Десятилетняя работа приносит плоды
В нашей области работа по формированию и внедрению системы ведется с 2007 года. Региональный Центр оценки качества образования обеспечивает технологическое, информационное и методическое сопровождение процедур оценки качества образования, формирование и обработку баз данных, проведение оценочных процедур. Программа деятельности по реализации мероприятия закреплена в государственной программе «Развитие образования Ивановской области».
В регионе разработаны индикаторы оценки качества образования, утверждена программа мониторинговых исследований, реализован проект оценки внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования, реорганизована система повышения квалификации работников образовательных организаций.
В области внедрена автоматизированная информационная система. Это региональный портал департамента образования, на платформе которого размещены сайты всех образовательных организаций области, а также защищенная сеть передачи данных, точки доступа к которой есть в каждой общеобразовательной организации.
Школьники становятся умнее
Это показывают региональные мониторинги, которые регулярно проводятся центром. В прошлому учебном году проведены исследования в 8-11 классах по различным предметам. Так, в диагностических работах по математике приняли участие более 30 тысяч учащихся. Сравнение результатов стартового и итогового контроля выявило повышение уровней обученности школьников. С учетом результатов по математике подготовлены методические материалы по повышению качества подготовки по этому предмету.
Также разработан региональный оценочный инструмент по проведению мониторинга внедрения профильного обучения в школах и анализу его эффективности, проведена его апробация в 31 образовательной организации: 27 – с физико-математическим профилем, 4 – с информационно-технологическим профилем. Треть обучающихся верно выполнили все задания повышенного и высокого уровня сложности, однако над качеством подготовки выпускников учебным заведениям еще предстоит поработать.
В 2016-2017 учебном году был разработан инструментарий для оценки индивидуальных достижений обучающихся шестиклассников по русскому языку и математике в соответствии с новыми ФГОС. В диагностических работах приняли участие более 8 тысяч обучающихся из 232 школ. Результаты высокие: 95,3% ребят справились с заданиями.
К сожалению, в области еще остаются школы, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях. В перечень школ с наиболее низким индексом социального благополучия вошли 58 организаций (25% от 234 школ, включенных в мониторинг). По этим школам проведен анализ уровня учебных достижений обучающихся с разделением данных школ на три условные группы.
Во-первых, это эффективные учебные заведения, способные преодолевать имеющиеся социальные ограничения и демонстрировать более высокие результаты. Во-вторых, это обычные, то есть укладывающиеся в обозначенные рамки результатов образования школы. В третью группу выделены так называемые несправляющиеся учебные заведения, которые в соответствии с социальными ограничениями показывают существенно более низкие результаты. В помощь таким школам разработаны методические материалы по оценке и повышению качества образования.
Новые достижения и новые технологии
В течение осени на базе ИвГУ 275 работников общеобразовательных организаций пройдут курсы повышения квалификации по программам организации оценки качества образования на муниципальном и школьном уровне.
Для соблюдения норм информационной безопасности государственных экзаменов и внедрения новых технологий (печати экзаменационных документов в присутствии участников экзаменов и сканирования заполненных бланков сразу после окончания экзамена) закуплено 258 принтеров и 42 сканера для 21 школы региона (их приобрели за счет федеральной субсидии). Оснащены четыре высокотехнологичных пункта, в которых оборудовано 67 автоматизированных рабочих мест для проведения устной части единого госэкзамена по иностранным языкам. Для регионального центра обработки информации приобретено семь высокоскоростных принтеров и система хранения. На трех обучающих семинарах по новым технологиям ЕГЭ подготовлено 185 специалистов пунктов проведения экзаменов.
Построение региональной независимой системы оценки качества образования должно способствовать обеспечению объективности, расширению общественного участия в оценке качества образования, укреплению единого образовательного пространства, повышению информированности потребителей образовательных услуг об уровне достижений школьников.