Александр СЕРКОВ: «Оперетта держится на смехе и любви!»

7 февраля 2017 15:30

Его появление на сцене Ивановского музыкального театра вот уже четверть века вызывает оживление в зале: какую грань своего таланта он продемонстрирует публике на этот раз? Артист никогда не дает зрителям расслабиться, целиком овладевает их вниманием, даже если исполняет не центральные роли. Александр Серков играет легко и непринужденно, прекрасно поет и двигается. Зритель всегда верит актеру, а это высшая оценка творчества мастера. К слову сказать, на днях Александру Алексеевичу вручена благодар

Мечтавшего петь отправили в шахтеры

 - Как получилось так, что вы решили стать артистом?

 - Знаете, у меня не самая простая судьба: я воспитанник детского дома. Любовь к искусству с раннего возраста мне привила наш воспитатель Зинаида Ивановна Кузина, и я очень благодарен ей за это. В принципе, в жизни я умею две вещи – рисовать и петь. Не просто умею, но получаю от этих занятий колоссальное удовольствие.

Справка

Александр Серков – артист-вокалист Ивановского музыкального театра, лауреат областной театральной премии Раскатова. Окончил Новосибирскую консерваторию. Свою музыкальную карьеру начинал в Государственном театре оперы и балета Республики Коми. 25 лет служит на ивановской сцене. Среди созданных им образов – Этьен Верде в «Мистере Икс» (Кальман), Тимоте в «Хануме» (Канчели), Арман Мирабо во «Фраските» (Легар), Эгль в «Алых Парусах» (Дунаевский), Леопольд Воляпюк в «Сильве» (Кальман)…

Потому-то поступать я хотел в художественное училище, но… были советские времена, выпускника детдома никто особо не спрашивал, куда и кем я хочу, меня просто отправили в Ворошиловградское ПТУ, готовящее шахтеров. Так что не удивляйтесь, но по первой специальности я «Подземный рабочий шахты. Электрослесарь. Шахтер». Более того, я и впрямь успел поработать на шахте – протягивал электрический кабель. Но не забывал и о творческой самореализации – оформлял стенгазеты.

Потом была армия. Службу я проходил в Хабаровском крае, на Большом Уссурийском острове. И хотя моей армейской учетной специальностью значилось «мастер-пулеметчик», на практике меня больше использовали в ипостаси художника: выделили мастерскую, в которой я рисовал портреты Ленина, оформлял красный уголок части, дембельские альбомы. Но и на ночные стрельбища и маршброски ездил, разумеется.

После армии возвращаться в шахту не хотелось, тем более что наш запмполит убеждал меня остаться на сверхсрочной службе. Я поступил в Хабаровское училище искусств. А дальше пришел приказ и меня откомандировали в ансамбль песни и пляски Дальневосточного военного округа. Затем еще полгода проработал в таком же ансамбле Сибирского округа. И вот однажды друзья-сослуживцы послали за меня письмо в Новосибирскую консерваторию. Сдал экзамены, и меня приняли. Поэтому, невзирая на недовольство командования, я ушел в запас и посвятил себя музыке. Денег, как понимаете, катастрофически не хватало, так что параллельно учебе работал гардеробщиком.

15 лет посвятил «Золушке»

 - Как складывалась ваша дальнейшая творческая судьба?

 - В 1988 году я окончил консерваторию. На экзамене исполнял Подъячего в «Хованщине» на сцене Новосибирского театра и получил за это исполнение оценку «отлично», после чего меня пригласили в Государственный театр оперы и балета Республики Коми (Сыктывкар). Там я и набирался сценического опыта. Жизнь была удивительно интенсивна – за три сезона сыграл ни много ни мало 17 ролей. Причем роли были как на подбор: Ленский в «Евгении Онегине», Лопуцковский в «Насильно мил не будешь», Бонди в «Герцогине из Чикаго». В кратчайший срок я сделал карьеру и имя.

 - Как же случилось так, что вы оказались в Иванове?

 - Всё произошло спонтанно. Моя старшая сестра живет в Суздале, от нее-то я и услышал впервые про город Иваново. Приехал сюда на прослушивание, после которого меня очень хвалили и поддержали, особенно заслуженные артисты РСФСР Валентина Бирилло и Станислав Артюшкевич. У меня был опыт работы на сцене оперного театра, но оперетта в Иванове – с богатыми традициями и школой Бориса Бруштейна. Так что поначалу было очень непросто: надо было много работать над собой, учиться у старших коллег – народного артиста России Владимира Келина, заслуженных артистов Владимира Каннабиха и Валерия Пименова.

Моими первыми значимыми ролями в ивановском театре были работы в спектаклях «Ночь в Венеции», «Корневильские колокола» и «Цыганский барон». И, конечно, сказки. Целых 15 лет играл в «Золушке».

Ролей, сыгранных на ивановской сцене, не счесть. Наиболее любимыми для меня стали Бони и князь Воляпюк в «Сильве», Арман во «Фраските», Мистер Икс в одноименной оперетте. Я люблю характерные роли, возрастные. Но помимо того, что я один из ведущих артистов театра, я еще и заведующий труппой. А вы знаете, у нас очень сильная труппа, которой нужно соответствовать и ни на минуту не расслабляться.

«Между вокальной партией и актерской ролью большая разница»

 - Вы работали в опере и в оперетте – какой из этих жанров вам все-таки ближе и интереснее?

 - Оперетта мне интереснее, хоть я ей и не учился. Это сказка со счастливым концом, которая всегда держится на смехе и любви – этим она близка моему темпераменту. А опера – это что-то такое трагическое и довольно скучное. В опере не нужно обладать актерским мастерством, и поэтому петь оперу технически легче. А в оперетте на сцене нужно жить, быть убедительным, играть характерные роли, танцевать, сбивать дыхание, менять вокальную манеру.

Все-таки вокальная партия и актерская роль – это две большие разницы. Потому что вокальную партию нужно просто выучить, а вот что до работы над ролью – это постоянный поиск нужных красок и оттенков. И даже когда двадцатый раз выходишь на сцену в одной и той же роли, то всё равно волнуешься. Вообще же я всегда критически отношусь к своей работе, стараюсь находиться в поиске, быть на сцене естественным и уж, само собой, не балагурю и не позволяю себе забывать текст.

 - Что, по вашему мнению, главное в жизни?

 - Для меня в жизни важнее всего семья. У меня трое детей, они и моя прекрасная жена Екатерина стали надежным тылом и настоящим смыслом. И, конечно же, музыка.

Мнение
Ведущий инженер-программист музыкального театра, лауреат премии «Блогер года – 2016», супруга артиста Екатерина СЕРКОВА:
- Саша для меня – прежде всего любимый мужчина. Он прекрасный семьянин, любящий муж, заботливый отец, отличный хозяин и мастер на все руки по части домашнего ремонта. Мы всегда всё делаем вместе, будь то выбор новой вещи или уборка в доме. Обязательно всей семьей завтракаем и ужинаем.
О Саше как артисте могу сказать, что к каждой роли он относится как к ребенку: с большой бережностью, ответственностью и любовью. Вкладывается всем своим нутром. И если перечислять, какая из них любимая, то можно называть все подряд – а это больше 50 ролей! К каждому спектаклю он готовится, как ученик перед экзаменом: повторяет с особой тщательностью и всегда просит меня «подыграть» и почитать «по ролям». Так лучше вспоминается.

 

Константин ШАРОНИН

Читайте также
«Мастерская новых медиа» возьмет на обучение лучших медиатехнологов и креативщиков
"Движение Первых" запускает флешмоб "Спасибо спасателям"
В Ивановской области студенческие семьи смогут получить маткапитал 1 млн рублей