И не десантники, и не боксеры

21 февраля 2017 12:31

Мы привыкли, что воспитывают наших детей, делают прически и шьют одежду одни женщины. А что же тогда делать представителям сильного пола, у которых к этим занятиям лежит душа? Из историй наших сегодняшних героев понятно, что работа в «женских» профессиях для них из-за мощных стереотипов в обществе – настоящее мужество.

Шить одежду начал с детского сада

Мысль о разделении профессий на «мужские» и «женские» внушается нам с самого детства. В подростковом периоде она подкрепляется установками, что мужчина должен зарабатывать деньги, а женщина – хранить семейный очаг. А такой, казалось бы, несложный принцип «Каждому – по способностям» почему-то не всегда берется в расчет. Однако жизнь всё расставляет на свои места...

Василий Сафонов начал шить одежду в раннем детстве, еще в детском саду. Сначала одевал кукол, чем вызывал всеобщий восторг у девочек. Затем его увлечение переросло в нечто большее: в школьном возрасте он шил брюки уже самому себе. «Друзья, когда видели мою новую одежду, просили сшить такую же», – рассказывает житель облцентра, давно прослывший модником. Позже пришло осознание того, что этим увлечением всегда можно заработать на хлеб.

Мужчина признается, что о сделанном выборе никогда не жалел, хотя с непониманием приходилось сталкиваться и в молодости, и сегодня. Когда после школы Василий устроился на работу в ателье, где коллектив, конечно же, был чисто женским, ему часто задавали вопрос: «Что с тобой не так? Почему ты шьешь?». Однако сам Василий, у которого теперь своя мастерская-ателье, носящая имя хозяина (он шьет всё, кроме обуви, может выполнить любые виды работ), не считает профессию закройщика исключительно женской. «Во всём мире шьют именно мужчины, лучшие модельеры и кутюрье – мужчины, и только у нас почему-то принято считать эти профессии женскими», – говорит он.

Мечта Василия Сафонова – создать свою линейку джинсовой одежды.

Со стройки – в салон красоты

Присутствие в женской профессии мужчины не всегда воспринимается в обществе однозначно. Взять хотя бы педагогов. Если к учителям-мужчинам в школах мы привыкли, то мужчина-воспитатель – это пока редкость. Во всяком случае в Иванове он пока один (так же, как и наш предыдущий герой) – Павел Соколов из детского сада № 11.

Молодой человек окончил педколледж и педвуз, но не предполагал, что будет воспитывать малышей. Однако сейчас за плечами Павла уже два выпуска, и, по словам его коллег, дети очень любят молодого воспитателя, а родители малышей хотят попасть в группу именно к нему. Кто-то считает необычным, что его ребенка будет воспитывать мужчина, а кому-то нужна дисциплина и развитие мужских черт характера, кого-то просто привлекают хорошие отзывы о мужчине-воспитателе.

Павел трудится в детском саду около шести лет, коллеги-женщины его присутствию очень рады: у него золотые руки. Молодой мужчина помогает женскому коллективу во всём: в обустройстве групп, в ремонте, в создании кукольного театра… Воспитатели не скрывают, что если Павел уйдет (как известно, зарплата у воспитателей не мужская), то его им будет очень не хватать: приятно, когда чувствуешь мужскую опору за спиной.

Рады женщины-коллеги и присутствию в своем салоне красоты мастера ногтевого сервиса – Андрея Петрова. А клиентки стремятся попасть именно к нему. «Запись к Андрею, особенно в праздники, – на две недели вперед, – рассказали в салоне. – Но он не любит большого внимания к своей персоне и не дает интервью, устал от вздохов и нетактичных вопросов вроде: он не инвалид?»

Раньше молодой человек трудился на стройке. Однажды младшая сестра попросила сделать ей маникюр на правой руке: самой было неудобно. Она заметила, что у брата это хорошо получается, и стала часто прибегать к его услугам, а потом рассказала подругам. Девушки стали приходить к нему на маникюр. Андрей Петров прошел курсы, и его взяли в салон (поначалу, скорее всего, из любопытства: было интересно, как к мужчине отнесутся клиентки). Сегодня он освоил все виды ногтевого сервиса и ушел со стройки, называя свою новую профессию призванием.

Директриса уволила с должности горничного

К стереотипам можно относиться по-разному, но порой с некоторыми они играют злую шутку. Иван Мышкин немного стесняется своей работы, но только потому, что ему мало платят. Он – уборщик. Это, конечно, не основная его профессия: днем он ремонтирует автомобили ивановцев, а вечерами и ночами моет полы в подъездах. Надеяться на помощь ему неоткуда – он воспитанник детского дома, серьезной профессии получить не смог, так как рано пошел работать.

Иван признается, что это не первый его опыт работы в «женских» профессиях: до этого пришлось работать горничным. Когда Мышкин пришел устраиваться на работу, руководитель отдела кадров сообщил, что есть только одна вакансия – горничной. Ивановец, очень нуждавшийся в деньгах, согласился. Те, кто отдыхал в арабских странах, видели, что мужчины там моют номера, пылесосят и меняют постель. Но здесь, в Иванове, к этому относятся неоднозначно. В отеле нового работника поначалу тоже приняли с подозрением, но скромный парень без вредных привычек быстро нашел общий язык с другим персоналом и клиентами, которые не скупились на чаевые. Сменить работу пришлось из-за смены руководства: отель продали, и купила его женщина. Ей было непонятно, отчего здоровый мужчина работает горничным, и она посоветовала ему найти другую работу.

«Не доверяйте женщинам свою прическу»

26-летний Николай Сенько – представитель редкой на сегодняшний день профессии. Он барбер (мужской цирюльник, парикмахер, стилист). В Иванове есть единственная подобная парикмахерская – «Barber shop EISENBART», со своей историей и философией. Здесь работают мужчины и стригут только мужчин.

Ивановский барбер Николай Сенько.

По мнению Николая, стричь мужчин по-настоящему хорошо, модно и стильно могут только мужчины: «Я знаю лишь одну женщину, которая делает мужские стрижки на высшем уровне, но она живет не в Иванове, и даже не в России». Женщины, по мнению Николая, понимают представителей сильного пола хуже, чем сами мужчины. До глубинки новые тенденции доходят с опозданием, но Сенько хочет, чтобы и мужчины нашего региона выглядели стильно и модно. Николай верит, что это направление в области станет популярным и востребованным.

Стать специалистом по мужским стрижкам Николай решил восемь лет назад. Сегодня он профессионал, а вот вспоминая свою первую стрижку, улыбается. Говорит, что руки тряслись, ножницы ходили в них ходуном, и ему казалось, что от напавшего вдруг волнения он делает всё неуверенно и неаккуратно… Однако учитель даже не поправил стрижку, которую сделал начинающий парикмахер, а, наоборот, похвалил.

Сегодня к известному и за пределами нашего города барберу мечтают попасть многие – от совсем юных мальчишек до зрелых мужчин, следящих за модными тенденциями. А тем молодым людям, которые хотят стать барберами или выбрали другую профессию, прослывшую в народе женской, Николай советует верить в себя и, несмотря ни на что, уверенно идти своим путем. «Если не сдерживать внутренние порывы, то может получиться очень даже неплохой результат», – улыбается он.

Мнение специалиста
Владимир КУЗНЕЦОВ, ивановский юрист:
- Согласно поправкам, внесенным в федеральный закон от 2 июля 2013 года «О занятости населения», в объявлениях о работе запрещено указывать возрастные, половые и другие ограничения. Закон запрещает распространять информацию о вакантных должностях, содержащую сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав соискателя. Но, несмотря на грозящие за нарушения немалые штрафы – от 500 рублей до 15 тысяч, работодатели нередко продолжают «отсекать» потенциальных работников по возрасту и полу. Я считаю, что, если человек хорошо работает, добивается хороших результатов и устраивает работодателя, не имеет значения, кто он – мужчина или женщина.

Читайте также
Промышленное производство в Ивановской области в первом квартале 2024 года выросло на 7%
К 1 мая отопление отключат во всех городах Ивановской области
Урологические операции в Иванове все чаще проходят без скальпеля