Спотыкаясь на ступеньках мастерства

27 июня 2017 12:45

Вот уже больше 20 лет ни один из наших земляков не может попасть на Олимпийские игры. «ИГ» попыталась разобраться, какие препятствия в структуре регионального спорта мешают превращать подающих надежды атлетов в элитных?

Профессионалы живут на минималке

В названии любой спортивной школы присутствует определение «детско-юношеская». В таких учреждениях атлеты, как правило, могут заниматься до 17 лет. Следующей ступенькой должны становиться региональные центры спортивной подготовки и спортинтернаты. Однако в нашем регионе таких организаций никогда не было. Что же предлагается взрослеющим спортсменам взамен?

В индивидуальных видах спорта для атлетов, добившихся высоких результатов, создаются специальные группы: совершенствования спортивного мастерства (для кандидатов в мастера) и высшего спортивного мастерства (для мастеров спорта). Таким образом, взрослый спортсмен сохраняет возможность тренироваться в детско-юношеской спортшколе бессрочно. К примеру, многократный чемпион области в спринтерском беге Евгений Уставщиков только недавно закончил спортивную карьеру: он числился в 6-й областной спорт школе до 29 лет.

Свое право на то, чтобы числиться в группах спортивного мастерства, нужно доказывать – раз в два года подтверждать звания кандидата или мастера спорта. Если ученик не «дает» определенных результатов, он исключается из спортшколы.

В 6-й спортшколе, где готовят легкоатлетов, в группе совершенствования 11 человек, в группе высшего спортмастерства – трое. Парадокс, но к троим элитным спортсменам не могут добавить чемпионку страны на дистанции 800 метров Александру Гуляеву. Бегунья давно выполнила норматив мастера спорта, однако документы о присвоении звания так до сих пор и не подписаны. А присутствие в группе высшего спортивного мастерства – это еще и возможность получать зарплату.

«В нашей школе четыре ставки спортсмена-инструктора, – комментирует директор Владимир Чугунов. – По сути это оплата их труда как спортсмена-профессионала. Они не обязаны никого тренировать. Их задача – готовиться к соревнованиям. К сожалению, деньги небольшие – минималка в 7,5 тысячи рублей. В случае успешного выступления предусмотрены премии, однако их мы можем выплачивать только при наличии свободных средств».

О том, что эти средства есть далеко не всегда, говорит пример прыгуна на батуте Романа Фокина. «В прошлом году он стал серебряным призером чемпионата России в синхронных прыжках, – рассказывает президент областной федерации прыжков на батуте Ирина Голубкова. – За это по нашему положению его оклад должны увеличить – тысяч до десяти. Однако нам в спортшколе сказали, что средств нет. Получается, вне зависимости от достижений все гимнасты получают одинаково».

Из спортшколы – в «Текстильщик»

Несколько иная ситуация в игровых видах спорта. В силу специфики (мастером спорта в одиночку не станешь) воспитанники заканчивают обучение в 17 лет. А дальнейшая их судьба зависит от того, какого уровня команда есть в области. Футболистам повезло: наличие профессионального клуба «Текстильщик» позволяет самым талантливым выпускникам 1-й областной спортшколы не задумываться о своем будущем.

А вот о волейболистах этого не скажешь. Мужской команды в регионе нет. По словам заслуженного тренера СССР Виталия Плотникова, лучшие из выпускников 3-й ивановской спортшколы едут во взрослые команды других регионов – дватри человека в год. Еще один вариант – выступление за студенческие коллективы параллельно с обучением в вузе. Среди девушек «эмигрантов» практически нет. Лидеры играют за любительскую команду «Шуяночка».

Блеск медалей «не освещает» первых тренеров

Серьезная проблема сегодня – отсутствие в большинстве видов спорта старших тренеров, которые могли бы курировать подготовку лучших атлетов региона. В большинстве случаев один и тот же наставник у нас занимается и делающими первые шаги малышами, и мастерами спорта. «Один врач не может лечить все болезни, так же и в тренерском цеху должна быть специализация, – уверен наставник по спортивному ориентированию 3-й областной спорт школы Александр Шалин. – Но это трудно осуществить из-за действующей системы оплаты труда. За одного мастера спорта тренер получает, как за 15 начинающих атлетов. Поэтому, если наставник видит талант в своей ученице, но чувствует, что ему не хватает квалификации готовить ее на более высоком уровне, он будет долго думать, передавать ли спортсменку опытному коллеге. Ведь в деньгах он точно потеряет».

