Шанс для новой индустрии

31 марта 2017 11:38

В регионе уже несколько лет ведется работа по созданию комбината синтетического волокна. Об особенностях проекта, о том, на какой стадии он находится, нам рассказал генеральный директор АО «Ивановский полиэфирный комплекс» Сергей НИКОЛАЕВ.

Попытка конкурировать с Китаем

- Сергей Алексеевич, в чем важность проекта для текстильной промышленности региона и страны в целом?

- Такой сегмент текстильной промышленности, как производство синтетических волокон (в частности, самых распространенных в мире – полиэфирных) в России сегодня отсутствует. По сути, наш проект – первый в стране, который дошел до нынешней стадии. В СССР на производстве подобного волокна специализировалась Белоруссия: производство синтетических материалов было создано в Могилеве. Но этот комбинат, во-первых, теперь находится за рубежом, а во-вторых, он уже достаточно устарел с точки зрения оборудования и технологии и явно не удовлетворяет запросы потенциальных потребителей.

Полиэтилентерефталат используется в двух направлениях: производстве пластиковых бутылок и текстильных материалов. По химической формуле это одно и то же, но вещества, используемые для этих целей, по своим свойствам довольно сильно различаются: по вязкости, плотности, добавкам и прочим характеристикам. На одной линии нельзя производить оба вида продукции.

Предприятия в Калининграде, в Сенеже Московской области, в башкирском Благовещенске и Твери ориентированы на производство пластиковых бутылок. В конце 90-х – начале нулевых это была модная тема в России. Хотя в мире ситуация обратная: большая часть ПЭТФ рассчитана на создание волокна текстильного назначения. Долгое время российский бизнес считал, что с тем же Китаем конкурировать в сфере производства химволокна невыгодно, проще покупать там уже готовые ткани. Но за последние годы ситуация изменилась.

По заявлению руководства Ивановской области, такого значимого для экономики региона проекта давно не было. Да и для России наш проект – самый крупный в своем роде. Когда он будет реализован, возникнет сырьевая база для развития текстильной промышленности синтетических и смесовых материалов и регион получит большое преимущество по сравнению с другими.

К слову, наш регион пока не самый большой потребитель синтетического текстильного волокна, так как основной акцент был на переработке натурального сырья - в частности, хлопка. В европейской части России – около 40 предприятий, использующих полиэфирное волокно для производства технического текстиля. Практически всё оно – зарубежного производства.

- Поначалу проектом занимался «Иврегионсинтез». На каком этапе к этой работе подключился Ивановский полиэфирный комплекс?

- «Иврегионсинтез» за счет средств областного бюджета подготовил проектную документацию. Впоследствии эти документы купил Ивановский полиэфирный комплекс, деньги в казну вернули. Смена собственника была вызвана тем, что «Иврегионсинтез» –  это госпредприятие: единственным его учредителем был областной департамент имущества. Госпредприятие вряд ли могло бы стать инвестором крупного проекта, так как денег в бюджете региона на это не хватит. Для привлечения финансовых ресурсов на строительство комбината это должна была быть негосударственная компания… На сегодняшний день конечные владельцы предприятия – российские бизнесмены.

Первые десять лет комбинатом, скорее всего, будет управлять АО «Ивановский полиэфирный комплекс». Ведь речь идет об использовании заемных средств, а возвращать их должна та же организация, которая их занимала.

Строить начнут летом

- Какие важные этапы подготовки проекта можно считать законченными?

- Все необходимые экспертизы проект прошел. На завершающей стадии – подписание кредитных соглашений с Внешэкономбанком, а также формирование нового уставного капитала, который требуется по финансовой схеме. После этого, надеемся, в конце апреля – мае начнется активная работа подрядчиков и поставщиков. Строительство начнется летом. Земельные отношения оформлены.

По плану стройка закончится в 2019 году. Прежде чем мы примем работу у подрядчиков,  пройдут серьезные тестовые испытания завода в целом для подтверждения требуемых производственных и качественных показателей. Первые образцы продукции появятся в том же году, а выпуск товарной продукции начнется в 2020-м.

- Какую помощь оказало проекту правительство области?

- Хотя сегодня среди учредителей правительства региона нет, но без него проекта не было бы. Сама идея проекта родилась в правительстве. Еще лет десять назад оно заказало одной крупной международной фирме исследование, которое могло бы определить пути развития региона. Эта фирма сформулировала предложение о том, чтобы развивать такое направление, как технический текстиль. Поскольку собственного хлопка, в отличие от углеводородов, в России нет, эта сфера может активно развиваться.

Насколько я помню, сначала была даже идея строительства в области нефтеперерабатывающего завода. Но в итоге остановились на проекте строительства комплекса по синтезу полимера и производства из него волокна.

Также понятно было, что без поддержки на федеральном уровне проект не реализуется. Ее и обеспечило правительство региона – в том числе и тем, что вывело нас на чиновников высокого ранга.

