- Начнем по порядку, с публикации в «Ивановской газете». Считаю, что это необходимо сделать, так как не вся информация, опубликованная газетой в статье от 17 марта, достоверна, а это может причинить вред репутации торговой марки «Элиот» и, следовательно, нанести конкретный ущерб продолжающим работу магазинам.
О невозможности дозвониться до офиса: у нас всегда работали и работают телефонные номера ивановского офиса компании (4932)-59-37-21, 59-37-22, 59-3723. Мы доступны в рабочие дни с 9.00 до 18.00.
О прекращении торговли бытовой техникой под брендом «Элиот»: торговля не прекращалась, она есть в настоящее время и, надеюсь, будет и в дальнейшем.
О закрытии магазинов: на сегодняшний день закрыты только 7 из 12 магазинов. 5 торговых точек продолжают работать в Иванове, Шуе, Кинешме, Фурманове и Волгореченске. В них трудятся 32 человека. Могли бы успешно продолжать работу и все 12 магазинов. Трудовым коллективам всех точек было предложено с 1 января работать самостоятельно на условиях полного хозрасчета под брендом «Элиот» в тех же помещениях, с тем же оборудованием, с тем же товаром и со всеми технологическими наработками, накопленными почти за 25 лет работы. Это называется франчайзинг. Но быть хозяином бизнеса непросто, поэтому многие не приняли наше предложение и магазины закрылись. Комуто дано быть хозяином, а кому-то комфортнее продавать свой труд и профессиональные навыки.
- Как так получилось, что крупной региональной сети, образованной в 1990-е и благополучно пережившей эти годы «смуты», приходится претерпевать такие трудности в относительно спокойные 2010-е?
- Да, почти за 25 лет нашей работы в стране было несколько серьезных кризисов, но это полбеды. Главная беда в том, что экономические показатели как страны, так и Ивановской области постоянно, от кризиса к кризису ухудшались. Если после кризиса августа 1998 года мы в сегменте «белой техники» (холодильники, морозильники, стиральные машины, кухонные комбайны, чайники и т. п.) запросто заместили здорово подорожавший импортный ассортимент на отечественный, который не вырос в цене из-за того, что большинство узлов и комплектующих для него производились в России, то в кризис 2008–2012 годов нам особо и предложить стало нечего. Выпуск отечественной техники значительно сократился. Например, до 1998 года холодильники выпускали 10 заводов в России и Белоруссии, они работали в Смоленске, Москве, Златоусте, Юрюзани, Муроме, Саратове, Красноярске, Липецке, Минске, Орске. У каждого завода была своя марка. В настоящий момент работают только заводы в Саратове, Красноярске, Липецке и Минске, да и то в большей степени на импортных узлах и комплектующих. Причем Саратовский и Красноярский заводы, применяющие импорт в меньшей степени, постоянно лихорадит, их производственные мощности заметно сократились. Вот и получилось, что позиции отечественных товаров на рынке бытовой техники значительно ослабли. Кроме того, технику стали покупать меньше из-за того, что за эти 25 лет серьезно выросли траты на важнейшие расходы населения: на оплату жилья, продуктов питания, лекарств, детского и семейного отдыха, на медицинские услуги.
- Каковы, на ваш взгляд, современные тенденции развития торговли бытовой техникой?
- На данный момент условия рынка таковы, что классическая розничная торговля постепенно вытесняется быстро развивающейся интернет-торговлей, причем всё больше китайской. Но, на мой взгляд, в условиях общего сокращения спроса на бытовую технику крайне рискованно вкладывать деньги (а это должны быть очень большие деньги) в интернет-торговлю. Приведу как довод в пользу моих слов небольшой расчет. Ассортимент товаров сейчас меняется очень быстро, причем со всё возрастающей скоростью, и каждому посетителю интернет-магазина хочется узнать о товаре как можно больше, а лучше виртуально «покрутить его в руках» в 3D. Для того, чтобы выложить товар в 3D в хорошем качестве на интернет-витрину, требуются очень большие затраты, в основном это рабочее время высокооплачиваемых специалистов. В ассортименте за год изменяются более 50% единиц, при ассортименте 20 000 единиц надо обработать 10 000 в год, причем обеспечить рентабельность продаж при цене минимум на 10% меньше, чем в классических розничных магазинах – такое под силу только компании, имеющей оборот минимум на два порядка больше оборота компании «Элиот» в период расцвета.
Федеральные сети сейчас не только не развивают, но и сокращают классическую розницу, пытаясь увеличить сегмент интернет-продаж. Далеко не у всех это получается. «Техносила», «М-Видео», «Эльдорадо» и «Медиамаркт» по всей России не только сокращают торговые площади, но и закрывают магазины полностью. «Элиот» пошел другим путем: мы сократили затраты на поддержку сайта, то есть закрыли его, для того чтобы высвободившиеся средства направить на увеличение рентабельности офлайн-магазинов. Существенно сократили издержки на логистику, административно-управленческий аппарат, бухгалтерию, маркетинг и рекламу. Для оставшихся магазинов «Элиот» бизнес стал рентабелен как раз в результате этих преобразований. А проблемы... У кого их нет?