Миграция колледжей

21 февраля 2017 12:44

Сообщения о реорганизации или закрытии техникумов и профессиональных лицеев в последнее время появляются регулярно. Эти новости, по понятным причинам, вызывают широкий общественный резонанс. Реорганизация в конечном итоге всё равно происходит, люди постепенно успокаиваются, но остаются в твердом убеждении, что в системе современного российского образования появилась еще одна невосполнимая брешь. Но так ли это на самом деле? Действительно ли закрытие и преобразование колледжей – это всегда плохо?

Демографическая яма спутала все карты

История колледжей, работающих на территории нашего региона, началась в советские годы. Многие учебные заведения были открыты в 30-е годы, но настоящий бум строительства профтехучилищ и техникумов пришелся на 50-60-е. Тогда же была проведена масштабная реформа: школы ФЗО (фабрично-заводского обучения) и ремесленные училища были преобразованы в ПТУ.

В условиях плановой экономики учреждениям профобразования жилось вольготно. Государство вкладывало большие деньги и в инфраструктуру учебных заведений (строились общежития, спортивные площадки), и в материально-техническую базу. Всех без исключения выпускников обеспечивали работой. Во времена кризиса 1990-х ПТУ пережили непростые времена, но всё же продолжали набирать студентов, содержали здания и объекты инфраструктуры.

Ситуация кардинально изменилась в новом веке с введением нормативно-подушевого финансирования сферы образования. Школы и колледжи теперь содержались исходя из количества учеников и студентов. Исключения были сделаны для некоторых сельских и малокомплектных школ, которые по определению не могли бы выжить в предлагаемых условиях. Новая схема казалась удачной находкой: ведь государство получило возможность контролировать каждый вложенный рубль.

К сожалению, были аспекты, которые не удалось учесть: демографическая яма и отток молодежи из сельской местности и районных центров – два фактора, сыгравшие роковую роль в судьбе целого ряда учебных заведений. К тому же с 2010 по 2012 год под крышу областного бюджета перешли 10 федеральных образовательных учреждений, а в 2012-м – еще восемь. Финансовое бремя становилось непосильным, и реформы в данной ситуации были неизбежны.

«Решения, принятые в тот период, были абсолютно правильными, мы лишний раз убеждаемся в этом сейчас, – говорит замначальника департамента образования Владимир Лазарев. – Достаточно привести несколько примеров: так, в 2009 году было принято решение об объединении бибиревского ПУ № 15 с ивановским ПУ № 2. Материально-техническая база бибиревского училища передавалась Ивановскому институту противопожарной службы. И сегодня ребята из Бибирева спокойно учатся в Иванове, а на базе бывшего училища в Бибиреве располагается один из учебных центров МЧС. В Кинешме были объединены энергетический и химико-технологический техникумы. Два учреждения располагались буквально через дорогу друг от друга и оба были заполнены лишь наполовину. Сейчас мы имеем технологический колледж – мощное, конкурентоспособное учреждение с хорошей материальной базой и прекрасными перспективами для выпускников».

Здание рассчитано на 1500 человек, а училось – 124

Некоторые объединения – как, например, в Кинешме – прошли достаточно спокойно. Другие же (в том же Бибиреве) сопровождались общественными волнениями. А споры о некоторых реформах не утихают и по сей день.

В 2014 году известие об объединении местного сельскохозяйственного техникума с шуйским профлицеем № 4 стало шоком для жителей села Сергеево Шуйского района. На базе двух учреждений был создан Шуйский технологический колледж. «Я вполне понимаю жителей Сергеева, для которых техникум был единственным источником культурной жизни, – говорит директор объединенного учреждения Олег Воробьёв. – Но разве не должны мы в данной ситуации подумать о судьбах молодых людей, которым необходимо не какое-нибудь, а качественное образование? А о каком образовании можно говорить, если на момент закрытия техникума в нем учились 124 человека при оптимальной загрузке в 1500? Они не могли даже скомплектовать группы. Сегодня эти дети учатся в современном колледже с хорошей базой, квалифицированным штатом педагогов и отличной инфраструктурой».

