Театру мешает солнце, футболу – дождь

11 апреля 2017 13:00

Полные зал или трибуны – мечта каждого организатора концерта, артиста и спортсмена. К сожалению, в последнее время аншлагов становится всё меньше, а пустые кресла наводят на грустные мысли. Почему же так сложно наполнить залы в Иванове?

Три месяца, которые кормят целый год

Кроме системы театрально-концертных касс, которые охватывают всё Иваново, билетик на спектакль можно купить и из рук распространителей. Их профессия имеет много общего с работой рекламных агентов: они предлагают билеты и получают процент с продаж. Если выстроить дело по науке, продажа билетов начнет приносить неплохой доход, а театральные залы потихоньку заполнятся зрителями.

Между тем
Даже кинотеатры, где снижение потока зрителей почти незаметно, устраивают акции и бонусы для постоянных посетителей или студентов. А цирк распространяет купоны, по которым цена билета, часто неподъемная для среднего ивановца, становится более привлекательной.

Роман Вичужанин – артист Ивановского театра драмы, но в качестве подработки он занимается распространением билетов во всех трех наших театрах. «С одной стороны, очень приятно продавать билеты на спектакли со своим участием, но с другой – чувствуешь большую ответственность: вдруг зрителю не понравится? Ты тоже будешь в этом виноват», – улыбается Роман.

По его наблюдениям, самыми «доходными» месяцами в году являются ноябрь и декабрь, а также март. «Сезон открывается в сентябре, первые премьеры показывают, как правило, в конце октября – ноябре, – говорит он. – Но если в октябре многие еще заканчивают дачные работы, то к ноябрю, когда окончательно портится погода, люди начинают тянуться в театр. Декабрь – это ожидание чуда, предпраздничное настроение. К тому же начинаются детские сказки, что обеспечивает театрам высокую посещаемость на протяжении как минимум двух недель. Бывает, даем по 3-4 представления в один день!» Роман шутит, что в длинные новогодние праздники зрителям можно показывать всё что угодно: сидеть перед телевизорами настолько надоедает, что на ура идут даже сложные и грустные спектакли.

Зато во второй половине января и в феврале наступает ожидаемый «провал» в продаже билетов, а в марте зрители снова идут в театр после февральского «затишья», чаще всего вызванного нехваткой денег после новогодних праздников.

Распространитель билетов должен быть психологом

«Конечно же, большинству хочется увидеть на сцене комедию, – говорит Роман. – Кстати, с комедий хорошо начинать знакомство с театром тому, кто не привык к этому виду искусства. Как правило, это срабатывает, и в следующий раз новичок берет с собой друзей, знакомых, родственников, то есть вокруг него формируется некая группа заинтересованных». На второй раз Роман предлагает билеты на более сложный спектакль, и так постепенно его зрители «дорастают» до постановок уровня «Мамаши Кураж».

Чтобы продавать много билетов, нужно быть неплохим психологом. По наблюдениям Романа, чтобы посетить спектакль, большинству зрителей требуется некий толчок. «Вот Марья Иванна, женщина в возрасте, которая любит театр и ходит с удовольствием, но никогда не поедет сама в театральную кассу за билетом, – рассказывает Роман. – Ей просто будет лениво и некогда. Но если я звоню ей и приглашаю, да еще и билеты привожу сам, она обязательно пойдет, и не одна, и ей очень понравится. И таких – большинство. Студентам всегда предлагаю более дешевые билеты, профессорам – самые дорогие, на лучшие места. И все остаются довольны». Конечно, Роману выгоднее и быстрее работать с большими группами людей, например с организациями или вузами, которые выкупают сразу целый зал или большую его часть. Но иногда именно «мелочовка» по 2-3 билета в итоге приносит тоже немаленькую сумму и театру, и Вичужанину.

Принцип работы такой: Роман берет на реализацию определенное количество билетов (спрогнозировать успех спектакля можно по опыту прошлых лет), продает их, выручку возвращает в театр, а в конце месяца получает свой процент в виде заработной платы. В месяц удается продать от 150 до 1000 билетов на разные спектакли, а в год он «приводит» в театры в среднем 5 тысяч человек. «Звучит неплохо, но это лишь несколько процентов от общего количества посетивших театры, – говорит Роман. – Основную выручку, конечно, приносят кассы. Кроме того, сейчас купить билет можно и онлайн».

