19 ноября 2017
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ...

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Городская среда 19 мая, 11:30 1215

ГИС ЖКХ: головная боль вместо прозрачности?

Остается надеяться, что система всё-таки приживется...
Остается надеяться, что система всё-таки приживется...
Внедряемая сейчас в сфере ЖКХ единая централизованная система должна содержать всю информацию о жилкомхозе России (включая сведения о жилищном фонде, объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в домах, работах по содержанию и ремонту, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, задолженности). Создана эта система для обеспечения прозрачности отрасли и расширения доступности информации. До 1 июля все управляющие организации (УК, ТСЖ и пр.) должны не только зарегистрироваться в системе, но и занести в нее минимальный перечень информации по своим домам. Иначе им грозят штрафы... С момента старта проекта прошло уже больше года. Власти говорят, что проблем почти нет, «клиенты» системы уверены в обратном.

Пожилые управдомы с компьютером не дружат

Иван ПИМЕНОВ, руководитель ассоциации содействия жилищному самоуправлению «Народное ЖКХ»:
 
- Каждое ТСЖ должно до 1 июля зарегистрироваться в системе и регулярно вносить в нее информацию. Управляющим компаниям проще: они для заполнения системы за деньги жильцов нанимают фирму или отдельного человека. А у ТСЖ – другая цель: минимизировать расходы жителей, выкрутиться с минимальными затратами. Есть еще одна сторона проблемы. Большинство председателей – люди пожилого возраста, не владеющие компьютерной грамотностью. Бухгалтеры тоже не смогут вести базу, у них свой обширный пласт работы. К тому же часть необходимой информации просто не готова, ее нет в наличии. Наша ассоциация проводит для председателей ТСЖ обучающие семинары и оказывает посильную поддержку, но аморфность граждан иногда поражает. Многие думают, что штрафы за незаполнение системы будут только с 1 января, а ведь уже с 1 июля жилинспекция начнет наказывать тех, кто не зарегистрировался в ГИС ЖКХ: штрафы составят 5 тысяч рублей для физического лица и до 50 тысяч – для юридического.

Если будут внесены изменения в Жилищный кодекс, которыми функции начисления и выставления счетов, передачи показаний приборов учета и т. д. будут переданы специальным информационно-расчетным центрам, тогда с ТСЖ часть вопросов по ГИС будут сняты. Останется только техническая информация и протоколы собраний. Ярославская область уже работает по такой схеме.

Система чрезвычайно раздута

Юрий ОГИРЯ, гендиректор ивановского правового центра «Справедливое ЖКХ»:
 
- В настоящее время система ГИС ЖКХ, судя по отзывам, очень часто дает сбои, теряется информация. Перечень необходимых для размещения данных неоднократно редактировался законодателем, и всё равно он чрезвычайно раздут. Размещаемые в ГИС ЖКХ сведения охватывают практически всю деятельность поставщиков информации: договоры управления и поставки ресурсов, описание домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, сведения по лицевым счетам, начисления, оплаты...

Возможно, что со временем ГИС ЖКХ приживется и не будет вызывать столько головной боли у поставщиков информации и надзорных органов. Непонятно только, что мешало законодателю просто совершенствовать требования к уже работающей системе – сайту «Реформа ЖКХ».

Дополнительные затраты лягут на жителей

Константин СМИРНОВ, главный инженер УК «Вознесенск»:
 
- Для того чтобы работать с ГИС ЖКХ, нам пришлось взять нового сотрудника, купить соответствующую технику, платить дополнительную зарплату, налоги... Всё это – дополнительные расходы, которые прежде всего отражаются на жителях. Если мы в прошлом году не заложили их в тариф, то в этом году обязательно учтем.

Я отслеживаю всё, что касается ГИС, и наблюдаю, как все рапортуют, что всё хорошо, а на самом деле не работает около 50% системы. Ни одной обновленной версии (обещали к 1 мая) до сих пор нет. Росреестр корректно заработал только в этом году, до 1 января в 80% случаев не было вообще никаких данных. Сейчас информация появилась, но есть разночтения между данными Росреестра и техническими паспортами. Сначала мы заполняли информацию на сайте «Реформа ЖКХ». При введении ГИС нам обещали, что все данные плавно перетекут на новую платформу, но 70% их потерялось. К тому же «реформа» была удобнее: можно было размещать файлы любых форматов – хоть таблицы, хоть тексты. А теперь приходится всё забивать вручную.

Минимальный перечень информации мы завели в ГИС еще в прошлом году. В подвешенном состоянии оказался учет платежей и получение квитанций через систему. Тестовый запуск реформаторы обещали 10 мая, но его так и не было. На мой взгляд, «подвязать» в систему все банки невозможно физически. Сегодня в тестовом режиме платежи через «Почта Банк» проходят 5-7 дней. Что получается? Жители заплатили за коммуналку 10-го числа, а платеж пришел 17-го. Соответственно, следующие квитанции им придут с двойными начислениями... Если систему оплаты не уберут из ГИС, то с 1 января мы будем иметь 98% неплатежей.

Даже если каким-то чудом ГИС ЖКХ заработает, сфера, на мой взгляд, прозрачней всё равно не станет.