Деньги дали чехи и немцы

- На прошедшем в феврале инвестиционном форуме в Сочи заключено соглашение о взаимодействии полиэфирного комплекса и Внешэкономбанка. Каков смысл этого соглашения?

- После заседания наблюдательного совета Внешэкономбанка, где проект получил предварительное одобрение, это первое письменное соглашение с госкорпорацией. В этом документе зафиксировано наше намерение построить комбинат, их намерение профинансировать проект, а также то, что в апреле мы подпишем с ВЭБом кредитное соглашение и начнем его исполнение.

Кредитное соглашение – на 80% от стоимости проекта. Это по нынешнему курсу немногим более 20 миллиардов рублей, но в валюте, в евро. Остальная часть – деньги акционеров.

- А каким образом задействованы чешские и немецкие банки?

- Под такой объем кредитования в принципе подошла только дюжина самых крупных российских банков. Но коммерческие по ряду причин отказались. Во-первых, наши коммерческие банки давно уже не занимаются проектным финансированием: им в обеспечение нужны только существующие активы, имущество и т. п. Их интересует только то, что они могут взять сейчас, а не завтрашний день. Во-вторых, срок окупаемости проекта достаточно большой. Такими «длинными» деньгами они не рискуют вкладываться, на 10-13 лет.

Понятно, что сейчас таких больших денег нет и у ВЭБа. Но так как он является еще и корпорацией развития, то готов подписать кредитное соглашение. За рубежом, в том числе в Евросоюзе, существует программа экспортного кредитования. Эти страны через государственные страховые компании страхуют сделки, связанные с экспортом своей продукции, товаров и услуг. Проще говоря, чешский банк заключает договор с ВЭБом на сумму контракта с чешской компанией, а немецкий банк – на сумму контракта с немцами. Обе сделки страхуются государственными страховыми экспортными агентствами в этих странах. ВЭБ на эти суммы заключает уже с нами кредитное соглашение, передает деньги нам, принимая на себя определенный риск.

- Что приобретет бюджет региона от деятельности комбината?

- Во-первых, налоги мы будем платить по месту регистрации, а зарегистрированы мы сегодня в Иванове. К тому моменту, когда начнется эксплуатация предприятия, подумываем перерегистрироваться в Вичуге.

- Кто будет строить?

- Год назад в Праге мы заключили договор с чешской компанией Unistav Construction a.s. Unistav за 26 лет своей деятельности реализовала более 210 проектов в Чехии, Словакии, Украине. В России строительная компания Unistav Construction работает с ВЭБом с 2001 года. Среди крупных проектов, реализованных в нашей стране: теплоизоляционные работы на заводе «Фольксваген» в Калуге, строительство одного из крупнейших заводов по производству гофроупаковки в Дмитрове Московской области, строительство логистического терминала в аэропорту Шереметьево, завода по производству паштетов и мясных консервов во Владимирской области, завода «Рафарма» в Липецкой области…

Главным российским партнером чехов в нашей стране в проекте выступает петербургская компания СМУ-303. Она тоже имеет большой опыт строительства крупных предприятий. Совсем недавно при участии ВЭба построили, например, завод по производству ориентированно-стружечных плит в Торжке Тверской области... Будут и другие субподрядчики, в том числе из нашего региона.

- Кто поставляет оборудование?

- Основное технологическое оборудование - немецкое. В декабре 2016 года в немецком Эссене подписали контракт на поставку оборудования, шеф-монтаж и сервисное обслуживание с генеральным поставщиком Uhde Inventa-Fischer GmbH, входящим в состав концерна ThyssenKrupp Industrial Solutions AG. Контракт предусматривает поставку современного высокотехнологичного оборудования от ведущих мировых лицензиаров Uhde Inventa-Fischer GmbH (Германия) и Oerlikon Neumag (Германия). Часть оборудования для вспомогательных систем – чешское и российское.

Комбинат обеспечит 60 процентов потребности российского рынка

- Расскажите подробнее, что будет выпускать комбинат и на какую долю рынка вы претендуете?

- В идеале комбинат будет выпускать только полиэфирное волокно. Но предусматривается и выпуск некоторого количества гранулята, из которого можно производить текстильные нити. Спрос на волокно в России больше. Это и более дорогой продукт, его продавать выгоднее. Гранулят будет, так сказать, дополнительным продуктом. Технология такова, что синтез без потери качества полимера возможен только непрерывный и при загрузке производства не менее, чем на 60%. На трех линиях будем выпускать 14 видов полиэфирного волокна. При переходах с одного вида на другой остановов отдельных элементов установки непрерывного формования волокна не избежать. В это время часть расплава пойдет на гранулят.