До классики нужно еще дорасти…

Директор филармонии Эдуард Гуревич признается, что проблема наполненности залов стоит очень остро. Филармоническое искусство – вещь специфическая: чтобы наслаждаться классической музыкой, нужно к ней привыкнуть, а именно этого и не хватает современному поколению слушателей. «Корни проблемы уходят в перестройку, когда рухнула отлаженная годами система регулярного посещения филармонии школьниками. Раньше государство выделяло на это солидные суммы, – уверен Эдуард Аркадьевич. – Теперь же выросло целое поколение людей, которые не приучены с детства слушать классику и серьезные музыкальные произведения. А это значит, что и своих детей они в филармонию водить не будут. Кроме того, теперь, чтобы сводить школьников на концерт, деньги собирают с родителей. А те и так, кроме концерта, вынуждены оплатить и дополнительные занятия, и взносы в школу… Конечно, многие отказываются. В результате мы работаем сейчас с 17-20 из 60 школ в городе. Это очень мало. Но, надеюсь, хотя бы эти школьники вырастут нашими постоянными слушателями».

Зато люди пожилого возраста в филармонию ходят часто. Вот только большую выручку с их посещений не сделаешь: они проходят либо бесплатно, либо по льготным билетам. Эдуард Аркадьевич сознается, что иногда, понимая, что на каком-либо концерте зал не заполняется, приглашает «бесплатных» слушателей. «Это всё же лучше, чем выступление артистов перед полупустым залом», – уверен он.

Проблему с посещаемостью в филармонии стараются решить и массированной рекламой, и рассылками СМС-сообщений с приглашениями на концерты. И, конечно, тщательным подбором репертуара, который высоко оценивают настоящие любители музыки.

В кинозале кресла мягче, чем на стадионе

В тему
Есть проблемы и с наполняемостью залов на концертах приезжих звезд. По словам директора «Ивановоконцерта» Антона Бурова, покупательная способность людей в последние годы значительно упала и многие уже не могут позволить себе развлечение стоимостью в несколько тысяч рублей (а именно столько стоят выступления топовых артистов). Цены в Иванове, по словам Бурова, еще достаточно божеские из-за того, что облцентр не так далеко от Москвы. Но залы всё равно не заполняются. «Билеты на концерты не относятся к предметам первой необходимости, поэтому на них стараются экономить, – говорит Антон. – Человек мечтает попасть на многие концерты, но покупает один билет на балкон стоимостью в 500 рублей».
Самые дорогие приезжие артисты – Григорий Лепс, София Ротару, Филипп Киркоров. Цена за билет на их концерт может составлять до 7,5 тысячи рублей. А вот Стас Михайлов в последнее время «подешевел» до 3500 рублей.

Футбол – та сфера, где Иваново держится в лидерах по количеству зрителей, желающих на него посмотреть. В среднем на матчи «Текстильщика» приходят около 3500 человек. «В последние три года наш клуб имеет самую большую посещаемость домашних матчей среди всех клубов профессиональной футбольной лиги, а их порядка 70, – рассказал «ИГ» пресс-атташе «Текстильщика» Артём Садовников. – Думаю, это связано с футбольными традициями нашей области. Где-то культивируется хоккей – и все ходят его смотреть. А у нас – футбол». Кроме того, демократичная цена на билеты (70 рублей) делает этот вид зрелищ доступным всем. Большинство билетов покупают прямо перед матчем, а на стадионе занимают свободные места, которых всегда много (трибуны вмещают около 10 тысяч зрителей).

В основном матчи посещают мужчины 40-60 лет, а также школьники старших классов. «Провал» существует среди публики 20-30 лет – это тот возраст, когда люди много работают, воспитывают детей и ходить на стадион им некогда.

«Несмотря на то что Иваново – лидер по наполненности трибун, мы наблюдаем, что с каждым годом зрителей на российский футбол приходит всё меньше, и наш город не исключение, – продолжает Артём. – Это общая тенденция, охватывающая клубы и высшей, и первой лиги. В чем причина? Во-первых, в изменении формата соревнований. 5 лет назад стали играть по европейской системе «осень-весна». Так, на лето, когда погода хорошая, приходится пауза между двумя чемпионатами продолжительностью в 1,5 месяца. А в ноябре и в начале апреля (когда погода плохая), наоборот, стали проводить матчи. Мало кому хочется смотреть футбол, сидя под дождем, а такое, к сожалению, не редкость. Гораздо приятнее остаться дома и наблюдать за игрой по телевизору (тем более наши матчи с недавнего времени транслируются в прямом эфире). Вторая и третья причины связаны: развлечения не стоят на месте и часто между походом в кино и на футбол люди выбирают первое. Отчасти потому, что в зале комфортнее, сидеть удобнее, кресла мягче. А иногда потому, что обычный матч уже не кажется таким интересным, каким он казался в детстве, где не было Интернета и других развлечений. Уровень игры команды тоже сказывается на посещаемости: играют хорошо – места на трибунах занимают активнее».

Читайте также
Ивановская область держит планку по льну и конопле
"Золотую звезду мне и Кабаидзе вручали одновременно"
Из родниковских "Ладушек" на "Утреннюю звезду" и "Голос"