Жаловаться станет проще

Ирина КОСТРОМСКАЯ, и.о. начальника департамента ЖКХ:
 
- На сегодняшний день регистрацию в системе ГИС ЖКХ прошли 100% управляющих компаний, 50% ТСЖ, 87% ЖСК и 79% РСО. Остальным остался месяц. ГИС ЖКХ запущена в эксплуатацию с 1 июля 2016 года и вполне работоспособна. Уже сейчас жители в личном кабинете могут увидеть всю информацию о принадлежащих им на праве собственности жилых помещениях, о компании, управляющей их домом, и о ресурсо-снабжающих организациях. С РСО сейчас ведется работа по внесению в систему показаний приборов учета потребления коммунальных ресурсов. Кроме того, с 1 июля сами жители смогут вносить показания своих приборов учета и оплачивать счета из личного кабинета. Если человек хочет, он может зарегистрироваться на ГИС ЖКХ через портал госуслуг. Через сайт жители могут направить электронные обращения как в свою управляющую компанию, так и в органы власти (департамент ЖКХ, жилинспрекцию и другие). Нам уже поступило через ГИС около 20 обращений.

С 1 января 2018 года система должна заработать в полном объеме. Например, если собственник не увидит в ГИС ЖКХ счета за ЖКУ, то может не оплачивать услуги. Однако квитанции в любом случае будут подлежать оплате с момента выставления, но пени за просрочку платежа начислять не смогут. Кроме того, для поставщиков информации вводится система штрафов за невнесение либо неполное внесение информации или предоставление недостоверных сведений. Для РСО штрафы составят порядка 200 тысяч рублей, для УК и ТСЖ – около 30 тысяч.

Горячая линия техподдержки у ГИС ЖКХ работает круглосуточно: 8-800-302-03-05.

Всю информацию разместить в срок невозможно

Евгений КУДРЯШОВ, руководитель ООО «ДОМА»:
 
- Программа сырая. Ни мы (УК), ни власти к ней не готовы. Идея всё перевести в электронный вид – неплохая. Но реальное воплощение сильно противоречит сути и цели. Система очень сложная, поэтому часто происходят сбои. Никто не знает, что получится, и ни один государственный орган за это не отвечает. Виноватыми сделают поставщиков информации, и неважно, какие причины им помешали... Мы пока заполнили обязательный минимум: техническую информацию по домам (этажность, площади, сведения об УК и т. д.) и протоколы собраний собственников. Для бухгалтерских расчетов должна быть детальная информация по каждому дому и каждой квартире. Причем по конкретному дому производятся разные начисления, предоставляются разные виды услуг, утверждены разные тарифы.

У нас 32 дома – 160 тысяч квадратных метров. Это немного. Но к обозначенному сроку – 1 июля – мы не сможем завести полный объем информации.

Представляется очевидным, что за год своего существования новая система не стала ни понятнее, ни ближе. Предстоит еще много работы, чтобы ГИС ЖКХ стала действительно полезной и востребованной.

Поделиться

Комментарии (4)

  • Надежда 08:01, 22 мая
    Все эти новшества для городов, а как быть малым посёлкам, где проживают в основном пенсионеры? " Стучишь" во все инстанции- Прокуратуру, Жилищную Инспекцию, в Правительство Республики Карелия и Прокуратуру РФ - ото всюду ответ один ВСЁ НА САЙТЕ, но почему то Жилищная Инспекция, при приезде к Ней специально, не может показать, а тем более предоставить требуемую информацию.Год потребовалось, чтоб Управляющая компания предоставила акты на выполнение работ по дому и то предоставлены не полностью.
  • walker 11:48, 22 мая
    Надежда, так с первого числа те же УК за недобросовестную работу с порталом будут получать не номинальные хлопки по шапкам, а вполне ощутимые денежные штрафы, насколько мне известно. Наказания рублем всегда работают безотказно.
  • Vitas Stas 12:35, 30 мая
    Из каких денег будет платить штрафы ТСЖ, если у него только деньги собственников жилья? Вверху выделываются, игрушки играют, а расплачиваться собственники. Создали поддержку штанов Почте России ( ГИС их выдумка), за счет жителей страны.
  • Дмитрий 10:40, 19 июля
    Эта система никогда не будет работать нормально, т.к. разработчики из "Ланита", не являясь специалистами в области ЖКХ, при проектировании системы заложили массу чисто предметных ошибок, например, невозможность разместить Платежный Документ с долгом и пеней, что противоречит реальной жизни. Весь последний год разработчики ГИС ЖКХ только и делает, что потихоньку разгребают завалы собственного незнания предмета. Собственно, отсутствие хоть каких-то специалистов по предмету и явилось основной причиной того, что сроки внедрения уже провалены на год и, по моим оценкам, будут сдвинуты еще минимум на год. Бравурные речи о работоспособности системы направлены исключительно для "начальского" уха и с реалиями ничего общего не имеет.

Добавить комментарий:

Имя:

Вы можете получать оповещения о новых комментариях — для этого просто зарегистрируйтесь на сайте или войдите.

Читайте также в рубрике «Городская среда»

18+

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Нажмите Ctrl+Enter,
чтобы сообщить об опечатке