Вообще, если детально разбираться в ситуации с сергеевским техникумом, то всплывают весьма интересные подробности. Долгие годы учреждение было в федеральном подчинении. И даже после передачи на баланс области техникум по договору между регионом и Москвой три года после смены статуса продолжал получать большие деньги на содержание и развитие. Однако, по всей видимости, вложения не пошли впрок. И речь здесь не идет о коррупции или других махинациях – все деньги осваивались без нарушений и шли на содержание зданий, на стимулирующие выплаты... Проблема в другом: выделенные средства не работали на имидж учреждения, хотя такие возможности были: профориентационную работу, рекламу и прочие «мелочи», на которые как-то не принято обращать внимание, – одним словом, на развитие потенциала. Результат в итоге оказался печальным: сергеевский техникум, готовивший кадры для сельскохозяйственной отрасли с далеких 1950-х годов, был признан неэффективным и нерентабельным. После объединения здания, принадлежавшие учреждению, были переданы муниципалитету, производственные мощности перевезли в Шую и присоединили к профлицею № 4. И результат налицо: спустя два года Шуйский технологический колледж считается одним из лучших учреждений среднего профобразования в Ивановской области. Его студенты не только регулярно побеждают во всевозможных олимпиадах, но и занимают призовые места в конкурсах профмастерства WorldSkills.

Студентов из Комсомольска переведут в лучшие ивановские колледжи

По похожему сценарию объединяли профлицей № 25 и лицей № 7 в Фурманове, Юрьевецкий сельскохозяйственный колледж с ПУ № 20 в селе Михайлово и многие другие учреждения. Процесс реорганизации системы профобразования не окончен и по сей день. В последние месяцы умы общественности будоражат слухи о закрытии Комсомольского энергетического колледжа – филиала Ивановского энергоколледжа. Первые сведения о преобразовании появились еще в октябре. Процесс не завершен и сейчас – в том числе и из-за активного сопротивления жителей Комсомольска и студентов колледжа. Но изменения, судя по всему, неизбежны.

«На сегодняшний день затраты на содержание одного студента в Комсомольском филиале составляют 101 тысячу рублей, – говорит Владимир Лазарев. – Это в 2,5 раза больше, чем содержание каждого человека в головном, ивановском филиале. При этом в Комсомольске сегодня обучается 103 человека при плановой мощности в 800. Но речь даже не об этом. Мы должны думать и о качестве образования. Но о чем можно говорить, если в Комсомольском филиале не хватает почти 30% педагогов? А ведь обучение здесь ведется по таким непростым и опасным специальностям, как «Тепловые электрические станции» и «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Возникает вопрос: будут ли готовы выпускники Комсомольского филиала к работе в реальных условиях, если сегодня даже прохождение производственной практики у них остается под вопросом?»

Вопрос о закрытии Комсомольского филиала энергоколледжа сегодня фактически решен. При этом ребята, которые там обучаются, не останутся без дипломов – все они для продолжения учебы будут переведены в ивановские учреждения (энергетический и автотранспортный колледжи). Здесь им готовы перезачесть все экзамены и предоставить места в общежитиях. «Что лучше: получить качественное образование в ведущих учреждениях региона, которые имеют превосходные материально-технические базы и многолетние договоры о сотрудничестве с крупнейшими компаниями, или прозябать в Комсомольске? – говорит Владимир Лазарев. – Да, многие родители в Комсомольске говорят о том, что в родном городе содержать ребенка легче. Но давайте сразу расставим точки над «i»: когда речь идет о детском саде, я голосую обеими руками за доступность. Но если мы говорим о среднем образовании – дискуссии неуместны: ведь речь – о будущем подростка, его жизненных перспективах. И это выбор каждого родителя и самого ребенка».

Наверное, в данной ситуации действительно нужно попытаться мыслить широко: думается, каждый человек, которому предложили бы безвозмездно поменять учебу в местном вузе на образование в МГУ или МФТИ, согласился бы на такой вариант.

Читайте также
Специалисты начнут сертификацию аэропорта "Иваново" 16 апреля
Пожароопасный сезон в Ивановской области начнется с 21 апреля
Аграрии в Ивановской области будут получать субсидии на растениеводство в электронном виде