Всего в стране сейчас потребляется около 200 тысяч тонн химволокна. В России на сегодняшний день производится в год около 70 тысяч тонн вторичного химволокна – из пластиковых бутылок, грубо говоря. Оно более низкого качества и используется только в смеси с первичным химволокном - тем, которое будем изготавливать мы. Наше волокно будет вполне конкурентоспособным. По прогнозам аналитиков, спрос на полиэфирное волокно к 2025 году будет около 300 тысяч тонн. Мы надеемся, что 60% потребности российского рынка наша продукция сможет обеспечить.

Что касается местной переработки, то уже сейчас в регионе есть компании, которые могут ее обеспечить. Кроме того, Вичугский индустриальный парк, который будет построен рядом с комбинатом, станет площадкой для размещения многих предприятий по переработке ПЭТФ-волокна и гранулята. Это выгодно и вполне доступно даже для малого бизнеса.

- А где сырье для производства волокна будете брать вы?

- Один компонент – это терефталевая кислота, которую в России производит Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания (Сибур). Правда, всю ее она же и потребляет. Но у Сибура есть планы по увеличению производства кислоты. Так что процентов на 70 наши потребности Сибур закроет, если качество нас устроит... А так купить за рубежом это сырье – не проблема. С ценовой точки зрения работать на импортной кислоте сейчас выгодно, да и производится она в избытке.

Второй компонент – это моноэтиленгликоль. Он производится в том числе недалеко от нас – в нижегородском Дзержинске и Нижнекамске (Татарстан). У нас с ними есть предварительные соглашения о поставках на весь объем потребности.

- Вичужан волнует вопрос о рабочих местах. Как на строительстве комбината, так и при дальнейшей работе.

- В строительстве комбината  примут участие в разное время от 500 до 900 человек. Естественно, генподрядчик не привезет столько работников, так что найдется дело и для местных жителей… Для деятельности комбината необходимо 550 работников. Потребуются электрики, механики, слесари, разнорабочие, инженеры и другие специалисты традиционных профессий, которые найдутся и в Вичуге, и в близлежащих районах.

Экология не пострадает

- Еще один важный вопрос, тревожащий местных жителей, касается экологичности комбината. Все ли необходимые экспертизы пройдены?

- По закону для такого предприятия обязательно наличие санитарно-защитной зоны. Это требование выполнено: участок был выбран так, что в радиусе километра никакого жилья нет, садовые участки тоже находятся на безопасном расстоянии. Был заказан отчет о воздействии на окружающую среду (в нашем случае он по закону не требовался, но мы всё равно пошли на это). Этот отчет прошел экспертизу Росприроднадзора. Были проведены и общественные обсуждения проекта. Кроме того, в проектной документации есть раздел, посвященный экологической и промышленной безопасности. Он обязателен и тоже успешно прошел проверку Главгосэкспертизы в Москве.

Зарубежные страховые компании также провели экологическую экспертизу. Ее сделала известная британская компания Mott MacDonald. На основании их отчета проект получил одобрение европейских страховщиков.

- Тем не менее любое предприятие оказывает негативное влияние на окружающую среду, вопрос лишь в его степени. Насколько всё же производство вредно для природы и человека?

- Полимер, который мы будем производить, безопасен. Примерно из такого же вещества состоят, например, бутылки, из которых мы пьем воду. Никаких ядовитых фенолов там не содержится.

Производство состоит из двух этапов: создания полимера и «вытягивания» волокна из него. На втором этапе никаких побочных вредных продуктов не может возникать в принципе: там применяются только физико-механические процессы. На первом этапе из терефталевой кислоты и моноэтиленгликоля в замкнутой среде при высокой температуре создается полимер (в виде расплава полиэфилентерефталата). При этом побочным продуктом образуется только вода с твердыми примесями. Ее будут очищать на локальных очистных сооружениях комбината с помощью особых микроорганизмов. В результате образуется ил, который можно использовать как удобрение. Далее эта очищенная вода пойдет в городские очистные сооружения. Никаких сбросов в местные реки не будет. Даже осадки (снег и дождевая вода) с территории комбината поступят в очистные сооружения.

Все реакции на производстве будут протекать в замкнутом пространстве (вакууме), без контакта с внешней средой. Даже если вдруг нарушится герметизация труб, то производство немедленно автоматически остановится, а расплав поступит в специальные емкости на территории комбината и превратится в слитки, которые безопасны и потом тоже могут быть переработаны вторично.

Даже те вредные вещества, которые в микроскопических количествах могут возникнуть при процессе производства, будем дожигать прямо на комбинате, и в атмосферу они не попадут. Котельные предприятия будут работать на газе, поэтому и здесь проблем для экологии нет.

Так что влияние на окружающую среду комбинат окажет самое минимальное, вполне допустимое существующими санитарными и иными нормами. Именно поэтому, кстати, в мире ежегодно растет и производство, и потребление полиэфирного волокна и продукции из него, так как оно самое чистое из всех видов синтетических волокон.

Читайте также
В парке "Красная Талка" в Иванове прошел большой городской субботник
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа