Банкиры берутся за палитру, юристы осваивают ноты

7 февраля 2017 11:59

С каждым годом всё больше людей с высшим образованием (а то и с двумя), имеющих свой бизнес или серьезные должности, отправляются еще и за средним образованием – творческим. И пока их окружение недоумевает, зачем они «забивают голову всякой ерундой в каких-то колледжах», они учатся играть на музыкальных инструментах, писать картины и ставить спектакли.

Банкир, продавец и эколог на одном курсе

На уроке грима.

Вопрос «зачем тебе это?!» постоянно звучал и в мой адрес: в 2012 году я поступила в Ивановский колледж культуры на курс заслуженного учителя России Натальи Юрьевны Шутовой. Тогда даже мне самой это казалось совершенно безумным поступком: во-первых, я никогда не занималась театральным творчеством (и вообще никаким творчеством, кроме литературного); во-вторых, я понятия не имела, как буду совмещать учебу со своим ненормированным рабочим днем; и, наконец, в-третьих, трудно было переломить снисходительное отношение многих знакомых к среднему образованию… Но, как оказалось позже, все эти проблемы решились сами собой.

Группа подобралась настолько разношерстная, насколько можно было это представить. Судите сами: несколько студентов, два артиста хора музыкального театра, директор школы со своей дочерью, юрист, эколог, офис-менеджер, сотрудник банка, продавец, математик… Конечно, по разным причинам несколько человек отсеялось, но такая ситуация складывается даже на очных отделениях вузов, когда учебе ничего не мешает. А здесь вечерняя форма обучения предполагала совмещение с работой и занятость даже по субботам – выкраивать лишнее время для многих было проблемой.

Кувырок через голову и стойка на руках

Учиться было сложно. Особенно на первых курсах, особенно на специальностях: сценречь, сцендвижение, режиссура, актерское мастерство. И если на дикцию я никогда не жаловалась, то сыграть цветочек или собачку было сложно и, мягко сказать, непривычно. На одном из занятий мы готовили этюды и одногруппница попросила оценить, хорошо ли она лает: отвела меня в уголок и звонко гавкнула пять раз. Со стороны это смотрелось как абсолютное сумасшествие!

Репетиция танца курсового спектакля.

Но очень скоро к непринужденной обстановке и тому, что «работать» надо часто не головой, а эмоциями и телом, привыкли. Все с удовольствием, как маленькие дети, резвились на полу, ползали на четвереньках, кричали и изображали тюленей. Оказывается, учебный процесс может быть и таким! Польза от таких занятий для людей, приученных всегда держать эмоции при себе и потому абсолютно не умеющих их выражать, была колоссальной – это я замечала по себе.

Было и то, что у меня не получалось ни в какую. Например, кувырки через голову. До училища я последний раз кувыркалась лет 25 назад и очень боялась сломать себе шею. Тренировалась дома на диване, и это было настоящим развлечением для моего мужа. В конце концов кувырки кое-как стали получаться. А вот встать на руки я так и не смогла…

Подруга попросила сыграть... мертвого суфлера

Комментарий
Наталья ШУТОВА, заслуженный учитель России:
- Могу сказать, что обучать режиссуре и актерскому мастерству зрелых людей, не работавших никогда с театральным коллективом, не выходивших на сцену даже в школьные годы, почти невозможно. Но мы с моими учениками с первых дней обозначили наши цели, а я в обучении театральному творчеству пошла необычным путем: повернула всё на имидж, на внешнюю и внутреннюю выразительность человека. Взрослые ученики оказались обучаемы, им было интересно. А я, посмотрев их дипломные спектакли, поняла, что это был единственно правильный педагогический путь.

Но самым интересным действом были репетиции наших сценок и курсовых спектаклей. Долго учили слова, по многу раз отрабатывали каждую сцену, доводили до автоматизма жесты. Были и ссоры, и слезы, и обиды, и радости, но в конечном итоге мы сыграли и сценки, и спектакли. А зрителями были наши друзья и родные. И хотя мы знали, что им понравилось бы всё, что мы ни показали, первые аплодисменты были очень приятными.