Самому Александру Шалину удалось найти золотую середину: спортсменов в Кинешме тренирует семейный тандем. С детьми занимается его жена, а он «шлифует» ребят, уже добившихся высоких результатов. «Если бы не моя Нина Алексеевна, один я бы не добился таких результатов (сын Шалиных Сергей в 2014 году стал победителем первенства мира. – А. Б.). Однако большинство тренеров, чтобы прожить, вынуждены тянуть одеяло на себя. Ситуацию нужно менять на законодательном уровне: первые тренеры должны получать какие-то деньги за своих бывших учеников. Я сам, кстати, пострадал от действующей системы. Когда от меня ушла Наталья Козлова (в ранге призера первенства Европы), я потерял в зарплате 5-7 тысяч рублей».

Тренер по тхэквондо 7-й ивановской спортшколы Артем Анисенко к практике передачи учеников более опытным наставникам относится двояко. «У нас, как правило, от белого до черного пояса бойца ведет один специалист. Но для подготовки к крупным соревнованиям члены сборной области занимаются под руководством старшего тренера. В специализации педагогов есть свои плюсы, но, с другой стороны, если молодой наставник будет всегда передавать своих учеников более опытным коллегам, то он сам не сможет расти».

Не до хореографов и постановщиков программ

Президент областной федерации прыжков на батуте Ирина Голубкова считает, что трудно говорить о тренерской специализации, когда самих специалистов не хватает. «В 3-й областной спортшколе я осталась единственным тренером по моему виду спорта. Хотела бы заниматься только с одаренными ребятами, но если брошу начинающих, то некому будет готовить смену лидерам, – сокрушается заслуженный тренер России. – А, например, в Краснодаре, Петербурге есть специальные тренеры по общефизической подготовке, отдельно с гимнастами работают хореографы. Специалист, отвечающий за ОФП, дает индивидуальные советы: одному ноги подкачать, другому – пресс, третьему – «подсушиться». У нас же все замыкается на одном человеке. Поэтому та же общефизическая подготовка для всех одинакова, без учета особенностей атлета».

Помимо невысоких зарплат (в районе 12 тысяч рублей для начинающих), не так давно при наборе специалистов появилось еще одно ограничение. Теперь с детьми могут работать только люди с педагогическим образованием, что сужает круг претендентов. «Раньше я могла привлекать своих бывших учеников, но теперь они должны не только мириться с невысокой зарплатой, но и получить специальное образование».

В спортшколе «Текстильщик», специализирующейся на одном виде спорта, тоже, к примеру, нет отдельного тренера по ОФП. Зато, отметил директор Василий Горощук, несколько лет назад появились отдельные наставники для вратарей (они получают особую лицензию).

Лыжники стали первыми на пути к централизации

Многие проблемы могло бы снять появление центра спортивной подготовки, какие есть во многих российских регионах. Где-то они специализируются на конкретных видах спорта, где-то на нескольких смежных – на зимних, на единоборствах. Такой центр – это совершенно иной, по сравнению со спортшколами, уровень материальной базы, а значит, и гораздо большие возможности для подготовки элитных атлетов. Тренеры и спортсмены там получают более высокую зарплату.

Вопрос о создании такого центра в Ивановской области обсуждается уже много лет. Понятно, что найти деньги на строительство нового учреждения непросто. Поэтому, в частности, рассматривался вариант открытия центра на базе одной из спортшкол. Но, по мнению директора 6-й областной спортшколы Владимира Чугунова, это маловероятно. Во-первых, из-за загруженности подобных учреждений, а во-вторых, из-за слабой материальной базы.

Тем не менее в отдельных видах спорта у нас предпринимаются усилия по централизации подготовки спортсменов. Самый первый и яркий пример – центр лыжного спорта «Иваново», который функционирует 17 лет. По словам его директора Леонида Патракеева, главная задача учреждения – собрать лучших лыжников области в одном месте. Центр сотрудничает со всеми спортшколами, где занимаются со специалистами данного направления. В «Иванове» подготовили шесть членов юниорских сборных России, включая участницу последнего первенства мира Наталью Смирнову. Однако, по словам Леонида Геннадьевича, сегодня центр не получает поддержки со стороны властей. К примеру, так и не осуществилась мечта о приобретении техники для подготовки лыжных трасс…

Как сообщили мне в департаменте молодежной политики и спорта, решение вопроса о создании регионального центра спортивной подготовки может серьезно подвинуться в самое ближайшее время. Однако от подробностей в ведомстве пока воздерживаются – до окончательной ясности. Остается надеяться, что такой центр заработает и многолетнее неучастие ивановских спортсменов в Олимпийских играх будет прервано.

Читайте также
«Мастерская новых медиа» возьмет на обучение лучших медиатехнологов и креативщиков
"Движение Первых" запускает флешмоб "Спасибо спасателям"
В Ивановской области студенческие семьи смогут получить маткапитал 1 млн рублей