингу учеников, а дальше – в порядке уменьшения конкурсных баллов.

Складывается ощущение, что государство пытается расставить своих граждан по порядку уже с юного возраста. Самое страшное в этом то, что выбраться из системы не так-то просто.

15-летних подростков понуждают сделать выбор в пользу того или иного профиля (а фактически определиться с будущим высшим образованием) именно здесь и сейчас. А всё потому, что профильных классов в школах Ивановской области создается на порядок больше, чем общеобразовательных (только в последних можно продолжить учиться без выбора предметов). А ведь эти взрослые только на вид дети, как правило, не то что будущую профессию, сами себя не осознают и не понимают…

Уже в девятом классе определиться с будущим вузом

Обеспокоенность по поводу рейтинговой системы отбора в 10-е классы выразила в этом году и уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области Татьяна Океанская. Свою позицию она изложила на заседании регионального правительства, посвященного правам детей. Поступление в 10-й класс, иногда сопряженное с уходом из своей школы, является, по мнению Океанской, травмирующей для подростков ситуацией. Большинство из них тяжело переживают разлуку с привычным коллективом. Кроме того, это прямое нарушение их прав. «В соответствии со статьей 66 Федерального закона «Об образовании» начальное, основное и среднее общее образование являются обязательными уровнями. Прекращение образовательных отношений допускается либо в связи с завершением обучения, либо в связи с отчислением: по инициативе обучающегося или законных представителей; в случае применения отчисления как меры дисциплинарного взыскания; по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, например при ликвидации образовательной организации», – говорится в докладе уполномоченного.

На деле же всё происходит совершенно иначе: в большинстве учебных заведений школьника просто ставят перед фактом, объявляя ему о том, какие именно классы будут сформированы в новом учебном году.

Практически везде формируется один класс с определенным уклоном (профильный), редко два. И почти нигде, как мы уже отметили, нет обычных общеобразовательных классов. По факту количество детей, желающих продолжить обучение в школе, намного превышает количество мест в формируемых классах. Вот только несколько примеров 2017 года. В ивановской школе № 4 из трех параллелей девятиклассников сформировано два класса: физико-математический (подано 72 заявления) и общеобразовательный (49). Школа № 6: сформирован один физико-химический класс (44 заявления на 25 мест). Лицей № 21: два класса из четырех параллелей, оба с определенным уклоном.

Если подсчитать, то по Иванову не наберется и десятка общеобразовательных классов. Такая же ситуация наблюдается и в других крупных городах региона. По факту конкуренция в общеобразовательные классы в Иванове выше, чем в профильные. Здесь стоит вспомнить хотя бы ситуацию 2016 года с 39-й школой, когда родители с вечера занимали очередь, чтобы записать ребенка в обычный 10-й класс. Некоторые мамы и папы, пришедшие к шести утра, оказались за бортом. Их заявления попросту не приняли, потому что в общеобразовательный класс записывают в порядке живой очереди, а их опередили родители, дежурившие у школы с ночи. И речь идет не о самой, откровенно говоря, престижной школе на Рабочем поселке. Но подобные ситуации и в этом году наблюдались практически во всех учебных заведениях, которые решили отойти от профиля.

Почему так востребованы общеобразовательные классы, которых так мало? Выбирая определенный профиль, дети обрекают себя на пять-шесть уроков физики или английского в неделю. Но где гарантия, что за два года в старшей школе у ребенка не поменяются интересы и он не передумает сдавать ЕГЭ по той же физике? Или он просто не потянет повышенный уровень английского языка? Общеобразовательный же класс позволяет повременить с выбором будущего.

Колледжи от реформы пока не выиграли

Тех, кто определился со специализацией, ждут серьезные испытания. Поступить в профильный класс не так-то просто: нужно пройти через фильтр рейтинга и доказать свою состоятельность. Сделать это довольно сложно, поскольку при зачислении в 10-й класс учитывается не только средний балл аттестата, но и участие во всевозможных олимпиадах и предметных конкурсах.

По словам директора ивановского лицея № 6 Ольги Усольцевой, заочные олимпиады, которые можно без труда найти в Интернете, дают не более одного балла каждая. Однако они идут в копилку, пополняя ее и перевешивая порой средний балл аттестата (бывали случаи, когда в профильные классы поступали троечники, но с большим количеством интернет-олимпиад). Что не удивительно в обществе, где так называемое портфолио – это всё, а талант трудно измерить рейтингом…

То, что подобная ситуация культивируется искусственно, сомневаться не приходится. Очевидно, сокращение 10-х классов вызвано намерением увеличить набор в учреждения среднего профобразования. Ведь стране так нужны рабочие кадры! Но, к сожалению, этого так и не произошло. Наши дети всё еще продолжают хотеть учиться, чтобы в дальнейшем получить высшее образование.

В колледжах же общеобразовательные предметы (да и те в усеченном виде) преподаются лишь в первый год. Остальное время уделяется предметам по специальности, так что сдать ЕГЭ после окончания колледжа для большинства ребят очень и очень непросто. Именно поэтому резкого наплыва в учреждения среднего профобразования в этом году не случилось. И хотя набор в колледжи Ивановской области открыт вплоть до декабря, большинство родителей, чьи дети не поступили в 10-й класс, сейчас всеми правдами и неправдами стараются оставить ребенка на второй год в 9-м классе либо передержать год дома, чтобы попытать счастья в следующем году…

Справка
По новым правилам, все дети, окончившие 9-й класс, выпускаются из школы и заново подают документы в 10-й класс (причем не обязательно своего учебного заведения). Набор проводится на основании рейтинга, в котором учитываются три аспекта: средний балл аттестата, оценки на выпускных экзаменах по профильным предметам (трех из четырех), участие в предметных олимпиадах. Ребенок может подать документы сразу в несколько школ.

Читайте также
Мобильные комплексы "Стань чемпионом" помогут выявить спортивные таланты ивановских детей
Ремонт дорог в Ивановской области идет рекордными темпами
Меры поддержки многодетных семей в Ивановской области закрепят законодательно