На последнем курсе каждый из нас как режиссер поставил свой спектакль. Найти пьесу, актеров, сцену для постановки, реквизит, костюмы – всё это ложилось на наши плечи. В качестве актеров привлекали и своих одногруппников, и друзей, и даже мужей и жен. Например, в моем спектакле по пьесе Валентина Красногорова «Его донжуанский список» главную роль сыграл мой супруг. А я сама была очень горда, что в дипломном спектакле моей подруги мне удалось сыграть замечательную роль: мертвого суфлера.

...И вот дипломы на руках. Сейчас, пройдя всё это, я могу сказать, что колледж в плане личностного развития дал мне, пожалуй, даже больше, чем вуз. И научил главному: режиссировать свою жизнь, быть внутренне более свободной, ставить цели и добиваться их, не опускать руки, когда, казалось бы, ничего не получается. А буду ли я работать по новой специальности – не так и важно.

В училищах воплощают детские мечты

Мнение
Дарья БОБРОВИЦКАЯ, редактор «Ивановской газеты»:
- В детстве я училась в музыкальной школе, но потом решила получить высшее образование и поступила в вуз. А когда подросли и пошли в музыкальную школу мои дети, мне самой очень захотелось снова изучать музыку, и я поступила в училище. Кажется, все в тот момент считали меня сумасшедшей. И даже преподаватели поначалу относились настороженно. Но потом все стали помогать, относились ко мне очень почеловечески, спасибо большое всем моим преподавателям.
А было действительно сложно: я училась очно, работала, а еще у меня трое детей… Многое не получалось: как-никак, я была значительно старше своих одногруппников, а значит, у меня были хуже реакция и моторика. Много раз хотела бросить, но всегда чтото останавливало. Сейчас, получив диплом, я в свободное время преподаю в музыкальной школе и получаю от этого настоящее удовольствие.

Наша группа не была исключением: в колледже учится множество заочников, которые, получив высшее образование, поступили туда, куда «лежит душа». По словам замдиректора по учебной работе колледжа Ольги Бабановой, в последнее время к ним поступает очень много юристов: «Звонят, спрашивают, нет ли курсов ораторского искусства, актерского мастерства, а когда узнают, что нет, поступают к нам на заочное. Актерские навыки нужны им для профессии, например, выступления в судах». Поступают и уже работающие руководители театральных коллективов, чтобы иметь профильное образование, на библиотечное дело поступают учителя, которые по совместительству работают школьными библиотекарями. «Наше образование в первую очередь развивает коммуникативную функцию, а это то, что нужно каждому», – резюмирует Ольга Геннадьевна.

В художественном училище на сегодняшний день учатся четыре человека с высшим образованием. В основном это представители технических специальностей. «Получение после высшего образования среднего можно назвать некой тенденцией нынешнего времени, – рассуждает замдиректора Ивановского художественного училища Ольга Шарова. – Несколько лет назад у нас учился лишь один такой студент». Причем чаще всего после выпуска из училища люди с «вышкой» начинают работать по своей второй специальности, то есть кардинально меняют жизнь.

«Раньше при поступлении действовало ограничение по возрасту, а когда его сняли, к нам стало приходить всё больше людей с высшим образованием, – говорит замдиректора музыкального училища Мария Айсина. – В основном это люди, которые в детстве ходили в музыкальную школу и мечтали связать свою жизнь с музыкой, но родители настояли, что они должны получить более престижные, по их мнению, профессии. И дети поступили в вузы, выучились и… всё равно пришли к нам. Занимаются для души. У нас учится доцент университета, инженер, закончившая ИГЭУ, студентка-медик, получающая сразу два образования. Трудность – в нашей специфике: у нас нет предметов, которые бы переносились из уже полученного диплома, занятия в основном очные и разбросаны в течение дня. Многие не выдерживают нагрузок и уходят. Но в целом (и это подтвердили во всех училищах. К.К.) ученики, уже имеющие за плечами высшее образование, более прилежны, они точно знают, чего хотят, и старательно идут к своей цели».

Читайте также
В парке "Красная Талка" в Иванове прошел большой городской субботник
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа