«Артистка Павлова»

14 февраля 2017 18:22

В областном театре кукол много заслуженных, любимых публикой актеров. Этот театр с его маленьким залом, маленькими зрителями и обязательными, перед каждым спектаклем, представлениями в сказочно оформленном фойе всегда имел со своей аудиторией отношения доверительные, семейные. Про каждого актера зрители говорят «наш Кузнецов», «наш Новиков», «наш Сердитов», «наша Клевцовская»... А ее называют просто – «артистка Павлова».

Начинала с роли мальчика

Это почетное наименование Вера Дмитриевна, отметившая на днях бенефисом свой юбилей и 35-летие работы на сцене одного из самых популярных ивановских театров, получила еще в юности. И с тех пор она, кажется, не изменилась – всё то же искреннее отношение к работе, те же эмоции, тот же максимализм во всём. Недаром в 2016 году Вера Павлова получила по итогам голосования зрителей звание «Любимица публики».

В театр кукол Вера пришла 7 июня 1982 года совсем девчонкой, после окончания Ивановского училища культуры. Театром тогда руководила Елена Демирова – легенда в мире кукол, непререкаемый авторитет на все времена. Вера до сих не может поверить, что ей сразу же, в том же году, доверили роли в спектаклях. «Первый назывался «Ищи и найдешь». Роль мальчика Дауда. Он ушел из дома и встретился с медвежонком, таким же непослушным. Герои вместе искали разноцветные дорожки, дети из зала им подсказывали. Затем были «Гасан – искатель счастья». В 1983-м – «Волшебная книга», с которой мы потом объездили с гастролями всю страну, – рассказывает Вера Дмитриевна. – Гастроли для любого актера – это такая школа, с которой обычный театральный сезон, конечно, не сравнится. Тут тебя некому заменить, нужно быстро принимать решения. Меня очень жестко тогда учил наш заслуженный артист Владимир Кузнецов, за что я ему до сих пор благодарна».

После этого в репертуаре Веры Павловой появились несколько главных ролей: принцесса в «Незадачливом драконе», «Снежная королева» в сказке Шварца.

Для гастролей в Германии учили немецкий

Но начало 80-х ей запомнилось также иностранными гастролями. В те времена граждан СССР выпускали за границу неохотно. Профессия актера была одной из немногих, позволявшей увидеть мир. Уже потом, в новом тысячелетии, Вере удалось снова побывать в гостях в тех странах, куда она приезжала в составе труппы. Конечно же, тогда, в юности, всё было по-другому: «В театре был поставлен спектакль «Сказка о царе Нале» по древнеиндийскому эпосу «Махабхарата». Интересный, сложный спектакль с деревянными куклами. И его отобрали для гастролей в Индии. Это была поездка, которая на всех произвела небывалое впечатление. Красивейший беломраморный Тадж-Махал, в котором даже летом холодно, а на улице – жара, грязь, нищета. Вот уж страна контрастов. Затем мне от Союза театральных деятелей дали путевку в Северную Корею. Можно поразному относиться к ее политической системе, но это тоже было удивительное путешествие. А потом мы сами всех удивили – уже в Европе. Для гастролей в немецком Мюнхене и австрийском Мистельбахе выучили роли на немецком языке. При этом все играли так естественно, что после спектаклей зрители подходили и задавали нам вопросы – и очень удивлялись, что мы не знаем языка!»

Познакомилась с Донатосом Банионисом

В 1991 году «артистка Павлова» (это устойчивое словосочетание ей приклеил знаменитый в кукольном мире режиссер из Подмосковья Станислав Железкин) получила высшее образование – окончила театральный вуз в Ярославле. Учеба, гастроли, новые спектакли, новые режиссеры. И тут вдруг государство, которое занималось культурой, считало эту сферу одной из важнейших, в одно мгновение исчезает. 90-е годы все актеры запомнят надолго. Вера Павлова, например, чтобы хоть как-то жить, работала продавщицей в ларьке. Конечно, об этих годах вспоминать трудно. В театре было очень холодно. Гастроли и фестивали проходили лишь в ближайших городах. Создание фестиваля «Муравейник» было общей заслугой руководства театра и неравнодушных ивановцев. Но выяснилось, что театры кукол в стране попрежнему живут. Эти встречи убедили всех в том, что искусство вечно. «Каждый из нас, актеров, был на фестивале «мамкой» для какого-то конкретного театра. Размещал их в гостиницах, встречал по утрам, руководил всеми выступлениями. Наш фестиваль, по мнению многих, был самым душевным, – считает актриса. – А потом, когда и в других регионах фестивальное движение развилось, мы снова начали ездить по нашей огромной стране».

Особые отношения у Ивановского театра кукол сложились с театром кукол в литовском Паневежисе. Не раз актеры гостили друг у друга. Вере Павловой эти встречи особенно дороги, ведь в Паневежисе она познакомилась со своим кумиром Донатасом Банионисом.

Актерская работа для Веры, как и для всего нашего театра кукол, не всегда связана с ширмой, шестами или «черным кабинетом». «Артистка Павлова» – настоящая ходячая энциклопедия по советским военным и историческим фильмам, по театральным постановкам. Амплуа у актеров могут быть разными, а братство одно.

Не сразу догадаешься, что за всех героев говорит один человек

В областном театре кукол Вера Павлова только одна постоянно выступает с моноспектаклем «Гуси-лебеди». Это практически незаменимый вариант, если другие актеры не смогли поехать на выездной спектакль. Взрослые и то не все понимают, что эту сказку играет одна артистка. Дети же убеждены, что сказочные герои говорят разными голосами, живут каждый отдельной жизнью.

У «артистки Павловой» и в обычной жизни тоже много «жизней». Кроме любимой работы, семьи, отличницы и медалистки дочери она занимается и общественной деятельностью – помогает родителям детей, страдающих диабетом. «Дети сами не могут ответственно относиться к своей болезни, как этого не понимают родители? – удивляется Вера. – У нас есть прекрасные врачи, но они тоже не всегда могут разъяснить всем родителям, что у них теперь, после установления диагноза, совсем другая жизнь. А сколько мне пришлось видеть родителей, которые считают, что раз-то в неделю их ребенок может и поесть по-человечески, и «кока-колы» выпить, как все. Нужно выстроить систему питания, нужно четко, по буквам и цифрам, распланировать каждый завтрак, обед, ужин».

Такое впечатление, что кроме собственного ребенка и всех маленьких зрителей нашего самого лучшего театра Вера готова взвалить на себя заботы о еще огромном количестве детей. Поэтому в спектаклях, в которых она занята, ее голос всегда можно отличить по экспрессии, по интонации. Даже если она играет хитрую Лису, коварную Бабу-ягу или холодную Снежную королеву.

«Свою работу нужно любить, – убеждена «артистка Павлова». – Если что-то делать из-под палки, ничего не выйдет. А если я уже 35 лет работаю на радость себе и зрителям, то ни мне, ни зрителям не хочется уходить из нашего театра».

Александр ГОРОХОВ

Читайте также
Бойцы спецоперации участвуют в программе "Время героев"
Жители и гости Иванова смогут прокатиться на троллейбусе Победы 
Колесо обозрения на набережной в центре Иванова вновь заработает