Антон ОГУРЦОВ: «Судьба свела с Кинчевым и Шевчуком, когда я о них не знал»

21 июля 2017 14:02

Нашему земляку – гитаристу рукоплескали залы в Берлине и Париже. Счастливая звезда свела его с ключевыми фигурами в русском роке: Борисом Гребенщиковым, Константином Кинчевым, Александром Чернецким... Мы встретились с Антоном и поговорили о том, каковы звезды в быту и чем они отличаются от простых смертных

 - Как получилось, что вы попали в так называемый шоу-бизнес?

 - Ну, шоу-бизнесом я бы, наверное, не стал это называть. Лет 15 назад я играл в популярной тогда ивановской группе «Дегенератор», и вышло так, что у нас завертелся ряд случайно-неслучайных событий. В первый же приезд в Санкт-Петербург мы познакомились с лидером известной группы «АукцЫон» Олегом Гаркушей. Ему очень понравилось наше выступление, и он взял у нас кассеты с записями. Пленки эти попали к Андрею Тропилло (советскому и российскому музыкальному продюсеру, издателю, звукорежиссеру, внесшему существенный вклад в становление и развитие русского рока. Именно на его студии были созданы лучшие альбомы таких групп, как «Машина времени», «Аквариум», «Зоопарк», «Кино», «Алиса», «Ноль». К. Ш.). Тропилло, как ни странно, заинтересовала наша музыка. И понеслось: в 2003 году скромная провинциальная группа из Иванова попала на всероссийский фестиваль «Окна Открой» и издала на лейбле Андрея Тропилло альбом «Будь ты не Laden», который был выпущен огромным тиражом.

На мнение Андрея Владимировича в то время ориентировались многие продюсерские центры, организаторы концертов, устроители различных фестивалей. Нас стали приглашать столичные площадки. С подачи того же Тропилло мы отправились на фестиваль «Скиф» в Берлин.

 - В Берлине, если я не ошибаюсь, вы и начали играть вместе с легендарным Хвостенко?

 - Это удивительно, но случайное знакомство с Алексеем Хвостенко (советским и российским поэтом-авангардистом, художником. Сочинил более 100 песен и несколько пьес в соавторстве с Анри Волохонским. В частности, писал альбомы с группой «АукцЫон». К. Ш.) переросло в творческую дружбу. Когда мы познакомились с ним, то и не догадывались, что перед нами человек, написавший великую песню русского рока – «Под небом голубым есть город золотой…», позднее ставшую хитом и гимном поколения хиппи в исполнении Гребенщикова. Знакомство перешло в работу – нам довелось даже выпустить совместный компакт-диск.

Обложка совместного альбома с Алексеем Хвостенко.

Это было удивительно интересно! Хвостенко перевернул мои тогдашние представления о музыке. Благодаря ему я понял, что ноты, ритм – всего лишь условности и можно совершенно спокойно выходить за привычные рамки музыкальных форм. Главное на сцене – это создание атмосферы, настроения. С Хвостенко у нас вышла совместная пластинка – «Хвост и Дегенератор» довольно быстро ставшая филофонической редкостью. У нас были большие планы, но Алексея Львовича не стало в 2005 году...

 - А «Под небом голубым…» вы исполняли вместе?

 - Пели! Причем он в ней изменил гармонию – специально, а то, говорил, надоело, что люди думают, что это песня Гребенщикова… Для него эта песня, видимо, была очень важна. Он ее практически в каждое выступление ставил. Мне всегда казалось, что пел он ее как-то обреченно, что ли…

 - Судьба сводила вас с цветом российской рок-музыки тех лет – с людьми, на которые молодежь в провинциях молилась. Как они вам?

 - К великому сожалению, с большинством звезд судьба меня свела в то время, когда я о них ничего не знал, потому что не слушал русский рок. А довелось общаться с центральными фигурами движения – Борисом Гребенщиковым, Юрием Шевчуком, Константином Кинчевым, Арменом Григоряном («Крематорий»), Аней Герасимовой, более известной как Умка… Знаете, наверное, вы ждете, что я скажу: они обычные ребята, такие же, как мы… Так вот нет! Убежден, что все они отличаются от простых смертных! Большинство очень приятные в общении и скромные люди. И душевнее многих ивановских музыкантов. Правда, некоторые звезды и впрямь позеры, превозносящие себя, например тот же Шевчук, Кинчев, Умка.

 - А что же Иваново, куда вы в итоге вернулись? Не тяжело было после Петербурга, Парижа и Берлина окунаться в провинцию?

 - Так сложилась жизнь. Здесь у меня жена и двое детей, которых я очень люблю. Поэтому мне не жаль, что я вернулся. Главное, что я приехал с интересным опытом и с огромным количеством энергии, чтобы сделать для родного города что-то грандиозное. Первым из таких ивановских проектов для меня стала очень необычная группа «План ОМ» – в ней нам удалось совместить электронные ритмы, дыхание рок-н-ролла и очень интересную поэзию. А еще я создал ивановский клуб ретроавтомобилистов «И.к.а.р».

- Музыка или автомобили – что для вас важнее сегодня?

 - Ретроавтомобили несут в себе отпечаток эпохи рок-н-ролла, поэтому я бы не стал разделять. Знаете, в определенный момент у меня появилась возможность подумать и осмыслить свою жизнь, задать себе фундаментальные вопросы. Оказалось, что музыкой я стал заниматься лет с 16. Так что более двух десятилетий я выхожу на сцену с некоторым творческим результатом или процессом. Да, я именно сценический музыкант. И пока я не могу представить свою жизнь без сцены и музыки.

Антон Огурцов и его 21-я Волга.

Беседовал Константин ШАРОНИН

Читайте также
Духовой оркестр из Шуи выиграл 2 миллиона рублей
Миллион за первенца: в Ивановской области заработал пакет мер поддержки семей с детьми
Полевые работы в Ивановской области задержались на неделю